Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста

Цели, принципы, задачи и содержание образования опре­деляются государственной политикой Российской Федера­ции, в основу которой взяты следующие принципы:

• гуманистический характер образования: приоритет об­щечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

• воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека;

• общедоступность образования, адаптивность системы об­разования к уровням и особенностям развития и подго­товки воспитанников и обучающихся;


40 I- Введение в педагогику раннего возраста


2. Педагогика раннего возраста на современном 41

этапе развития образования



• светский характер образования в государственных и му­ниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный харак­тер управления образованием.

Государственная политика в образовании отражается в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах министерств образования, здраво­охранения и др. В практическую деятельность она претворя­ется как государственными, так и негосударственными обра­зовательными учреждениями. Основными документами, отражающими государственную политику в сфере образова­ния на современном этапе, являются: Закон РФ «Об образо­вании», «Концепция дошкольного образования», «Концеп­ция непрерывного образования».

В соответствии с этими документами основными направ­лениями развития системы дошкольного образования явля­ется смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение ва­риативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осущест­вление связано с пересмотром всех компонентов образова­тельного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его разви­тия является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечело­веческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают высту­пать в качестве самостоятельных целей и становятся средства­ми развития ребенка. В базис личностной культуры включает­ся овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Смена приоритетов в образовании влечет за собой пере­смотр способов взаимодействия педагогов с детьми; на смену авторитарной педагогике, учебно-дисциплинарной модели образования в дошкольном возрасте приходит педагогика со­трудничества, построенная на личностно-ориентированном


взаимодействии с детьми, которое предполагает индивиду­альный подход к ребенку, отсутствие жесткой регламентиро­ванности в педагогическом процессе, предоставление детям свободы выбора деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: