Образ Откровения Пресв. Троицы в мире

Слова Символа " Имже вся быша " заимствованы из церковнославянского текста Ин.1,3: " Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ".

В Свщ. Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог — Отец творит мир и управляет им. " Им создано все, что на небесах и что на земле, видимо и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано " (Кол.1,16).

Поскольку Лица Пресв. Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресв. Троицы относятся к Божественным действиям: " Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым "(14).

Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим.11,36: " Яко из Того и Тем и в Нем всяческая ".

На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: " из (от) Отца через Сына в Духе Святом "(15).

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресв. Троицы в мире. в предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются "независимо" одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын — как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила(16). Так, " Бог есть любовь". (1 Ин.4,8). При этом, Отец есть Источник любви: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин.3,16).

Сын есть Явление Любви, Откровение ее: " Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего " (1 Ин.4,9).

Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: " Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым " (Рим.5,5).

Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа " не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу "(17).

Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет(18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: