Православное учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа

2.1.Господь Иисус Христос — "посредник между Богом и человеками" (1 Тим.2,5).

После изгнания первых людей из Рая Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. Бог обещал, что " семя жены сотрет главу змия " (Быт.3,15) (20).

Свт. Филарет Московский пишет: " На что указывается необычайным наименованием Семени Жены? — Или ни на что. в порядке природы; или на таинство, которое выше природы — на рождение, о котором природа спрашивает: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк.1,34), и о котором благодать ответствует: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (35); — на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека от Девы " (21).

Благодаря этому обещанию человеки " могли спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно как мы веруем в пришедшего ".

Поскольку большая часть людей забывала обещание Божие о Спасителе, Бог неоднократно повторял свое обещание, например, Аврааму (Быт.22,18) и Давиду (2 Цар.7,12,15).

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа является завершением и исполнением ветхозаветного Откровения (Евр.1,1-2). Но кого ожидал встретить Израиль в лице обетованного Мессии, причем не в политическом, а собственно в религиозном плане?

Обратимся к истории многострадального Иова, который по попущению Божию, подвергся поражающим наше воображение испытаниям. Однако самым мучительным, самым невыносимым для Иова являются не страдания сами по себе, а то, что он никак не может осмыслить действия Бога. Иов — монотеист. Имеющий правильные представления о Боге, в частности, знающий. Что Бог благ и справедлив, и поэтому ему непонятны действия Бога. Иов твердо убежден в своей праведности и не знает за собой греха, который мог бы стать причиной гнева Божия. Бог предстает перед Иовом как иноприродное Существо, страшное в своей неприступности и обособленности, действия Которого для человека совершенно непостижимы. Между Богом и человеком нет никакого связующего звена, поэтому Иов никак не может "объясниться с Богом", и это делает его положение особенно отчаянным: " Кто сведет меня с Ним?…нет между нами посредника, который положил бы руку на обоих нас " (Иов.9,19,33), — восклицает Иов.

Этот вопль Иова — " нет между нами посредника " — есть тот мессианский фон, на котором разворачиваются события ветхозаветной истории. В собственно религиозном плане древние иудеи в лице Мессии ожидали увидеть именно посредника между Богом и человеком, того, кто сведет человека с Богом лицом к лицу, кто, по слову евангельской самарянки, " возвестит нам все " (Ин.4,25), то есть откроет человеку все тайны Божественного домостроительства.

О служении Господа Иисуса Христа как о служении посредническом говорит ап. Павел: " един Бог, един и посредник между Богом и человеками человек Иисус Христос " (1 Тим.2,5).

В чем сущность посреднического служения, каким требованиям должен отвечать тот, кто желает выступить в роли посредника? Пример посреднического служения — работа переводчика, человека, одновременно являющегося носителем двух языковых культур. Миссия посредника может быть успешной только в том случае, если он в равной степени является "своим" для обеих сторон, посредником между которыми он собирается выступить. Если цель Мессии состоит в том, чтобы восстановить отношения между Богом и человеком, соединить их союзом более тесным, чем тот, который имел место до грехопадения, то Спаситель, будучи единым существом, единым лицом, в то же время должен быть не только истинным Богом, что утверждается во 2 члене Символа веры, но и истинным человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: