ШМЕЛЕВ. ПЛАТОНОВ
Напоминаю, что, кроме указанного в программе хорошего источника: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века (20-90-е годы): ОСНОВНЫЕ ИМЕНА. Под ред. С.И. Кормилова (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Korm/index.php В данном тексте Кормилов), можно использовать школьный учебник под ред. П. Журавлева: Литература. 11 класс. В 2-х ч. (http://www.alleng.ru/d/lit/lit96.htm В данном тексте Журавлев))
18. Религиозные мотивы в творчестве И.Шмелева. Тема обретения духовного рая в романе «Лето Господне».
http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00953811240938173274
http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00237081222338475329/
Осьминина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелева
http://www.belousenko.com/books/ShmelevI/shmelev_osminina.htm
Кормилов
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Korm/05.php
Творч. путь включает:
пов. «Человекиз ресторана», 1911, о «маленьком человеке» в новых реалиях;
после 1917 - повесть «Солнце мертвых» (названа автором эпопеей). Одно из самых страшных повествований об ужасах Гр. войны. Описано пережитое в Крыму с приходом туда красных. Описывает все, кроме того, о чем не было сил повествовать, - кроме расстрела своего единственного сына. Это хроника сгущающегося ужаса. Однако, несмотря на ужас происходящего, на вершащееся на его глазах обесценивание человеч. жизни и – как следствие – обезличивание личности, - герой-повествователь не отказывается ни от Бога, ни от веры в некую неподвластную нам целесообразность мира.
После расстрела сына, после состоявшегося осмысления катастрофы, произошедшей с Россией, - глубочайшая депрессия.
Как противоядие для души – пишет кн.«Лето Господне» и «Богомолье».
В них разворачивается духовная биография мальчика Вани из трудовой купеческой семьи. Повествование от 1 лица: особый лиризм и подлинность создаваемой поэтической картины мира. События, прекрасный, одухотворенный мир увидены его глазами. Образ автобиографичен, но это не только автобиогр. Это попытка на философском уровне осмыслить, в чем состоит залог устойчивости и гармонии мира. Но при этом «Лето Господне» еще и попытка осмыслить важнейшие основания национального мира, народного сознания, русской национальной ментальности.
Собственно, содержание «Лета Госп.» составило поэтическое изображение жизни трудового русского купеческого дома. Но одновременно это и изображение всей русской жизни. Кажется, вся Россия, Русь предстает здесь "в преданьях старины глубокой", в своей темпераментной широте, истовом спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора.
Особое качество- точность и поэтичность детали. Мир состоит из деталей, но это не калейдоскоп, а целостная картина. Это мир добра, любви, труда.
Для этого мира характерно СЕМЕЙНОЕ СОСТОЯНИЕ: семья находится в его центре; теплота семейных чувств распространяется навесь окружающий мир. Важнейшей фигурой в этого мира оказывается ОТЕЦ (ключевая фигура патриархального сознания). Но не менее важен для Вани и его НАСТАВНИК Горкин – ч-к чужой, но осуществляющий важнейшую УЧИТЕЛЬНУЮ функцию.
Вместе с неистребимой привычкой к труду люди несут в себе глубокую религиозность. Залогом устойчивости этого мира является то, что он выстроен вокруг веры, даже сам его цикл задается православным календарем, его праздниками и скорбями.
И этот мир не свободен от трагедии – это трагедия смерти. В финале у Вани умирает отец, человек еще молодой и сильный. Смириться с этой потерей и переплавить ее в опыт души помогает вера.
Это воистину "потерянный рай" - не только для Шмелева-эмигранта, но и для всей России и ее народа.
Жанр.
Сложный, многомерный. С одной стор., это автобиогр проза. С др. ст., несет элем. романа-воспитания. Соотнесено с «Детством» Толстого. Но: скорее, это лирич. поэма. По мере раздвижения картины русской жизни, лирич. поэма перерастает в эпическую, точнее лиро-эпическую.
- «Богомолье» - о поездке Вани с Гориным на богомолье в Оптину Пустынь.