Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста

Особенностью использования предметов-заместителей в ран­нем возрасте является их гибкость. Известно, что дошкольники в игре четко придерживаются правил и следят за тем, чтобы каждый предмет-заместитель употреблялся в заданной ему функции. В раннем возрасте наблюдается другая картина — каждый предмет-заместитель в одной и той же ситуации может неоднократно менять свое назначение. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Среди таких полифункциональных предме­тов можно назвать кубики, шарики, палочки, различные дета­ли мозаик и конструкторов. Именно такие предметы стимули­руют творческое воображение детей, именно с ними совершает­ся большее число оригинальных действий. Например, девочка 2,5 лет на протяжении 15-минутной игры использовала кубик из конструктора в следующих функциях: он был сосиской, кар­тошкой, хлебом, мороженым, конфетой, заколкой в волосах куклы и, наконец, опорой для моста (всего 7 замещений).

Типичным для игры детей третьего года жизни является до­мысливание отсутствующих предметов. Ребенку не составляет труда изобретать разнообразные меню в процессе кормления куклы из пустой посуды, часто он просто протягивает ей пус­тую ладошку, называя то или иное блюдо. Кормление из пус­той ладошки можно наблюдать и в более раннем возрасте. Отличие таких действий на третьем году жизни заключается в том, что ребенок не просто протягивает ладошку кукле или собачке, а предлагает им совершенно определенный вид пищи, обсуждает ее качество, интересуется у игрового персонажа, понравилась ли ему еда, и т.п. Такая игра моделирует полно­ценное общение, предполагающее инициативные речевые об­ращения к персонажу, ожидание ответа или же ответ за него.

К концу раннего возраста дети могут достаточно свободно отвлекаться от конкретных свойств предмета, преодолевать диктат наглядной ситуации и использовать в качестве замес-


4*


100 И- Особенности развития ребенка раннего возраста


6. Развитие процессуальной игры Ю1



тителей предметы с фиксированной функцией. Осознанность, самостоятельность замещений в сочетании с аффективно окра­шенным отношением к игре, включающей подчас неожидан­ное символическое использование предметов, может рассмат­риваться как проявление творческого воображения в игровой деятельности. Приведем несколько эпизодов самостоятельной творческой игры ребенка в конце раннего возраста.

Света (2 года 11 мес.) довольно долго играет с куклой: купает, причесывает, сопровождая свои действия развер­нутыми обращениями к ней, комментариями по поводу ее настроения и самочувствия. Затем неожиданно ото­двигает все сюжетные игрушки в сторону, берет два блюдца, кладет на них по кубику и на каждый ставит овальную деталь пирамидки. Повернувшись к взросло­му, говорит: «Это окошки (кубики), а это колобки сушат­ся». Подождав, пока высушатся колобки, и сложив их в кастрюльку, Света кладет на освободившиеся кубики плоскую деталь конструктора: «Вот мост, машины сюда проезжают». Закрыв один из проемов моста другой дета­лью конструктора, девочка объявляет: «Закрыт огород, не проезжать». Берет ложку и, изображая машину, дви­жется по мосту: «Ду-ду-ду». Затем строго говорит, обра­щаясь к ложке: «Огород закрыт, ты куда едешь?» Убрав ложку, девочка повторяет то же самое с палочкой, и ког­да палочка-машина подъезжает к мосту, спрашивает ее: «Ты где была?» И, повернувшись к взрослому, объясня­ет: «Она в гараже была». Наконец откладывает палочку в сторону и сообщает: «Все, машина спать легла».

В данном случае девочка играла без опоры на реальные иг­рушки, свободно замещая один предмет другими и используя один из них в не свойственной ему функции (ложка-машина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: