Практические выводы

В своем индивидуальном развитии, а также в партне­рской ситуации человек проходит постоянно три ста­дии межличностных отношений: привязанность, раз­личение и отделение.

Даже если формы проявления привязанности очень похожи на типичный способ поведения человека в раннем детстве, то привязанность никак нельзя на­звать инфантильным поведением или «рисовкой». В любом возрасте и в любой социальной ситуации при­вязанность играет свою роль, хотя и изменяет формы проявления в зависимости от ролевых и возрастных ожиданий. Даже человеку преклонного возраста на смертном одре нужна привязанность.

Привязанность - это не только постоянное повторе­ние детской зависимости; в каждой особой ситуации она проявляется по-разному, но, конечно, то, что за­печатлелось в детстве, может оставаться и в поздних проявлениях привязанности. Привязанность в партне­рстве может приобретать характер какого-либо доминирующего признака.

Привязанность в партнерстве - чувствовать себя беспомощным, рассчитывать на внимание партнера, надеяться на любовь и защищенность, ожидать от партнера, что у него найдется время для меня, что он при­нимает меня, готов выслушивать меня, что он прояв­ляет терпение по отношению ко мне и предоставляет мне время измениться к лучшему, доверяет мне и со своей стороны ведет себя так, что внушает доверие и т.п.

Различение - это основная функция, которая тесно связана с актуальными способностями. Только благо­даря различению человек учится согласовывать свои естественные потребности с требованиями социального окружения.

Иными словами: мы можем чему-либо научиться, только научившись различать.

Родители приучают ребенка, чтобы он знал: когда время для еды, когда нужно ложиться спать, что нужно мыть руки перед едой, здороваться, учить ста­рательно уроки, как обходиться с деньгами, когда и как задавать вопросы и правильно их формулировать, где границы между вымыслом и действительностью и каким интересам и формам социальных отношений, в том числе и их эмоциональности, следует уделять вни­мание.

Та же структура отношений, очерченная еще в ран­нем детстве, сохраняется и в межличностных отноше­ниях, в отношениях с партнером и в субъективных ожиданиях на протяжении всей жизни.

Различение отнюдь не означает того, что человек некритически поглощает всю обрушивающуюся на него информацию, все правила добропорядочного по­ведения и массу научных сведений. Речь идет скорее о том, чтобы отбирать нужную информацию, проверять, обмениваться мыслями по этому поводу и таким обра­зом устанавливать социальные связи (способность учиться и учить).

Различение в партнерстве: чтобы научиться разли­чать, необходимо разъяснение. Почему это так, а не иначе, как это функционирует, и чего можно этим до­стигнуть. Учись различать сущность и свойства: если человек делает что-нибудь неправильно, то он не явля­ется поэтому плохим, просто он не оправдал опреде­ленных ожиданий или нарушил какие-нибудь правила. Разъясни ему, в чем особенность ситуации и о каких актуальных способностях идет речь. Он скорее сможет изменить отдельные актуальные способности, чем самого себя. Даже если дело дошло до болезнен­ных нарушений и конфликтов, различение может по­мочь: нарушения и конфликты по своей сути не явля­ются только чем-то негативным, они могут иметь и по­зитивные последствия, например, беседу партнеров.

Каждое наше действие, каждый поступок, каждая актуальная способность, которую мы развиваем в себе, помогают нам развить свою самостоятельность, которая делает нас способными на отделение. Отделе­ние означает, что человек самостоятельно вступает в отношения с другими людьми, что он расстается с одним партнером и находит интерес в другом или воз­вращается к прежнему партнеру, но уже по-иному. Способность к отделению в этих случаях равносильна личной свободе.

Если мы вежливо и честно сказали о чем-то своему партнеру, причем достаточно убедительно, то ему нужно время, чтобы принять решение. Нельзя отни­мать у него это право решать самостоятельно. Он решит сам, если не сегодня, то завтра или, может быть, в далеком будущем. Не всякий способен к отде­лению в определенное время: одному нужно больше привязанности, другому больше различения (неповто­римость личности).

Отделение в партнерстве: если человек отделяется от партнера или от группы, то это не обязательно свя­зано с прекращением отношений, а означает пере­стройку, переоценку и новое развитие отношений. Если кто-либо отделяется, то ему нужно не только со­гласие близкого лица на это отделение, но и его соот­ветствующая новым отношениям привязанность и спо­собность к различению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: