Осознание временных отрезков происходит чаще всего в быту и общении со взрослыми. Особая роль при этом отводится художественному слову и использованию предметов изобразительного искусства (картины, иллюстрации). Можно использовать стихи «Рано-рано поутру», «Слон», «Травка-Муравка», в которых отражается та или иная часть суток.
«Травка-Муравка»
Травка - муравка, со сна поднялась.
Птица-синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
«Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в кроватку на бочок
Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Различению частей суток способствует точный распорядок дня. Части суток маленькие дети различают по изменению содержания своей деятельности, а также деятельности окружающих взрослых.
С детьми проводятся беседы по уточнению знаний о частях суток («Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Сейчас день. Что ты делаешь днём? и т.д.) Причём беседовать нужно сначала об одной части суток, затем о другой. Во время беседы используются картинки, фотографии, на которых изображена деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени, используется художественное слово.
|
|
Можно использовать куклу, надевающуюся на руку или дидактическую куклу, которая будет завтракать, играть и т.д. Дети называют действия и говорят, когда это происходит (утром, днём, вечером, ночью). Для закрепления знаний можно использовать и чтение произведений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия.
У детей младшего дошкольного возраста расширяются представления о временах года (зима, весна, лето, осень). Для этого применяются следующие методические приёмы: беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, дидактические игры.
Игра занимает особое место при обучении детей элементарной математике. При формировании временных представлений у младших дошкольников используются дидактические игры: «Когда?», «Когда это бывает?», игра с картинками «Наш день» и др.
Таким образом, временные представления детей развиваются по мере накопления, обогащения их опыта.