Значение процессуальной игры для развития ребенка

Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ре­бенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, так же как и в предметной деятельно­сти, ребенок осваивает общественную функцию предметов


и смысл деятельности взрослых. Игра позволяет ему расши­рить границы своих практических возможностей, воспроиз­водя действия взрослых в условном плане. Все это является важным фактором социального развития детей, так как способствует формированию навыков общения, умения по­нимать чувства и состояния других людей, сопереживать им.

Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она — наиболее естественный и продуктив­ный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекатель­ной и мотивированной для них деятельности. В ней создают­ся наиболее благоприятные условия развития наглядно-об­разного мышления, закладываются основы творчества и пред­посылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей дея­тельности в дошкольном возрасте.

Процессуальная игра обладает также выраженным психо­терапевтическим эффектом, поскольку через игровые дейст­вия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвобо-, дить накопившиеся негативные переживания.

Итоги

- Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. В основе ее лежит стремление ребенка подражать взрослому. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, он постигает общест­венную функцию предметов, усваивает смыслы человеческой деятельности. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Особенность таких игр заключает­ся в том, что в них многократно воспроизводится процессуаль­ная сторона деятельности взрослых, а результат является мни­мым, воображаемым.

На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры. У детей появляется инте­рес к действиям в воображаемой ситуации; возрастает коли­чество и разнообразие действий с предметами, игровые дей­ствия становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными и обобщенными. Усложняется структура игро­вой деятельности: игровые действия связываются в цепочки; дети начинают использовать предметы-заместители.


102 И- Особенности развития ребёнка раннего возраста


7. Развитие общения со сверстниками ЮЗ



На третьем году возрастает самостоятельность ребенка в игре, действия его становятся более вариативными и разно­образными, расширяется репертуар игровых сюжетов; в них начинает отражаться логическая последовательность собы­тий. Игровые замещения становятся более осознанными, иг­ра приобретает творческий характер. В конце раннего возра­ста появляются элементы ролевого поведения.

Процессуальная игра способствует развитию речи, на­глядно-образного мышления, воображения; в ней складыва­ются предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой иг­ры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: