Власть «прощать и разрешать» (Мф.18:18) грехи

Ответ: Покаяние является основой духовной жизни православного христианина. Призыв к покаянию прозвучал еще в проповеди Иоанна Крестителя: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Человечество больно грехом. Грех отделил человека от Бога. Первородный грех исказил природу человека. Грех – это болезнь воли[76], ее неправильная направленность. Причем, эта болезнь не излечивается от самолечения. После грехопадения воля человека стала удобопреклонна ко греху. Если до падения свобода человека не предполагала постоянного выбора, не была дискурсивной, человеку достаточно было следовать своей неповрежденной природе, чтобы достичь «благобытия», то после грехопадения воля человека колеблется между добром и злом, зачастую нам проще выбрать зло, нежели добро: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Необходимо стать хозяином своей воли, а не игрушкой слепых страстей. Нужно четко отдавать себе отчет, что грех - это болезнь, которая требует исцеления. Грех - это ложь, потому что «всякая неправда есть грех…» (1Ин.5:17). Любая ложь отдаляет человека от Бога и сближает с «отцом лжи» (Ин.8:44) - дьяволом. Именно грех сделал человека смертным, так как отделил его от Бога, Источника Жизни и Бессмертия, ибо «…сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).

Как исцелиться от греха? Как преодолеть образовавшийся разрыв между Богом и человеком? Как исцелиться от смерти? Иисус Христос, став Человеком, соединил в себе две природы - вечную божественную и человеческую, Он не имел в Себе изначальной поврежденности человеческой природы, первородного греха. Из-за этого дьявол в Нем не имел ничего своего и не мог властвовать над Ним. Пройдя путями человеческими, Своею смертью и Воскресением Иисус Христос преодолел смерть, разрушил власть греха, исцелил природу и волю человека. Но это исцеление не магично, оно должно быть лично усвоено каждым христианином в его духовной жизни. Иисус Христос стал Новым Адамом, принес спасение от греха и смерти, став лекарством, дарующим бессмертие.

Многие сектанты считают, что Православная Церковь учит о том, что в таинстве Покаяния с человека магически снимаются все грехи. Такое утверждение не соответствует действительности. Что же такое покаяние? Святой Иоанн Златоуст пишет: «Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк.3:8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил… Теперь благословляй обижающих тебя…Для исцеления нашего недостаточно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство…Сказано, уклонись от зла и сотвори благое» [77]. Как видим, покаяние - это не просто перечисление грехов перед священником, это metanoia (греч.) – перемена мыслей, раскаяние[78]. Изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как «индульгенцию» на право грешить дальше, обманывают самих себя.

Понимать покаяние лишь как акт словесного признания своего греха, без изменения всей жизни и поступков неверно. Вспомним евангельский пример покаяния мытаря Закхея. «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:2-10).

Христос даровал апостолам власть прощать грехи. Апостольство не ушло из мира без преемства своего служения, апостолы передали своим преемникам – епископам и священникам через череду рукоположений служение пастырства, в том числе и власть прощать и разрешать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18); «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). Необходимо сразу отметить, что существует несколько мифов о таинстве Покаяния, один из них заключается в том, что прощает грехи сам священник. Это не так, грехи прощает только Бог (Мк.2:7). Священник - свидетель (2Кор.4:5; Мф. 20:24-28), во многом его участие в таинстве заключается в том, чтобы вызвать чувство стыда у человека, он должен помочь советом, духовным наставлением. Не священники придумали таинство Покаяния; они с апостольских времен (Деян.19:18) несут этот тяжкий крест служения Богу и человечеству. Священник ходатайствует за грешника, молится, чтобы Господь его простил. Священник может сказать: прощаются тебе грехи твои, а Бог ответить: а Я не прощаю, потому что твое покаяние неискренне[79]. Формальное отношение к исповеди без чувства раскаяния и готовности к изменению своей жизни не принесет благого плода для духовной жизни человека. Прекрасный пример истинного покаяния мы находим в Новом Завете. Апостол Петр трижды отрекается от Иисуса Христа (Лк.22:57), но кается и Господь прощает его (Ин.21:15-17). Вся дальнейшая жизни апостола Петра, как мы знаем из священного Предания Церкви, являет собою пример христианской жизни, Петр уже никогда до самой смерти не отречется от своего Учителя и во имя Его пойдет на смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: