double arrow

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1. Задачей этой книги не является детальный анализ всех аспектов православной духовности


1. Задачей этой книги не является детальный анализ всех аспектов православной духовности. Это скорее введение в основы Православного Предания. Читатель может затем обратиться к другим трудам для дополнения своих знаний по данному предмету.

2. Мы показали, что духовным является тот, кто причастен энергиям Всесвятого Духа, кто становится жилищем Святого Духа. Речь идет не о какой-то отвлеченной, сентиментальной и рассудочной духовности. Носителем православной духовности является, прежде всего, подвижник, чья святость открывается через его учение и мощи. Человек недуховный, не стяжавший благодати Святого Духа, называется душевным и плотским.

3. Именно в этом и заключается различие между православной духовностью и другими «духовностями». Православная духовность совершенно определенно отличается от «духовностей» Востока и Запада. Различие в учении порождает различие в морали. Сущность православной духовности в том, что она целительна, она исцеляет немощи человека и создает из него личность.

4. Говоря об исцелении, мы в первую очередь имеем в виду врачевание сердца, которое является психофизическим центром человека. Речь идет не о лечении внешних признаков болезни, а о внутреннем совершенствовании, об исправлении сердечного устроения. Ум в состоянии немощи распыляется и расточается через чувства в мир. Он отождествляется с рассудком, и вот почему он должен быть снова возвращен внутрь сердца, что и является делом православной духовности. Именно по этой причине Православная Церковь называется врачебницей, лечебницей души.




5. Православная Церковь не только учит о необходимости исцеления, но указывает и способ его достижения. Поскольку обычный человек имеет нечистый ум и нечистое сердце, он должен пройти три этапа духовного становления – очищение сердца, просвещение ума и обожение. Православие имеет сходство не с философией, а с прикладными дисциплинами, главным образом с медициной. Дело в том, что действенность лечебной практики Православной Церкви может быть подтверждена ее результатами. Три этапа духовной жизни – это, по сути, приобщение очистительной, просвещающей и обоживающей энергии Святой Троицы, ибо эти этапы достигаются посредством благодати Божией.

6. Помимо этого разделения (очищение, просвещение и обожение), с духовной жизнью связано и другое: «делание» и «созерцание». Это отнюдь не какие-то другие состояния, но те же самые, поскольку делание означает очищение и покаяние, тогда как созерцание есть просвещение ума и обожение.

7. Исцеление всего человека – главная цель православной духовности – совершается через церковные Таинства и подвижническую жизнь. Во всем церковном предании видна связь Таинств и подвига. Несение подвига предваряет Таинства, а после них продолжается жизнь в подвиге. Разрыв связи между Таинствами и подвигом ведет либо к формальной и сухой морализации, либо к полному обмирщению.



8. В православной духовности не существует также разделения на богословие исихастов и богословие пастырей Церкви; святые отцы также не могут быть четко поделены на аскетов-пустынников и тех, кто подвизался в миру. «Здоровая» общительность и дружество являются следствием трезвения, и трезвение – это основа истинной общительности. Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному. Таким путем разрешаются все общественные, политические, экологические и семейные проблемы.

9. В православной традиции не существует разделения между монахами и мирянами – в том смысле, что все должны в жизни следовать заповедям Христовым. Различается просто место несения подвига и его мера, в то время как цель одна и та же. Мы все призваны возрасти от состояния «по образу Божию» к состоянию «по подобию».

10. Сердцевиной православной духовности является Христос, ибо во Христе произошло ипостасное соединение Божественного и человеческого естества нераздельно, неслиянно и неизменно. Вот почему Христос – это единственное лекарство для спасения и исцеления человека. Поскольку Христа нельзя рассматривать обособлено от других Лиц Святой Троицы и от Церкви, которая является Его Телом, то средоточие православной духовности – это в то же время Святая Троица и Церковь.



11. Православная Церковь, которая является духовной врачебницей, владеет методом исцеления человека. И сегодня в Православной Церкви есть христиане, которые проходят ступени очищения, просвещения и обожения. Именно в этом мы видим роль Православной Церкви и православной духовности. Исцеленный человек одновременно разрешает все свои житейские и социальные проблемы.

[1.] Еретическое учение (XIV в.). Его адепты - варлаамиты, последователи калабрийского монаха Варлаама, считали, что свет, озаривший Господа на Фаворе, был сотворенным; свт. Григорий Палама, опровергая варлаамитов, утверждал, что Фаворский свет – естественное свойство и энергия Божества. Варлаамиты подвергали насмешкам и нападкам подвижническую жизнь афонских монахов.
[2.] Нус – слово это в святоотеческих творениях употребляется в разных значениях. Оно может обозначать душу, сердце, определенную силу души. Кроме того, оно обозначает око души, чистейшую ее часть. Означало также энергию ума (в отличие от рассудка).
[3.] Согласно другому толкованию, «масло соответствует утешительному слову, а вино - вяжущему слову. Смешанные вместе, они суть учение, собирающее рассеянный помысел».
[4.] См. словарь терминов в конце книги.
[5.] См.: Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.: Канон, 1995.
[6.] См.: Philokalia. , 1976. Т.4. С.156.
[7.] См.: PG. Т. 45. 217В.
[8.] Т.е. не имеет своей, отдельной ипостаси. - Ред.
[9.] Т.е. через Ипостась Бога Слова.
[10.] Добротолюбие. В 5-ти т. ТСЛ, 1992. Т. 5. С.151. 52.
[11.] Логос – может означать идею или смысл, заложенный Творцом в творения.
[12.] Свт. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Репринт. М.: Паломник, б. г. c.8.
[13.] Свт. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Репринт. М. Паломник, б. г. С. 94.
[14.] Помыслы – это не только мысли, но чувства, образы и т. д., все, что привходит в рассудок.
[15.] Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу... слово о трезвении и молитве // Добротолюбие. ТСЛ, 1992. Т.2. Репринт.
[16.] Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 26. Гл. 155.
[17.] В данном случае имеются в виду музыкальный инструмент псалтерион. – Ред.
[18.] Молитва последования великого и ангельского образа // Требник [большой]. ТСЛ, 1992. Л.85. Репринт.







Сейчас читают про: