Дух животворит человека, прежде всего в смысле оживления души. Этот смысл понятен всякому, кто пережил уныние или депрессию.
Плач.1:16:...плачу я... ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою.
Преображение души, преображение - как новые силы, как новые желания, радость, любовь, как сила ума и сердца. Вот лишь некоторые плоды животворящего духа. Так говорит Господь:
Ин.6:63: Дух животворит.
Так же свидетельствует апостол Павел:
1Кор.15:45:...дух животворящий;
2Кор.3:6:...а дух животворит.
Дух может являться там, в душе, куда направит его Господь, - в уме, в сердце, в воле и даже в теле:
"Духовная сладость, переходящая от ума на тело... тело преображает, делая его духовным" [20] (Святитель Григорий Палама)
Но чаще всего мы замечаем веяние духа в себе как радость, легкость, как свободу.
Притч.20:27: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
Первые действия духа не осознаются умом, но очевидны сердцу. Именно чувства (или эмоции, хотя это разные вещи) первыми заявляют человеческому я о глубокой перемене в душе, о приходе (возврате) духа.
"Осуществляется и выражается воздействие "духа" на психическую жизнь человека собственно в сфере эмоциональной, в области сердца" [21] (С.М. Зарин)
Если присутствие духа - это радость, "духовная сладость", то его отсутствие - это уныние, тоска, другие духовные болезни. Но самое страшное - это богооставленность.