Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6) или много ли путей, ведущих к Богу?

Ответ: В современном обществе очень популярна следующая идея: каждая религия открывает лишь часть истины, все религии в чем-то верны и все ведут к Одному и Тому же Богу, Который разным народам, в разное время открывался по-разному. Попытаемся поразмышлять над этими утверждениями.

На чем основаны религии? На откровениях[6]. Православное богословие выделяет три вида откровений. Общее Откровение, которое дается через особых, Богом избранных людей, пророков и апостолов. Это Откровение выражено в Православной Церкви в Священном Писании и Священном Предании. Индивидуальное откровение, которое дается персонально человеку с целью его назидания. Естественное откровение, т.е. те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которое можно получить на основании изучения самого себя и окружающего мира. Многие исследователи религий говорят, что они во многом похожи. С этим никто и не спорит. Естественное и индивидуальное откровение доступно каждому. Мало того, Церковь не отрицает, что в религиозных доктринах других религий есть немало истинных утверждений. Например, ислам утверждает величие Божье, зороастризм подчеркивает Божественную чистоту, даосизм побуждает нас относиться к тайнам природы с уважением, утверждения индуизма, что Бог рядом с каждым из нас, заслуживает полного признания этого факта. Но повторимся: вопрос не в этом. Христианская религиозная система[7] – это истинная система, которая может содержать лишь незначительные заблуждения. А все нехристианские религиозные системы – это ошибочные системы, содержащие некоторые истины. Попытаемся обосновать данную позицию.

В чем уникальность христианства? В Личности Иисуса Христа. Все мировые религии – это, по своей сути, попытки человека своими силами взойти на небо. Кем были основатели всех мировых религий? Людьми, достигшими некоего духовного развития. Христианство - это единственная в мире религия, основанная самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос - пророк, для последователей New Age - человек, ставший Христом, для буддистов - Бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом, этот факт уникален, и ни в одной мировой религии не повторен. Рационального объяснения факта Боговоплощения не существует, это вопрос веры. Но не затронуть эту тему, в рамках рассматриваемого нами вопроса, было бы нельзя. Теперь перейдем к дальнейшему сравнению христианства с другими религиями.

Прежде всего, в отличие от большинства мировых религиозных систем и, уж тем более сект, христианство исторично, а не мифологично. Существует немало не христианских свидетельств[8] в литературе первого и второго веков, в которой рассказывается как об Иисусе Христе, так и о первых христианах.

Христианство на данный момент провозглашает самые высокие нравственные эталоны жизни, с которыми не может сравниться ни одна мировая религия и секта. Именно христианство провозгласило что «Бог есть любовь» (1Ин.4:16). Любить же может только личность: Бог христиан Личен. В христианстве нравственные законы абсолютны, в отличие от всех пантеистических систем, где добро и зло одинаково иллюзорны[9]. Но если нет четкого разграничения добра и зла, то само понятие нравственности дезавуируется, оно просто исчезает. Индуизм, и все оккультные течения и секты, основанные на пантеизме, по своей сути аморальны. Это следует из их учения, при условии его непредвзятого исследования. Именно христианство провозгласило принцип свободы личности, которым так гордится Запад: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Мы уважаем свободу личности, потому что это дар Бога, язычество этого не знало. Язычество, основанное на пантеизме, уничтожает свободу, ведь их система гласит, что Бог растворен в каждом, личность - это ограничение, «маска», скрывающая Бога. Поэтому надо уничтожить личность, а значит и свободу личности. Именно христианство заложило идею свободы от рабства, с которым языческое мировоззрение спокойно мирилось, считая его естественным. Христианство провозгласило ценность каждого человека, и основным законом выдвинуло милосердие: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Современное общество так гордится своими социальными достижениями, благотворительностью, но ведь они основаны на христианском мировоззрении. Если, например, следовать закону кармы, который многие наши сограждане считают прогрессивным по сравнению с «отсталым и архаичным» христианством, то из него следуют следующие выводы: все страдания являются следствием прошлых деяний человека; помогая человеку, мы усугубляем его карму. Поэтому с точки зрения учения о законе кармы, милосердием будет не спасать человека от страданий, а позволить мучиться,что позволит ему быстрее «изжить» свою неблагоприятную карму. Когда последователь теории кармы заболеет или попадет в тяжелые жизненные условия, прежде чем просить о помощи пусть подумает, что «нехорошо» следовать принципам «архаичного» христианства, лучше умереть, но не отречься от «передового» закона кармы.

Сторонники идеи «многих путей» к Богу могут сказать, что полнотой истины не обладает ни одна религия[10]. С этим утверждением можно было бы частично согласиться, но даже если мы не можем признать, что знаем о Боге абсолютно все, мы не можем сказать, что мы вообще о Нем ничего не знаем. А если это так, то на основании имеющихся знаний мы можем делать уже некоторые заключения о истинности других религий.

В логике[11] есть закон исключенного третьего, суть которого сводится к тому, что два взаимоисключающих утверждения не могут быть одновременно истинными. Например, если мы говорим, что в данный момент на улице идет снег, и это так, значит, утверждение, что снег в данный момент не идет, будет ложным. Быть одновременно истинными эти два утверждения не могут. Сравним представление христиан о личностном Боге с безличностной концепцией Бога[12]. Безличная сила, в которой нет внутренних различий, не способна проявлять личностные качества, например: любовь, знание, сочувствие, разум, в то время, как Личный Бог всем этим обладает. Отношения людей к Богу - Личности и к безличному богу принципиально отличается, потому что в любых взаимоотношениях огромную роль играет нравственная сфера человека. Она же в этих концепциях не просто различна, но диаметрально противоположна. Как видим, эти две концепции никак не дополняют друг друга, а взаимно друг друга исключают.

За отстаивание христианами факта своей уникальности их постоянно обвиняют в нетерпимости к другим религиям. Но так ли это? К чему христианин должен быть терпим, а к чему нет? Терпимость[13] бывает «законной»,она выражается в признании за каждым человеком права верить в то, что он считает истиной. Есть «социальная» терпимость, т.е. признание того, что к людям нужно относиться с почтением и уважением, независимо от их религиозных убеждений. И есть «некритическая» терпимость, т.е. мнение, что никакие религиозные воззрения нельзя назвать ложными или менее значимыми, чем другие религиозные убеждения. Фактически, «некритическая» терпимость означает запрет на любую критику других учений. Вне всяких сомнений, христиане должны проявлять «законную» и «социальную» терпимость, но «некритическая» терпимость ставит вопрос о самом факте существования истины, как таковой. Если такую терпимость сделать нормой, то почему бы и сатанизм с человеческими жертвоприношениями не объявить нормой?

Христианам часто говорят, Христос призывал не судить никого вокруг (Мф.7:1-15), но забывают добавить, что Он добавлял: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24). Последователям «некритичной» веротерпимости следует напомнить, что главный вопрос заключается не в терпимости или отсутствии таковой у кого-либо, а в истинности исповедуемого мировоззрения, на основании которого строится вся жизнь человека, которое определяет его посмертную участь. Христиан любят обвинять в узости мышления[14], но это довод не рациональный, а скорее эмоциональный. Если говорить правду является проявлением «узости мышления», то лучше «узко мыслить» таким образом, чем говорить ложь.

Утверждается, что есть учения, которые полностью примиряют религии между собой, которые нашли «золотой ключик», с помощью которого можно навсегда закрыть проблему межрелигиозного различия. Но это не более, чем миф. На практике все выглядит совершенно иначе. Все подобные учения декларируют свою толерантность только на словах, на практике они предлагают христианам полностью отказаться от своих догматов и последовать за ними. Например, ученик Рамакришны Свами Вивекананда пишет: «К настоящему времени Веды остаются вершинным достижением всего человеческого опыта, умозрений, анализа, воплощенным в книгах, отобранных и отшлифованных столетиями» [15]. О христианах же он пишет так: «Незначительные умы, с ограниченным, нетребовательным кругозором, никогда не осмеливаются парить мыслью» [16]. Не отстает от Свами Вивекананды и Е.П.Блаватская, основательница теософии: «Я (махатма) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов» [17]. Она продолжает: «Невежество создало Богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию и на Христианство, на Ислам, Иудаизм и фетишизм. Это священнослужительский обман, который представил этих Богов такими устрашающими человеку; это религия, которая создает из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным; это вера в Бога и Богов, которая делает две трети человечества рабами горсти тех, которые обманывают их под лживым предлогом спасения их» [18]. В основном, все, кто заявляют о своей терпимости к другим религиям, просто лгут. Вот что писала, например, в своих письмах Е.Рерих: «На смену этому тлению (Церкви. – В.П.) должна прийти возрожденная Церковь первых дней христианства в свете даваемого сейчас Учения Света (Агни Йоги. - В.П.). Именно очищение Заветов Христа» [19].

§4. Богооткровенность Священного Писания

Ответ: Источником православного вероучения является Божественное Откровение[20]. Священное Писание и Священное Предание – это формы передачи этого Откровения. Священное Писание является самой ценной частью Священного Предания и само, по сути, является письменной формой Священного Предания. Библия – это результат сотрудничества Бога и человека, таким образом, Библия - это богочеловеческая книга. Это не означает, что пророки, апостолы и евангелисты выступали в роли «секретарей» Бога, записывая Его слова под диктовку, но это означает, что их ум был очищен Богом для понимания и выражения Его воли. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Канон Священного Писания был засвидетельствован на Иппонийском Соборе 393 года и утвержден на VI Вселенском Соборе 680 года[21]. Священное Писание содержит всю полноту Откровения. По своей сути Священное Писание, как и Священное Предание – это отражение духовного опыта богообщения Православной Церкви, это свидетельства апостолов и всех святых об этом опыте. Истинное понимание Библии, ее смысла, возможно только внутри Православной Церкви, так как только Дух Святой, пребывающий в Церкви, может просветить ум человеческий к пониманию воли Божьей. Священное Писание не довлеет над Церковью, но существует в Церкви, являясь Ее неотъемлемой частью. Как апостол Павел, не встретившись при земной жизни с Господом Нашим Иисусом Христом, благодаря благодати Святого Духа был просветлен и просвещен, и стал одним из апостолов, так и поныне тот же Дух в Церкви продолжает апостольскую традицию через епископов. Священное Предание – это продолжающиеся в истории деяния апостолов.

Подлинность текста Библии подтверждена многочисленными археологическими находками. Самая знаменитая из них - ессейская библиотека в Кумране, которая была обнаружена в 1949 году[22]. Это находка полностью подтвердила достоверность текстов Ветхого Завета. Некоторые из сохранившихся текстов датируются III веком до Р.Х. Книга пророка Исайи была найдена полностью сохранившейся, остальные - в фрагментарном виде.

Как можно доказать истинность слов Библии? Обратим внимание на следующие факты. Археология доказала, что многие исторические данные, приведенные в Библии, а также города, люди, описываемые события действительно существовали. Например, города Содом и Гоморра[23]. Ученые нашли капище Астарты, в которое после смерти Саула положили его оружие: «…и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана» (1Цар.31:10). Существует и множество других подтверждений достоверности многих библейских свидетельств, эти подтверждения непредвзятый читатель без труда может найти[24]. Подтверждена археологическими находками историческая истинность и Нового Завета[25]. Хотя библейские авторы и не ставили перед собой задачу отразить историческую действительность, главная их цель состояла в сообщении воли Божьей, такая историческая достоверность Библии не может не впечатлять.

Следующий критерий, который можно использовать для доказательства богооткровенности Писаний Ветхого и Нового Заветов, - это пророчества. «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели» (Ис.41:21-23). В Библии есть 1817 пророчеств[26], из которых 1239 находятся в Ветхом Завете и 578 в Новом Завете. Часть из них уже исполнилась, например, 191 пророчество об Иисусе Христе[27]. И это при том, что согласно теории вероятности, случайное исполнение этих пророчеств абсолютно исключено[28]. Есть и множество других исполнившихся пророчеств[29]. Таким образом, как мы видим, библейские пророчества соответствуют тому критерию пророческой истинности и богооткровенности, который дан в Священном Писании: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор.18:22). Пророчества, произносимые по повелению Бога, всегда исполняются, в отличие от «пророчеств» современных оккультистов, при исследовании которых оказывается, что большая их часть оказывается ложью[30].

§5. Необходимость Священного Предания

Ответ: Понимание роли Священного Предания является очень важным для любого, кто честно хочет разобраться, что такое Православная Церковь, так как им пронизана вся жизнь православного христианина. В Православной Церкви есть два вероучительных источника: это - Священное Писание и Священное Предание. При этом Священное Предание предшествует Священному Писанию. От Адама до Моисея не было Писания, Иисус Христос учил словом и примером, а не книгою. Так же учили апостолы: «…и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

Что такое Священное Предание? Апостол Павел учил[31], что предание - это все вероучение Церкви: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15). Фактически, Священное Предание - это все, что Бог даровал христианам в своем Откровении. Носителем и хранителем Священного Предания является вся Церковь. Священное Предание включает[32]: 1) древние Символы Веры первых веков христианства; 2) правила святых апостолов, Вселенских и Поместных соборов; 3) чинопоследования древних литургий и акты, написанные в судах о страданиях древнейших святых мучеников за Христа; 4) древние церковные истории; 5) творения святых отцов и учителей Церкви; 6) наконец, вся древняя церковная практика: праздники, посты, устройство храма, священнодействия и т.д.

Сразу же необходимо отметить, что Священное Предание ни в чем не может противоречить Священному Писанию, но при этом само Священное Писание без Священного Предания будет непонятно, потому что всегда найдутся люди, которые толкуют его неправильно. Об этом прекрасно сказано в самой Библии: «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные (выделено нами. – В.П.), к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:15-16). Священное Предание позволяет правильно понимать Библию, без него Библия превращается в «цитатник», с помощью которого сектанты оправдывают любую свою глупость, выдавая ее за «откровение Божие». Без Священного Предания изучение Библии просто опасно: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12). К тому же, как учил Иисус Христос, не каждому дано знать тайны Царствия Небесного: «..вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф.13:11). Дары же Святого Духа в Церкви различны (1Кор.12:4), одним Бог дает понимание Библии другим - нет, и первые помогают вторым.

Само Священное Писание нигде не говорит о том, что оно является единственным источником вероучения, но часто свидетельствует о необходимости всем желающим стать христианами обратиться за помощью к тем, кто умеет толковать Священное Писание, опираясь на Священное Предание. Например, в Библии мы читаем: «Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян.8:30-31). Как видим, ефиоплянинину требуется помощь, само Священное Писание без толкования ему непонятно. То, что смысл Священного Писания может оставаться недоступен человеку, следует и из следующего стиха Библии: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2Кор.3:14-15).

Является ли время критерием истинности предания, на основании которого мы можем считать его Священным? Нет! Библия учит: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5:21). Священное Предание является Откровением Божьим, если же в Него хотят включить какое-либо предание, которое противоречит Священному Писанию, то несмотря на продолжительность своего существования, авторитетным оно не будет. Каковы же те критерии истинности Священного Предания, которые предлагает Церковь? Прежде всего, Священное Предание не должно противоречить Священному Писанию[33]. Также только то Предание можно назвать Священным, которое выражает общую веру Церкви, т.е. истинно только то, что везде, всегда и для всех являлось предметом веры.

Сам текст Нового Завета основан на Священном Предании. Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла было написано только в 51 году[34], последняя книга Нового Завета - Евангелие от Иоанна, была создана около 95 года[35]. Если отвергнуть Священное Предание, то из этого следует, что от Вознесения Христа до формирования канона Нового Завета христиане, кроме Ветхого Завета, ничего не читали. На основании чего тогда был создан Новый Завет?

Священное Предание обязательно для всякого человека, признающего авторитет Священного Писания: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2Тим.1:13). Как уже отмечалось выше, обязательно только то Предание, которое не противоречит Священному Писанию: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8-9). Любое предание, противоречащее Священному Писанию, становится преданием человеческим, которого надо избегать: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

Чем обычно обосновывают утверждение, что одного Священного Писания достаточно для спасения? Часто приводится следующий стих из Библии: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:15-17). Во-первых, этот стих не запрещает Священное Предание. Во-вторых, какое Священное Писание здесь имеет в виду апостол Павел? Во всяком случае, не Новый Завет, потому что когда Тимофей был ребенком, такового еще не существовало[36]. Если понимать смысл этого стиха буквально, то из него логически следует вывод, что читать нужно только Ветхий Завет, потому что даже это послание на момент его получения Тимофеем, не являлось частью канона Нового Завета, а было обыкновенным письмом. Ведь многие части Нового Завета на тот момент еще просто не были написаны. Любому, кто утверждает, что Священного Писания достаточно, и Священное Предание нужно отринуть, задайте ряд вопросов: почему, если это так, они распространяют другие книги, кроме Библии? Разве нужны комментарии к Библии, если она и так понятна любому? Почему вероучения всех, кто отвергает Священное Предание, так сильно отличаются друг от друга? Если Библия - это все, что нам нужно, почему в ней не излагается все требуемое для христианской жизни? Например, почти ничего не говорится о богослужении.

Тот, кто отвергнет Священное Предание, сразу же сталкивается с большой проблемой – проблемой толкования Библии. Один из ответов на этот вопрос звучит так: «Библия говорит то, что имеет в виду, и имеет в виду то, что говорит» [37]. Если это так, задайте следующий вопрос: в Библии сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11:5). Надо ли этот стих понимать буквально, что любая женщина в храме должна находиться с покрытой головой? Если да, то почему большинство сектанток этого не делает? В Библии есть много мест, которые сектанты не толкуют в буквальном смысле. Следующий популярный подход к толкованию Священного Писания гласит: непонятные места объясняй, опираясь на понятные[38]. Из этого принципа следует, что все возникающие при изучении Библии непонимания можно снять, если в Библии найти место, где о том же вопросе сказано более понятно. На практике такой подход ущербен, прежде всего потому, что вызывает вопрос: какие места Библии считать понятными, а какие нет?

Последователи различных оккультных течений выдвигают идею, так называемого эзотерического толкования Священного Писания. При этом они полагаются в своем толковании на внутреннее «просветление»[39], которое якобы открывает им истинный смысл Священного Писания. Как видим, эзотерики совершенно не принимают во внимание того, что за их «просветлением» может стоять не Бог, а дьявол. В самом Священном Писании мы находим повествование о том, как сатана, искушая Иисуса Христа, цитировал Священное Писание (Мф.4:1-11). К тому же, само многообразие толкований одних и тех же стихов Библии разными эзотериками показывает всю несостоятельность данного подхода.

Чрезвычайно распространенная в наше время секта «Свидетели Иеговы» выдвигает следующие аргументы против Священного Предания: «Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: «...зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф.15:3); и еще: «...вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:6-7). Вы православные, к сожалению, до сих пор держитесь предания старцев (Мк.7:5), «уча учениям, заповедям человеческим»» [40]. В этих стихах Библии говорится о преданиях «старцев» или преданиях «человеческих», которые противоречили Священному Писанию. Иисус Христос об этом говорит прямо: «…вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» (Мк.7:8). Фарисеи устранили своим преданием Божьи заповеди (Мк.7:13), в то время, как Священное Предание Православной Церкви ни в чем не может противоречить Священному Писанию. В послании апостола Павла читаем: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас…» (2Фесс.2:15).

§6. Возможно ли познание Бога с помощью чувств?

Ответ: Можем ли мы доверять нашим чувствам? Люди очень субъективны как в самооценке, так и в оценке других людей, событий, явлений и т.д. Что такое интуиция? Слово «интуиция» в переводе с латинского означает «созерцание, видение, пристальное всматривание» [41]. Интуиция - это познание без видимого участия, рассуждения, логических доказательств[42]. Но откуда приходит это знание? Что или кто является источником вдохновения? Православное вероучение говорит о трех источниках вдохновения: знания могут приходить от Бога, дьявола и бесов, из подсознания человека. Представления о том, что «истина – то, что я чувствую», назывется эмоциональной теорией истинности[43], на которую, фактически, опираются все мистики. У этой теории есть несколько слабых мест. Во-первых, мистический опыт конкретного человека не может ничего доказать окружающим, так как он субъективен. Во-вторых, проверить утверждения, основанные лишь на мистическом опыте невозможно. В-третьих, любой опыт подобного рода может быть неверно истолкован. Фактически, весь мистицизм базируется на авторитете собственного опыта конкретного мистика. При этом любые внешние критерии проверки этого опыта мистиком отвергаются.

Православное вероучение такой подход к духовной практике называет прелестью. Разберем, что такое прелесть? Прелестью называется состояние духовного обольщения человека, когда он приписывает себе те духовные достижения, которыми в реальности не обладает. Прелесть проявляется в гордыне, нетерпимости к ближним, закрытости к любым критическим замечаниям, фанатизме[44]. Человек, пребывающий в прелести, любую критику в свой адрес воспринимает как доказательство невежества критикующих. Главным признаком прелести можно назвать то чувство гордыни, которое активно развивается в человеке, заставляя его превозносится над ближними, провоцируя хвалиться своими «духовными достижениями» и активно стремиться учить всех как «правильно» надо духовно развиваться и жить.

Проявления прелести разнообразны, например, святой Антоний Великий писал о таком виде прелести: «Берегись советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречиваго, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светла, - не верьте ему и не слушайте его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательною видимостью истины… Посему диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею; иногда дает им ночью сны, которые исполняются для них днем, чтоб еще в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтобы они относительно его оставались спокойны, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их… Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверены, что сами уже знают все» [45]. Примеров такого вида прелести мы можем найти немало среди современных сект, это и «преподобный» Сан Мен Мун, создатель «церкви» Объединения, и Иосиф Смит, основатель «церкви» мормонов, и В.Я.Береславский (Янкельман), создатель Богородичного Центра и многие другие. Святые отцы Православной церкви учат нас, что такие видения нельзя принимать: «Чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме». Более того, «…Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого…» [46].

Верным признаком духовной лживости видения является сомнительный характер того учения, которое может провозглашать привидившееся существо. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).

Появлению видений в большой степени способствуют различного рода медитации с практикой мысленной визуализации. Человек, не желающий впасть в прелесть, должен полностью отказаться от такого рода практик. «Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой – Христа, например, - или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души» [47].

Еще один вид прелести называется «мнением». У человека формируется внутренняя убежденность в своей правоте, в своем «знании истины». В этом состоянии человек перестает прислушиваться к критическим замечаниям со стороны. Он слышит только себя. Таких людей очень тяжело в чем-то переубедить. Они считают, что уже обрели «истину» во всей ее полноте и почивают на «лаврах».

В целом можно отметить, что Бог не наделил человека ничем лишним, ненужным. И чувства, и разум необходимы нам, они должны пребывать в гармоническом единстве, взаимно дополняя друг друга.

§7. Сны: ложь или истина?

Ответ: Как относиться к снам? Несомненно, существуют пророческие сны. И в Библии есть немало их примеров, это и сон Навуходоносора (Дан.2), и явление во сне ангела Иосифу (Мф.2:19), но одновременно с этим можем прочитать в Священном Писании: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям» (Сирах.34:1-2). Характер снов отражает духовное состояние человека. Св. Симеон Новый Богослов пишет: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями» [48]. В целом, святые отцы не рекомендовали придавать снам особого значения. Их позиция выражается в двух словах: «не принимай и не отвергай». Сны пророческие бывают очень редко и при неправильном отношении к ним вместо вразумления могут послужить к падению человека, взрастить его гордыню. Чаще всего мы видим сны суетные, мирские или искушающие от демонов. При этом, естественно, демоны играют в этих снах роль, так называемых «светлых сил», об этом нас предупреждает и Священное Писание: «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Сны от Бога вызывают в человеке радость, чувство покоя, смирение, они всегда направляют человека к духовному развитию. Сны от бесов льстят человеку, развлекают, объявляют его «великим», ведь сам «Бог» с ним говорит. Их цель - увлечь внимание человека, за внешней мишурой заставить забыть о главном - о смирении. Развить в нем чувство гордыни, объявить его причастным к неким эзотерическим тайнам и т.д. Человек начинает принимать фантазии за реальность, отсюда столько ложных пророчеств этих «подвижников».Люди, поддавшиеся на это, очень быстро становятся заносчивыми, любую критику воспринимают как «невежество», как признак «недостаточной духовной продвинутости» по сравнению с ними. В общем, впадают в прелесть.

II «Я Господь, Бог твой…» (Исх.20:2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: