Первородный грех

Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был искуплен их покаянием. Однако, очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые грех произвел в природе человека, прежде всего, смертность. "Пространный Катихизис" объясняет это тем, " что все родилось от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство " (16).

Однако, изменения вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к совей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность — это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. " Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже на я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое…в членах моих вижу…закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих " (Рим.7, 20-23).

Эта наследственная склонность ко греху, которой все потомки Адама приобщаются посредством физического рождения, получила наименование первородного греха.

" Таким образом, первородный грех понимается православным богословием, как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью " (17).

Первородный грех необходимо строго отличать от грехов личных, то есть свободного противления личности Божественному закону. Власти первородного греха подвержены все люди в независимости от меры личного совершенства, в том числе и младенцы, личных грехов не имеющие.

Однако определить, что собственно есть первородный грех в природе человека достаточно сложно. В естестве падшего человека невозможно отыскать такой части, такого природного свойства или качества, которое можно было бы определить как первородный грех. Дело в том, что первородный грех вообще не есть "нечто", ибо представляет собой реальность, отвечающую не на вопрос "что?", а на вопрос "как?". Иными словами, первородный грех является характеристикой не природы, а образа, способа ее существования. Х.Яннарас определяет способ существования человеческой природы до грехопадения как общение и единение в любви, а после грехопадения — как автономное биологическое выживание. Двум этим образам бытия соответствуют и два различных источника жизни: сила любви Божьей (до грехопадения) и собственные силы и энергии твари (после грехопадения).

Можно сказать, что по своему существу первородный грех есть трагическое противоречие между человеческой природой, и после грехопадения, несмотря на произошедшие в ней изменения, оставшейся именно человеческой, и противоестественным способом ее существования, который человек навязал своему естеству путем противоестественного выбора (18).

Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее, фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама:

А) подлежат закону тления и смерти;

Б) не могут войти в Царствие Небесное (Ин.3,5) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы.

Тем самым, по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха (19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: