Для психоанализа центральными понятиями являются сила «Я» и зрелость «Я». Эти понятия рассматриваются как критерии психоаналитических способов индикации и как цель терапии. Понятие силы «Я» становится, однако, тогда проблематичным, когда эта сила «прикреплена» только к «Я» и оставляет вне поля зрения другие функции социального характера (отношение к «Ты» и к «Мы», отношение к фантазии и будущему). Психотерапия вплоть до недавнего времени занималась индивидом и укреплением его «Я»-функции, тогда как качественные характеристики отношений в партнерстве, в семье и в отношениях к непосредственно значимому социальному окружению вовсе не рассматривались.
Представления о партнерстве, браке, общности, сексуальности черпались в значительной степени из общепринятого опыта, взглядов и моделей для подражания: «Я хотел(а) бы, чтобы в будущем у меня тоже был такой счастливый брак, как у моих родителей». Или: «Я совсем не хочу выходить замуж, чтобы иметь детей и вести такую же постылую жизнь, как мои дедушка и бабушка, и мои родители».
|
|
Не существует какого-то единого, общего мнения о партнерстве и семье, а есть множество точек зрения, способов поведения и правил игры.
Как муж приходит домой после работы, и как его встречает жена; как мать в его отсутствие разговаривает с детьми; как муж реагирует на личные внесемейные интересы своей жены; каковы семейные ритуалы еды, отхода ко сну, проверки успеваемости детей в школе, свободного времяпрепровождения; проявляют ли родители нежность друг к другу (поцелуи, объятия, поглаживания, комплименты) в присутствии детей; в какой мере родители могут обсуждать между собой вещи, которые выходят за пределы повседневности и затрагивают ли они такие темы, как собственные чувства, проблемы, желания и цели; в какой мере они могут открыто обсуждать конфликты; выражается ли критика в молчаливых упреках или она «застревает» в нежелании обидеть друг друга.
Родители демонстрируют свою зависимость друг от друга и, вдобавок к этому, свою стратегию, когда дело доходит до отделения или расставания. Поведение родителей, их отношение друг к Другу оказывают воздействие не только на них самих, но и на всю семью: косвенно, когда дети перенимают то, что наблюдают, и непосредственно, когда, например, мать цепляется за ребенка, а отец дает понять, что хочет оставить семью.