Наука и образование взаимозависимы: наука дает образованию содержание и определяет способы формирования личности в процессе обучения и воспитания; образование обеспечивает науку творческими личностями, способными посвящать свою жизнь поиску истины. Следует подчеркнуть, что во многом проблемы образования являются общими во всем мире: они связаны с поисками методов и средств, обеспечивающих эффективность образования, формирования мотивации к образованию, определению связи обучения и воспитания, обучения и образования и т. д. Обсуждение проблем образования имеет давнюю историю: оно начинается в античности и продолжается сегодня. Можно сказать, что образование принадлежит к числу вечных проблем, непосредственно связанных с пониманием особенностей науки и человека.
Традиционно образование рассматривается как трансляция научного знания. Данная концепция рассматривает человека как объект образовательного воздействия. Индивидуальные особенности личности не берутся во внимание. Поскольку наука ставит своей задачей постижение всеобщих законов существования природы, общества и самого человека, постольку и задача образования состоит в том, чтобы передать имеющиеся научные знания последующим поколениям. Вместе с теоретическими знаниями формируются и практические умения и навыки. Ограниченность и непродуктивность такого подхода к образованию осознает любой педагог как в средней, так и в высшей школе. Катастрофическое падение мотивации к образованию оборачивается педагогическим насилием, «экзаменационным адом», невостребованностью творческого потенциала, когда личность не может реализовать свои природные задатки и не ищет путей своего развития. В результате образование сводится к обучению, т. е. овладению знаниями как чем- то внешним, навязанным извне и не связанным с жизнью, трудом, профессией, которые рассматриваются как «работа», требующая дисциплины и усердия, но не как пространство для творчества.
|
|
В психологии советского периода сложилось особое направление, которое в рамках так называемого деятельностного подхода вскрывало механизмы формирования сознания, в соответствии с принципом единства сознания и деятельности: «Строение сознания человека закономерно связано со строением его деятельности», — подчеркивал известный психолог А. Н. Леонтьев (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 68). Данный подход недооценивает роль самого человека, потенциал его внутренней организации. Известный русский психолог С. Л. Рубинштейн, возражая против абсолютизации роли деятельности в развитии человека, подчеркивал: «...процесс развития способностей человека есть процесс развития человека, а не вещей, которые он порождает, поскольку способности не проецируются в человека из вещей» (Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 277).
|
|
Альтернатива классическому образованию — гуманизирующее образование, по выражению Л. А. Микешиной «возвращение субъекта в образование». Необходимым условием гуманизации образования должно быть понимание человека как целостного существа, рациональность которого предполагает участие рассудка и разума, сознательного и бессознательного, эмоционального и волевого аспектов, каждый из которых индивидуально неповторим и в то же время является всеобщей принадлежностью каждого индивида. Образование должно опираться на факторы внутреннего порядка — природные задатки, мотивацию, степень овладения культурой, влияние повседневности, которая становится «второй натурой». Оно предполагает развитие в человеке общечеловеческих качеств, расширение пространства человечности при сохранении его неповторимой индивидуальности. В то же время образование призвано высветить, проявить внутренние механизмы творчества, обусловленные наличием у человека особых природных задатков. С. Л. Франк подчеркивал, что всякий человек потенциально хоть в малой степени — творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Всякий ремесленник, работающий с любовью и вкусом, вкладывающий в работу свою личность, творит в этом смысле по вдохновению, и различие между ремесленником и художником относительно. Но мотивация к труду не рождается из педагогического насилия, а является порождением особых личностных качеств, призвания. М. Моритани подчеркивал, что в Японии, стране групповой психологии, ни частные предприниматели, ни правительственные организации не приемлют лишнего риска и не позволяют личности взять на себя ответственность за неудачу, в то время как стране нужны творческие люди. Но особенно критически Моритани относится к системе образования. Его оценки весьма показательны: «Японии нужны те, кто готов полностью посвятить себя долгим и одиноким рискованным восхождениям по непроторенным путям. Таких людей, по-видимому, не удастся найти среди студентов-отличников. Существует реальная опасность того, что подобные индивидуальности пополнят ряды отринутых действующей системой образования» (Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986. С. 139). Автор подчеркивает, что «экзаменационный ад» вступительных и иных экзаменов, зубрежка и муштра не способствуют формированию талантливых исследователей.
Слово «образование» — однокоренное со словами «образец», «образ». Образованный человек являет собой особый лик культуры, которая предстает перед человеком как область смыслов, опредмеченных в результатах человеческой деятельности. Культура и есть образ человеческого мира — духовного и повседневного, в процессе образования она предстает как образец поведения, как система символов, знаков, смыслов. Образование преобразует базовые операции познания, формы восприятия и представления (репрезентации) способы осмысления и понимания (интерпретации), характер проявления эмоциональноволевой и интуитивно-образной сторон психической жизни человека. Не случайно и в процессе обучения и воспитания, и в процессе профессиональной деятельности мы сталкиваемся с противоположностью «обученного» и «образованного» человека. Обученность означает наличие знаний и умений, которые формировались усилиями педагогов, а образованным человек становится в процессе самообразования. Человек — существо, которое создает себя и мир, в котором он живет. Он свободен выбирать внешние влияния и принимать их согласно внутренней логике своей неповторимой, ни на кого не похожей индивидуальности
|
|
В современном образовании необходима ориентация на формирование личности, способной интерпретировать, осмыслять, оценивать социальный мир как «выразительное и говорящее бытие» (М. М. Бахтин). «Задача заключается в том, чтобы вещную среду, воздействующую механически на личность, заставить заговорить, т. е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей, говорящей и поступающей (в том числе творящей) личности» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 365-366). Культура имеет собственный язык, являющийся носителем знаний, ценностей, смыслов. Средства культурной коммуникации включают в себя не только язык межличностного общения, но и языки науки, политики, пропаганды, управления, религии. Сюда входят также невербальные средства культурной коммуникации — жесты, мимика, одежда, ювелирные украшения, прическа, рубцевание и татуировка ит. п. Культурная предметность — результат осмысленной деятельности, и каждый элемент культуры является носителем смысла, а в культуре в целом запечатлены надежды и разочарования, знания и сомнения, страдания и раДости многих поколений людей. Этим объясняется значимость культуры для общества, утрата ценностей которой прерывает связь поколений, отбрасывает общество назад, неся угрозу его существованию.
Для понимания особенностей вхождения традиционных цивилизаций в мировое сообщество, мировую культуру и науку важным является вопрос о том, как идет трансляция ее специфики, как она воспроизводится в деятельности сменяющих друг друга поколений. Ответ на этот вопрос философы ищут, обращаясь к характеристике социокода, в котором усматривают своеобразный механизм культурного наследования, и в понятии повседневности - базовой категории, объясняющей механизмы поддержания и воспроизводства общественной жизни.
|
|
Социокод — внебиологическОе, независимое от сроков жизни индивида средство кодирования, хранения и трансляции любой социальной информации, глубинное, практически не изменяемое ядро цивилизации и культуры, воспроизводящееся в течение тысячелетий и определяющее их генезис и развитие. Предположение о некотором социокоде, который, подобно генетическому коду, воспроизводит свою цивилизацию, независимо ни от каких потрясений и изменений в обществе, было выдвинуто талантливым философом, науковедом и теоретиком культуры М. К. Петровым. Смысл его культурологической концепции состоял в анализе ментальности населения определенного ареала, изменения в которых рассматривались через механизм передачи и преобразования нового знания. Способность всякого общества к сохранению его преемственного существования М. К. Петров усматривал в механизме социальной наследственности, которая обеспечивается деятельностью (пример, показ, ритуал т. п.), и знаком, выполняющим функции «социального гена», способного фиксировать и хранить значение. Знаковая форма существования культуры интерсубъективна, надличностна и вневременна, она есть знание, понятое как обобщенная запись видов социально необходимой деятельности и создающая ментальность. Функционирование социокодов обеспечивается тремя видами общения: коммуникацией, трансляцией и трансмутацией. Особое место в социальном кодировании принадлежит языку межличностного общения. Все формы передачи социального опыта взаимосвязаны, но в различных цивилизациях представлены в особых соотношениях: с преобладанием ритуальных форм либо вербальных (словесных), или в форме общинной, или семейной традиции. Разные социокоды обусловливают и разные социокультурные типы и различия в образе жизни. Наглядно-образные формы передачи социальной информации характерны для цивилизаций традиционного типа. Несмотря на их архаичность, они достаточно подвижны, способны накапливать значительные массивы знания. Тем не менее иероглифическое письмо и наглядно-образный язык мало «приспособлен к научным схематиз- мам и высокого уровня абстракциям, характерным для науки. Не случайно интеллектуальная элита этих стран формируется в европейских университетах.
Культура европейского типа в качестве носителя и транслятора информации использует универсальный логико-понятийный язык, способный выразить логически стройное, упорядоченное представление о картине мира. Способность к обобщениям, абстрагированию, создание на базе естественного языка искусственных языков различных областей знания — важнейшие особенности европейского социокода.
Согласно гипотезе «лингвистической относительности» Сепира— Уорфа, познание реального мира, в значительной степени бессознательно, строится на основе языковых норм данной литературной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения. Структура языка, языковые нормы в той или иной мере детерминируют саму понятийную систему образования мысли, мировоззрение людей, пути восприятия действительности или фактов действительности. Уорф определял влияние семантики и языковых норм на познавательную сферу людей как новый принцип относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или, по крайней мере, соотносительности языковых систем. Как видим, данная концепция усматривает именно в языке первопричину если не всех, то многих явлений внелингви- стического характера. Мышление, поведение, мировоззрение людей лингвистически детерминированы. Почему? Каждый конкретный язык содержит в себе определенный «микрокосм». Мысль формируется в особой системе значений знаков языка, а определенные лингвистические модели, обусловливающие способы употребления знаков, детерминируют и процесс кодирования, и процесс восприятия любой культурной информации.
А теперь зададимся вопросом, всякий ли язык способен кодировать данные современной науки, её терминологию? Ответ может быть только отрицательным. Характерно, что проводившиеся исследования российских ученых показали, что дети чукчей, эвенков, обучающиеся в школах-интернатах и не говорящие на русском языке, с трудом
осваивают научную информацию, даже если делаются попытки передавать ее на родном языке. Это связано с тем, что понятийный аппарат науки не согласуется с языком этих народностей и не содержит понятий, способных аутентично заменить понятия, передаваемые русским языком. А дети, владеющие русским языком наряду с родным, свободно овладевают научными знаниями, преподаваемыми в школе. Это показывает реальные трудности образования и распространения научных знаний, имеющиеся в различных регионах мира.
Как элемент культуры наука участвует в образовательном процессе, обеспечивая его не только содержательно, но и обоснованными методическими, психологическими и другими рекомендациями. Под влиянием науки наращивается процесс секуляризации, и религиозномифологические представления уступают место научному мировоззрению.
4. Культура и формирование стиля научного мышления
Стиль — это совокупность устойчивых, повторяющихся, черт отличительных особенностей мышления, поведения и приемов деятельности человека. Стилевое единство и качественная определенность обнаруживается и в продуктах человеческой деятельности. Стиль научного мышления проявляется в речи, языке, коммуникации, формируется стихийно, и неявно принимается большинством членов научного сообщества. Господствующий стиль обладает мощной силой социокультурной принудительности. Начнем с того, что уже с момента своего появления на свет ребенок осваивает язык, в лексике которого преобладают слова, выражающие наиболее важные для индивида и сообщества в целом события, связи, отношения и потребности. Кроме того, регуляция деятельности осуществляется путем формирования разветвленной системы норм, регламентирующих практически все проявления жизнедеятельности индивида. Поэтому нормы создают тот социальный каркас, ту границу, в пределах которой происходит общение и взаимодействие людей. Нормы создают и соответствующие ролевые ожидания, и стремление соответствовать этим ожиданиям. Поведение человека является предсказуемым и в значительной мере стандартизованным. Что же отличает людей, их действия и поведение? Каждый индивид обретает собственный опыт, обладает неповторимыми особенностями своего характера, психики, моторики. У него вырабатывается индивидуальный стиль. По аналогии можно говорить о стиле поведения определенной группы, в том числе и профессиональной группы. Соответственно, в науке, в среде ученых также вырабатывается свой стиль поведения и мышления. Так или иначе, именно культура и цивилизация благодаря вырабатываемым в их контексте нормам обусловливает и стиль поведения и деятельности. Не случайно выдвижение науки в центр общественной жизни и культуры сопровождается формированием особого языка и стиля общения и поведения: кибернетический стиль мышления сегодня охватил своим влиянием даже старшее поколение, а терминология виртуалистики выступает как «универсальная отмычка» к характеристике продукции современных СМИ.
Стиль обладает свойствами иерархичности и системности. Иерархичность стиля означает наличие в нем некоторых доминант, которые обусловливают его качественную определенность. Доминанты сообщают стилю его системность, хотя главное, что определяет системное качество стиля, - его принадлежность определенной культуре, обусловливающей его подчинение более глобальному целому. Внутреннее системное единство стиля, таким образом, определяется как координацией норм, участвующих в его формировании, так и наличием системообразующего начала, т. е. социокультурной доминанты. Системный характер стиля проявляется и в том, что появление новых элементов в стиле научного мышления неминуемо ведет к перестройке всей его структуры в целом. В науке в качестве такой доминанты может быть, в частности, парадигма, которая формирует не только определенные установки теоретического исследования, но и в неявном виде содержит принципы, образцы решения научных задач. Как формируется эмпирическое знание, как оцениваются его результаты, как осуществляется обобщение и систематизация эмпирических данных — все это в значительной мере определяется стилем научного мышления определенной эпохи.
Стиль оказывает большое влияние на характер научного мышления, хотя его влияние неявно и, как правило, не осознается ученым, скрыто от него. В понимании механизмов формирования стиля научного мышления имеются различные точки зрения. Так, JI. А. Микешина определяет стиль научного мышления как «исторически сложившуюся, устойчивую систему общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху» (Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005. С. 345). В качестве таких нормативов автор называет требования к описанию, объяснению и предсказанию как в процессе научного творчества, так и в конечных результатах познания. В этом понимании имеет место тенденция к отождествлению стиля научного мышления и метода исследования, который, несомненно, влияет на формирование стиля научного мышления, но не сводится к нему. Подчеркнем, что JI. А. Микешина пытается развести понятия стиля и метода научного мышления: «Стиль научного мышления отличается от метода по масштабу проявления и по времени функционирования. Метод в значительной мере варьируется в зависимости от задачи, стиль же сохраняется при переходе от одной познавательной задачи к другой. Стиль проникает во все области знания, «окрашивая» его определенным образом, тогда как методы носят частный характер; стиль проявляется и функционирует через методы, а методы в определенной степени детерминируются стилем мышления, хотя, как известно, и не только им» (Там же. С. 347).
Иная трактовка стиля научного мышления дается А. А. Ивиным, который определяет стиль мышления как «сложную, иерархически упорядоченную систему неявных (курсив мой. - Н. Б.) доминант, образцов, принципов, форм и категорий теоретического освоения мира» {Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005. С. 484). Автор утверждает, что человек вступая в науку, застает сложившийся господствующий стиль мышления и принимает его как нечто само собой разумеющееся. «Эта принимаемая почти без всякого анализа система мыслительных привычек определяет горизонт мышления отдельного индивида, способ постановки им проблем, круг тех решений, которые он способен предложить и т. д.» (Там же. С. 485). Данные рассуждения приводят к выводу, что стиль научного мышления определяется не только внутринаучным, но и обыденным познанием, искусством, религией, обычаями и иными социокультурными факторами.