Специфика игрового действия

Первые игровые действия ребенка представляют собой некоторое подобие действий взрослых и тех орудийных действий, которые он уже умеет совершать сам. Одна­ко между игровым и утилитарным использованием предме­тов есть существенная разница. Отличие игрового действия от утилитарного сформулировал Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры». Он писал, что предметное действие двойственно по своей природе. С одной стороны, каждое предметное действие содержит общую схему, в которой за­креплено общественное назначение предмета; с другой — имеет операционально-техническое содержание, без усвое­ния которого невозможно совершать практические утили­тарные действия. Из этой двойственности и проистекают две линии развития предметных действий: одна связана с овладением операциональной стороной утилитарной дея­тельности и реализуется в собственно орудийных действи­ях, другая, имея дело со значениями вещей в их оторван­ности от прямой практической пользы и практического результата, является началом формирования процессу­альной игры.


Это положение легко проиллюстрировать на примере ис­пользования ребенком ложки. Когда он начинает овладевать этим навыком, ему стоит больших усилий приспособить свою руку к ложке так, чтобы ее содержимое попало в рот. На этом действии сосредоточено все внимание малыша и целью его является результат. Но вот другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Он берет ложку, делает вид, что зачерпывает из та­релки еду и беглым движением подносит ее ко рту куклы. Ребенок понимает, что находится в игровой ситуации, основ­ной смысл которой можно определить словом «как будто». Поэтому ему не нужно следить за правильностью выполне­ния действия. Здесь важна схема действия, которая встрое­на в особое содержание деятельности. Оно заключается в том, что ребенок изображает действие взрослого. В этой условной ситуации вместо ложки можно использовать любой подходя­щий предмет — палочку, карандаш и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: