Основные понятия

Т

ермин «педагогика» — многозначный, происходит от греч. paidogogie — наука о воспитании и обучении человека включает:

• различные идеи, представления, взгляды на стратегию (цели), содержание и тактику (технологии) воспитания, обучения, образования?

• область научных исследований, связанных с воспитани­ем, обучением, образованием;

• практическую деятельность по воспитанию и обучению;

• учебный предмет в составе среднего, высшего профессио­нального и послевузовского педагогического образования;

• искусство, мастерство воспитания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. В число их входят: общая педагоги­ка, история педагогики, педагогическая и возрастная психо-


38 I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА


2. Педагогика раннего возраста на современном 39

этапе развития образования



логия и др. Как особые области, ориентированные на возраст­ные особенности различных категорий людей, выделяют педа­гогику детства, в том числе дошкольную, педагогику юности, педагогику взрослых. Дошкольная педагогика изучает зако­номерности развития, воспитания и форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Она зани­мает пограничное положение на пересечении сфер общей педа­гогики, детской психологии и возрастной физиологии.

В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине до­школьной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки.

Основными понятиями ее являются:

• объект педагогики как науки,

• предмет педагогики как науки,

• образование,

• воспитание,

• обучение,

• содержание образования,

• образовательные программы,

• педагогический процесс.

Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.

Термином «образование» обозначается наиболее общая педа­гогическая категория. Образование — составная часть и одно­временно продукт социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения состоит в целенаправленном развитии тех или иных способностей человека, благодаря педагогически организованной передаче культуры от поколения к поколению. В образовании индивид осваивает систему ценностей, знаний и умений, соответствующих его интересам и общественным ожи­даниям. В этом процессе участвуют воспитанники, ученики, воспитатели и преподаватели; в него включаются образователь­ные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), образовательное учреждение, окру­жающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.

Образование включает в себя процессы воспитания и обу­чения.

Воспитание в широком педагогическом смысле понима­ется как целенаправленный процесс, осуществляемый систе­мой учебно-воспитательных учреждений и направленный на


формирование эмоционально-ценностной стороны личнос­ти — системы определенных качеств, взглядов, убеждений.

Обучение — это совместная целенаправленная деятельность педагога и детей, в ходе которой осуществляется преимущест­венно интеллектуально-практическое развитие личности.

Единство обучающей, воспитывающей и развивающей функций образования выступает главным принципом педа­гогической деятельности.

Содержание образования — это педагогически адаптиро­ванная система знаний, умений и навыков, опыта творчес­кой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание его раскрывается в образовательных програм­мах, учебных планах и учебниках.

Образовательные программы — это документы, определя­ющие содержание образования. В Российской Федерации они подразделяются на общеобразовательные и профессио­нальные. Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным.

Педагогический процесс — это организованный учебно-вос­питательный процесс в целом, включающий деятельность пе­дагогов и воспитанников и выступающий предметом педаго­гики. С этой точки зрения педагогика выступает как наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, содержа­ние, методы и формы организации педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: