Фамилия, имя ребенка........................... Возраст.........................................
Дата поступления в ясли.......................................
| Сфера наблюдения | Дни посещения яслей | ||||||
| и т.д. | |||||||
| Разлука с матерью: — спокойная — легкое беспокойство, быстро успокаивается — тяжелая | |||||||
| Общий эмоциональный фон: — ребенок спокоен в течение дня или оживлен — постоянно плачет, зовет маму, настороженно относится к окружающим — выглядит равнодушным, ничем не интересуется | |||||||
| Режимные моменты: — хорошо ест — быстро засыпает |
Продолжение карты
| Сфера наблюдения | Дни посещения яслей | ||||||
| ит. д. | |||||||
| Навыки самообслуживания: — стремится есть сам — стремится одеваться сам — просится на горшок | |||||||
| Общение со взрослыми: — охотно вступает в деловые контакты — предпочитает физический контакт — отказывается от контактов | |||||||
| Общение со сверстниками: — охотно играет рядом с другими детьми; — проявляет инициативу в общении — избегает контактов | |||||||
| Действия с предметами: — играет длительно и увлеченно — играет вяло — отказывается от игры | |||||||
| Средства общения: — экспрессивно-мимические средства — предметные действия, — лепет — активная речь | |||||||
| Примечания |
Наблюдение ведется в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются положительные или менее благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы:
• цифровую шкалу (трех- или пятибалльную);
• условные обозначения (плюс, минус, галочка);
• словесные обозначения (постоянно, часто, редко, никогда).
246 IN. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
8. Организация планирования педагогической деятельности 247
____________________ и наблюдения за развитием детей __________
В случае необходимости в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.
Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать прежде всего, составляет план работы, проводит беседы с родителями в целях общей стратегии поведения взрослых.
По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.
Ниже приводится образец такой карты наблюдения.