Вопрос 1. Отличительные черты культуры Междуречья

Билет 4

Месопотамия – район между реками Тигр и Евфрат. Иначе эту землю называют Двуречье. Там когда-то расцвели цивилизации Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона, Ассирии. Именно с этой землей связывают начало истории. Сегодня мы не найдем на карте этих названий, сейчас здесь находится современное государство Ирак со столицей Багдад. Долгое время древняя Месопотамия была известна лишь по описаниям греческого историка Геродота и библейским сказаниям о Вавилонской башне, дворце Навуходоносора со знаменитыми Висячими садами Семирамиды, горе Арарат, куда пристал ковчег Ноя. Причиной этому было полное отсутствие зримых памятников древней культуры. Земля Месопотамии была бедна камнем и лесом. Основным строительным материалом был необожженный кирпич, который весьма непрочен. Кроме этого постоянные войны разрушали то, что не разрушило время. Археологические раскопки огромных глиняных холмов с середины XIX века подарили миру удивительные открытия: найдены тысячи обожженных глиняных табличек с клинописью – письменностью, похожую на птичьи лапки, что остаются на морском берегу после отлива. Из них многое стало понятно: именно эти цивилизации подарили миру колесо, искусство глиптики (резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях, особенно широкое изготовление резных каменных печатей круглой и цилиндрической формы), оттуда к нам пришло деление часа на 60 минут, минуты на 60 секунд. Математика и астрономия позволили точно вести календарь, деля год на 12 месяцев, ориентировать стены сооружений по сторонам света, производить многие математические вычисления. В области политики, права и военного дела страны Междуречья во многом опередили греков и римлян (законы Хаммурапи были высечены на камне). Глиняные таблички знакомят с медицинскими рецептами, наказами земледельцу. Так же, как и в Египте, в Междуречье было распространено многобожие, однако боги не имели такого ярко выраженного зооморфного начала. Частым атрибутом богов являются крылья, что позволяет говорить ученым об их инопланетном происхождении. Самыми распространенными богами были: Ану – бог неба, Энлиль – бог воздуха, изобретатель, сын Ану; Энки - владыка земли и воды, Инанна (Иштар) – богиня любви и плодородия.Богам строились особые храмы – ступенчатые башни - зиккураты. Каждый ярус храма облицовывался кирпичом разного цвета. Так, например, самый знаменитый храм - зиккурат в Вавилоне –Этеменанки –был посвящен 7 планетам (названия даются в греческой традиции) и раскрашен соответственно их цветам: Марс – красный, Луна – серебряный, Солнце – золотой… Вавилонская башня, описанная в Библии, которую хотели построить до самого неба люди, очень схожа по описанию с зиккуратом. Людей же, считалось, боги сотворили на гончарном круге для того, чтобы исполнять их желания и приносить щедрые жертвоприношения. Поэтому люди должны молиться. Частыми были изображения адорантов (молящиеся с широко раскрытыми глазами и молитвенно сложенными руками.

Вопрос 2. Родоначальник английской живописи Уильям Хогарт. Английская национальная живописная школа складывается поздно – лишь в XVIII веке. Этому имеется несколько причин. Одна из них состоит в том, что Англия – протестантская страна. Протестантской англиканской церкви не требовалось богатое убранство, скульптурные изображения, алтарные картины и стенные росписи. Именно против роскоши богослужения и оформления храмов восставал глава протестантов немец Мартин Лютер. Другая причина была в том, что и придворной культуре Англии не были свойственны версальская роскошь и грандиозность, что отличало правление французских королей.

И ещё одна особенность: огромная роль в культурной жизни Англии принадлежала приглашенным иностранцам. Именно они диктовали моду в искусстве и формировали художественный вкус жителей туманного Альбиона. Поэтому творчество Уильяма Хогарта (1697 -1764) стало поистине крупным явлением в английской культуре. В середине 50-х годов можно было дешево купить в любой лавчонке или книжном магазине гравюры Хогарта. Он родился в бедной семье типографского корректора в Лондоне. Учился у ювелира и гравёра по металлу. Своему учителю живописи Джеймсу Торнхиллу он помогал в росписях богатых особняков. Любимым видом искусства для него стала гравюра (см. билет №1, вопрос 3). Сначала Хогарт писал картину маслом, а потом воспроизводил в гравюре.

Огромное влияние на Хогарта оказали идеи Просвещения, утверждавшие, что с помощью художественного творчества можно воспитать в человеке нравственное начало и искоренить пороки. Этой задаче Хогарт посвящает многие свои произведения. При этом он любит создавать целые серии картин на одну тему. Самой известной работой стала серия «Модный брак» (1744). Как обычно, сначала она была написана в картинах, потом воспроизведена в гравюрах, разошедшихся не только по Англии. Сюжет «Модного брака» злободневен во все времена. Художник рассказывает о неравном браке по расчёту между разорившимся аристократом и богатой девушкой из купеческой среды. Серия состоит из шести картин:

  • «Брачный контракт». Картина повествует о том, как родители молодых заключают выгодный для обеих сторон брак: один получает деньги, другой – титул. При этом неважно, что молодые люди абсолютно равнодушны друг к другу.
  • «Вскоре после свадьбы». Картина подтверждает, что свадьба ничего не изменила, молодые по-прежнему ничего не чувствуют друг к другу, и каждый живет своей жизнью.
  • «Визит к шарлатану». Супруг проводит время в кутежах с нежелательными последствиями для здоровья, о чем говорит эта картина. Граф вынужден лечиться тайком.
  • «Будуар графини». Новоявленная «светская леди» заводит роман со стряпчим.
  • «Дуэль и смерть графа». Однако житейская история оборачивается трагедией: в поединке с любовником жены граф погибает.
  • «Смерть графини». Стряпчего повесили, графиня приняла яд.

Хогарт рассказывает о своих героях, не обличая их, а пытаясь понять. Он рассказывает о них в мелочах: например, новоявленная графиня потягивается, что абсолютно невозможно для знатной леди во многих поколениях. Так делают простолюдинки.

Один из последних циклов Хогарта также злободневен: «Выборы в парламент» (1754). В цикле четыре картины:

· «Предвыборный банкет». Сцена спаивания избирателей с целью завоевать их голоса.

  • «Вербовка голосов». Представители двух партий предлагают одному избирателю тугодуму фермеру деньги за его голос.
  • «Голосование». Как на балаганном помосте толпятся избиратели вплоть до больных и сумасшедших.
  • «Триумф избранных». Подведены итоги голосования, но очень непрочно сидит в кресле избранный, поднятый над толпой. Руки вцепились в подлокотники, ноги неуклюже растопырены, спинка кресла явно запрокидывается, того и гляди, упадет он с высоты своего избрания.

Хогарт в своих гравюрах обличает мир торгашества и несправедливого суда. Подлинной симпатией дышат его картины, посвященные простым людям. Такова «Девушка с креветками» - воплощение народного идеала физического и нравственного здоровья. Жизнерадостно и ласково она улыбается нам с полотна в лучах редкого в Англии солнца. В XX веке композитор И.Стравинский написал по серии гравюр У.Хогарта «Карьера мота» оперу «Похождения повесы». В нашем Самарском художественном музее находятся 115 гравюр Уильяма Хогарта. Полностью серия «Модный брак», 3 листа из 4 «Предвыборного банкета» и многие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: