Роль взрослого в развитии общения детей со сверстниками

Исследования показывают, что потребность в общении со сверстниками строится на базе ранее сформированных по­требностей — в общении со взрослым, во впечатлениях и активном функционировании. Поскольку потребность во впечатлениях и действиях с предметами первоначально за­слоняет собой потребность в общении со сверстниками и ма­лыш достаточно долго воспринимает ровесника как объект,


«открыть» его субъектность ребенку помогает взрослый. Опираясь на ведущую в раннем возрасте предметную дея­тельность, он может организовать такое взаимодействие между детьми, которое открывает возможность для возник­новения субъектного отношения к другому ребенку и одно­временно обогащает опыт общения малышей друг с другом новым содержанием.

Этот путь влияния взрослого на развитие общения детей со сверстниками был апробирован в экспериментах. В них участвовали дети полутора лет, у которых потребность в общении с ровесниками еще не сложилась. С одной группой организовывалась ситуация, где они могли играть с игруш­ками, находясь рядом друг с другом. Таким образом создава­лась возможность спонтанного возникновения совместной игры детей с предметами.

В другой группе взрослый старался организовать совмест­ную игру детей с предметами и установить личностные кон­такты между ними. Он поддерживал и усиливал все иници­ативные проявления ребенка по отношению к сверстнику в ходе их свободной игры рядом; вовлекал их в предметную дея­тельность, предлагая поочередно совершать одинаковые дей­ствия (складывать кубики в общее ведерко, ставить их один на другой, чтобы вместе построить башенку). При этом взрослый старался установить между детьми доброжелательные отно­шения: побуждал называть друг друга по имени, хвалить, привлекал внимание к достоинствам и успехам сверстника и др. Такие занятия проводились в течение полутора меся­цев.

В результате по истечении этого срока у детей второй груп­пы сложилась потребность в общении, расширилось содер­жание взаимодействия, установились избирательные отно­шения с партнерами по совместным играм. Дети стали не только охотно вступать в эмоциональные контакты друг с другом, но и вместе играть с игрушками. У малышей из пер­вой группы, хотя и усилился интерес друг к другу,* но обще­ния не возникло.

Таким образом было установлено, что организация взрос­лым субъектного взаимодействия детей в процессе совмест­ной предметной деятельности является эффективным спо­собом формирования общения со сверстниками.


110 II- Особенности развития ребенка раннего возраста


7. Развитие общения со сверстниками 111




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: