Реализация личностно-ориентированной модели образования требует соблюдения следующих принципов.
Принцип развития. Означает ориентацию образования на специфику психологического возраста ребенка; запрет как на инфантилизацию, так и на постановку преждевременных образовательных задач.
Для педагогики раннего возраста это положение является чрезвычайно важным. Незнание или игнорирование закономерностей развития ребенка раннего возраста порождает негативные тенденции в практике его воспитания. Одна из этих тенденций выражается в отсутствии образовательных задач, сведении воспитания к обеспечению ухода за ребенком — кормлению, гигиеническим процедурам, прогулкам, что ограничивает перспективы развития, не дает возможности актуализировать богатые резервы возраста.
Другая негативная тенденция связана с широко распространенной в наши дни практикой раннего обучения детей. Многие родители и педагоги ошибочно полагают, что чем раньше начинается подготовка ребенка к школе, тем успешнее его дальнейшее развитие и обучение. Как следствие, возраст «подготовки детей к школе» неуклонно снижается. С этой точки зрения детство не имеет значения как самоценный период жизни человека, а рассматривается лишь как этап подготовки ребенка к будущей взрослой жизни. В массовом порядке организуются «мини-школы» для самых маленьких, создаются группы, в которых с двух-трехлетними детьми проводятся занятия по обучению математике, чтению, письму, иностранным языкам.
|
|
При таком подходе обучение строится без учета возрастных возможностей детей. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы, занятия проводятся по типу школьного урока. Предлагаемый для усвоения материал часто носит абстрактный характер, далекий от процесса жизнедеятельности ребенка. Неадекватность
42 I- ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2. Педагогика раннего возраста на современном 43
этапе развития образования
таких образовательных задач и методов состоит в том, что игнорируются присущие детям непроизвольность, эмоциональность, стремление к активным предметно-практическим действиям, особенности мышления. Процесс обучения сводится порой к заучиванию формальных, бесполезных для жизни знаний, что ведет к психическим и физическим перегрузкам детей вплоть до возникновения различных заболеваний.
Таким образом, как инфантилизация, так и искусственная акселерация в образовании наносят вред развитию ребенка, противоречат гуманистическому принципу признания самоценности каждого возраста.
Принцип самоценности детского возраста. Утверждается в трудах известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
|
|
С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Оно дает ребенку возможность приобщиться к богатствам духовной и материальной культуры, приобрести специфические для человека способности и нравственные качества, которые имеют непреходящее значение для последующего формирования личности. Детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что если эти важнейшие качества не будут сформированы в детстве, то будет трудно, а подчас и невозможно восполнить возникшие недостатки на более поздних возрастных этапах. ! Обсуждая проблему совершенствования системы дошкольного воспитания, он писал: «Радикальным по видимости, но утопическим по сути является утверждение о том, что ценой искусственной акселерации развития ребенка, путем сокращения детства может быть достигнут в дальнейшем прогресс человечества. Надо не сокращать детство, а совершенствовать содержание, формы и методы воспитания. Полагают, что ребенка-дошкольника можно обучить чему угодно путем специальной тренировки и таким образом фактически отрицают особое значение ранних периодов детства и тех качественных изменений психики, которые совершаются в эти периоды, для общего хода человеческого развития»1. А.В. Запорожец настаивал на том, что, изыскивая пути повышения эффектив-
ности воспитания дошкольников, следует идти не по пути искусственной акселерации, а по пути обогащения, амплификации детского развития. При этом необходимо учитывать возрастные закономерности развития ребенка, уделяя особое внимание воспитанию интеллектуальных, эмоциональных и нравственно-волевых качеств, которые наиболее интенсивно формируются в том или ином возрасте и входят «в золотой фонд» зрелой человеческой личности1.
Критически оценивая внедрение в практику дошкольного образования учебно-дисциплинарной модели, В.В. Давыдов подчеркивал принципиальную важность для решения образовательных задач в дошкольном возрасте опоры на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым: «Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов дает, детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и должны решаться в раннем возрасте образовательные задачи»2.
Принцип единства воспитания и обучения. Личност-но-ориентированная модель образования не предполагает отмены обучения детей в раннем возрасте, но предъявляет особые требования к организации педагогического процесса, который должен быть основан на знании психофизиологических закономерностей развития. В этом возрасте ребенок полноценно усваивает только то, что ему интересно, что вплетено в контекст общения со взрослым и в предметно-практическую деятельность. Критерием такого усвоения является не умение по требованию взрослого воспроизводить
Запорожец А.В. Избр. психологические труды. Т. 1. М., 1986. С. 257.
1 Запорожец А.В.. Избр. психологические труды. Т. 1. М., 1986. С. 257.
2 Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998. С. 44—45.