Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

Группа должна быть оснащена оборудованием, материала­ми и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики ма­териалов и комплексностью. Следует иметь в виду, что груп­пировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут вы­полнять общеразвивающую функцию. В то же время матери­алы и оборудование могут быть специфицированы для каж­дого направления развития детей.

Материалы и оборудование для физического развития детей. В группе должны быть различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков). К ним относятся:

• горки;

• лесенки;

• скамеечки;

• туннели;

• домики;

• игрушки-качалки;

• модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов;

• веревки;

• дорожки для ходьбы, задающие изменение направления
движения;


230 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________;_______________

• массажные дорожки и коврики с разным покрытием;

• «сухой бассейн»;

• мини-маты;

• трехколесные велосипеды;

• мини-стадионы.

Все эти приспособления побуждают малышей залезать, под­лезать, проползать, подползать, перешагивать, прыгать и пр.

В группе должны быть игрушки и материалы, развиваю­щие мелкую и крупную моторику:

• мячи разных размеров, в том числе массажные;

• кегли;

• обручи, кольца;

• игрушки, которые можно катать, толкать;

• разноцветные предметы различной формы для нанизы­вания;

• доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками;

• специальные приспособления — стенды, тренажеры — предназначенные для развития разнообразных движе­ний кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.);

• коробки с разными крышками и прорезями, копилки.
Материалы и игрушки для социально-личностного раз­
вития детей:

• фотографии детей, семьи, семейные альбомы;

• фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и дет­ского учреждения;

• наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых;

• картинки и фотографии, изображающие разные эмоцио­нальные состояния людей (веселый, грустный, смею­щийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;

• наглядный материал и игрушки, способствующие разви­тию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.);

• аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:

• игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде,
которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, ан­
тропоморфные животные из разных материалов;


7. Организация развивающей предметной среды 231

• стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);

• стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания прр-

дуктов и пр.);

• игрушки для разыгрывания различных сюжетов:

— кормления кукол (посуда, столовые приборы);

— укладывания спать (подушечки, простынки, оде­яльца);

— купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);

— лечения (игрушечные наборы, в которые входят гра­дусник, шприц, трубочка для прослушивания, ку­сочки ваты, бинтик и пр.)

— прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, ма­шинки);

— уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок,

веничек, салфетки);

— игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, лен­точки, флаконы);

— игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);

— игры в «цирк»: (заводные игрушки: обезьянка, ку­рочка, «заяц с барабаном», «Дюймовочка»; кук­лы-рукавички, маски);

— игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игру­шек) и др.;

• строительные наборы для изготовления мебели домов,

дорожек и пр.;

• машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые авто­мобили, гоночные машинки, подъемный кран, самоле­ты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);

• детские телефоны;

• предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конст­рукторов, фигурные катушки и пр.);

• крупные модули для строительства машин, поездов, до­мов и пр.;

• большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома и пр.


232 HI. Содержание и методы педагогической

__.__________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


7. Организация развивающей предметной среды 233



Материалы и игрушки для познавательного и речевого раз­вития детей. В группе должны находиться бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они должны быть выполнены из разнообразного материала, иметь разные размеры, цвет, фактуру, стимулировать выполне­ние различных действий. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них.

Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, должны быть:

• пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элемен­тами разнообразных форм для индивидуальных занятий;

• большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками;

• матрешки;

• наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, ша­ры, диски);

• игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.);

• наборы разнообразных объемных вкладышей;

• мозаики, рамки-вкладыши с различными геометричес­кими формами, паззлы;

• конструкторы;

• игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клю­ющие курочки и др.);

• заводные игрушки (большие и маленькие волчки, ма­шинки и пр.).

Материалы и игрушки для развития познавательной ак­тивности, экспериментирования:

• столы-поддоны с песком и водой;

• плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, ме­таллические предметы, предметы из резины, пластмас­сы и пр.);

• разнообразные бытовые предметы для исследования (ча­сы, кофемолка, телефон и пр.);

• приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдо­скопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);

• игрушки из разных материалов и разной плотности (из тка­ней, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягкона-


бивные игрушки из разных тканей, заполненные различ­ными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);

• пластические материалы (глина, тесто);

• материалы для пересыпания и переливания (пустые плас­тиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);

• трубочки для продувания, просовывания;

• игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пена­лы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застеж­ками, головоломки, наборы для игр, включающих реше­ние проблемных ситуаций);

• игрушки со светозвуковым эффектом;

• «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предме­тами и игрушками;

• игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантиновая дорога, эстакады с дви­жущимися игрушками, мыльные пузыри и др.);

• книги, открытки, альбомы, аудио- и видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью жи­вотных и растений.

Материалы для развития речи:

• книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);

• предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);

• материалы с изображением различных знаков (магнит­ная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифра­ми, карты и др.);

• разрезные картинки, наборы парных картинок;

• серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);

• лото, домино;

• аудиокассеты с записями детских песен, сказок;

• диафильмы.

Материалы и оборудование для художественно-эсте­тического развития детей.

В группах должны быть материалы и оборудование обще­го назначения:

• книги с красочными иллюстрациями, репродукции;

• альбомы с цветными фотографиями произведений деко­ративно-прикладного искусства;



III. Содержание и методы педагогической

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


7. Организация развивающей предметной среды 235



• альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;

• музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);

• фланелеграф;

• стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;

• емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.

Материалы для изобразительной деятельности:

• наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцвет­ных мелков;

• краски (гуашь, акварель, пищевые красители);

• кисти для рисования, для клея;

• палитра, емкости для воды, красок, клея;

• салфетки для вытирания рук и красок;

• бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций;

• глина, пластилин (не липнущий к рукам);

• печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;

• трафареты для закрашивания;

• доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;

• мольберты;

• фартуки и нарукавники для детей.

Все материалы должны быть пригодны для работы: каранда­ши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые. Материалы для музыкального развития детей:

• игрушечные музыкальные инструменты: бубны, бараба­ны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, коло­кольчики, дудочки, металлофоны, пианино;

• игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шка­тулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с на­борами мелодий, звуковые книжки, открытки);.

• аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, маг­нитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).

Материалы для театрализованной деятельности:

• оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей
(наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для
кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные
атрибуты и пр.);


• карнавальные костюмы, маски;

• фланелеграф с набором персонажей и декораций;

• различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскост­ной, магнитный, теневой);

• аудио- и видеосредства для демонстрации детских спек­таклей, мультфильмов.

Оборудование и игрушки на детской площадке:

• песочница;

• скамейки;

• горка;

• качели;

• велосипеды;

• санки;

• игрушки для двигательной активности: мячи, тележки,

игрушки для толкания;

• игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, ло­патки, совочки);

• оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн, тазики для воды, плавающие иг­рушки, сачки и пр.).

Итоги

Среда развития ребенка — это комплекс материально-тех­нических, санитарно-гигиенических, эргономических, эсте­тических, психолого-педагогических условий, обеспечиваю­щих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Материально-технические и санитарно-гигиенические ус ловия составляют первичную основу организации деятельно­сти дошкольного учреждения. Необходимые требования к материально-техническим условиям включают наличие по­мещений для пребывания детей в дошкольном учреждении, показатели противопожарной безопасности, освещенности, условия проведения режимных моментов, организации пи­тания, осуществления медицинских процедур, а также тре­бования к реализации образовательного процесса. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное со­стояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность свободно зани-


236 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


8. Организация планирования педагогической деятельности 237
____________________ и наблюдения за развитием детей _________



маться разными видами деятельности. Этому способствует зонирование групповой комнаты.

Содержание развивающей предметной среды должно удов­летворять потребностям актуального и перспективного разви­тия детей. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов и оборудова­ния. Развивающая среда должна быть гибкой и динамичной, отвечать изменяющимся потребностям и возможностям детей.

Предметная среда должна быть безопасной. Она организу­ется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм и в то же время не ограничивать свободу детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: