Первые игровые действия ребенка представляют собой некоторое подобие действий взрослых и тех орудийных действий, которые он уже умеет совершать сам. Однако между игровым и утилитарным использованием предметов есть существенная разница. Отличие игрового действия от утилитарного сформулировал Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры». Он писал, что предметное действие двойственно по своей природе. С одной стороны, каждое предметное действие содержит общую схему, в которой закреплено общественное назначение предмета; с другой — имеет операционально-техническое содержание, без усвоения которого невозможно совершать практические утилитарные действия. Из этой двойственности и проистекают две линии развития предметных действий: одна связана с овладением операциональной стороной утилитарной деятельности и реализуется в собственно орудийных действиях, другая, имея дело со значениями вещей в их оторванности от прямой практической пользы и практического результата, является началом формирования процессуальной игры.
|
|
Это положение легко проиллюстрировать на примере использования ребенком ложки. Когда он начинает овладевать этим навыком, ему стоит больших усилий приспособить свою руку к ложке так, чтобы ее содержимое попало в рот. На этом действии сосредоточено все внимание малыша и целью его является результат. Но вот другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Он берет ложку, делает вид, что зачерпывает из тарелки еду и беглым движением подносит ее ко рту куклы. Ребенок понимает, что находится в игровой ситуации, основной смысл которой можно определить словом «как будто». Поэтому ему не нужно следить за правильностью выполнения действия. Здесь важна схема действия, которая встроена в особое содержание деятельности. Оно заключается в том, что ребенок изображает действие взрослого. В этой условной ситуации вместо ложки можно использовать любой подходящий предмет — палочку, карандаш и др.