Исследования показывают, что потребность в общении со сверстниками строится на базе ранее сформированных потребностей — в общении со взрослым, во впечатлениях и активном функционировании. Поскольку потребность во впечатлениях и действиях с предметами первоначально заслоняет собой потребность в общении со сверстниками и малыш достаточно долго воспринимает ровесника как объект,
«открыть» его субъектность ребенку помогает взрослый. Опираясь на ведущую в раннем возрасте предметную деятельность, он может организовать такое взаимодействие между детьми, которое открывает возможность для возникновения субъектного отношения к другому ребенку и одновременно обогащает опыт общения малышей друг с другом новым содержанием.
Этот путь влияния взрослого на развитие общения детей со сверстниками был апробирован в экспериментах. В них участвовали дети полутора лет, у которых потребность в общении с ровесниками еще не сложилась. С одной группой организовывалась ситуация, где они могли играть с игрушками, находясь рядом друг с другом. Таким образом создавалась возможность спонтанного возникновения совместной игры детей с предметами.
|
|
В другой группе взрослый старался организовать совместную игру детей с предметами и установить личностные контакты между ними. Он поддерживал и усиливал все инициативные проявления ребенка по отношению к сверстнику в ходе их свободной игры рядом; вовлекал их в предметную деятельность, предлагая поочередно совершать одинаковые действия (складывать кубики в общее ведерко, ставить их один на другой, чтобы вместе построить башенку). При этом взрослый старался установить между детьми доброжелательные отношения: побуждал называть друг друга по имени, хвалить, привлекал внимание к достоинствам и успехам сверстника и др. Такие занятия проводились в течение полутора месяцев.
В результате по истечении этого срока у детей второй группы сложилась потребность в общении, расширилось содержание взаимодействия, установились избирательные отношения с партнерами по совместным играм. Дети стали не только охотно вступать в эмоциональные контакты друг с другом, но и вместе играть с игрушками. У малышей из первой группы, хотя и усилился интерес друг к другу,* но общения не возникло.
Таким образом было установлено, что организация взрослым субъектного взаимодействия детей в процессе совместной предметной деятельности является эффективным способом формирования общения со сверстниками.
110 II- Особенности развития ребенка раннего возраста
7. Развитие общения со сверстниками 111