Что необходимо для спасения

Согласно "Пространному Катихизису", Господь совершил спасение наше " учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением " (5).

Прежде всего было необходимо сообщить человечеству совершенное понятие о Боге и научить праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть " Евангелие Царства Божия (Мк.1,14), или иначе, учение о спасении и блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви " (6).

Учение Христово бывает для нас спасительным, когда мы: " принимаем его всем сердцем, и поступаем по оному. Ибо как ложное слово диавола, быв принято первыми человеками, сделалось в них семенем греха и смерти. Так напротив истинное слово Христово, усердно приемлемое христианами, становится в них семенем святой и безмятежной жизни " (7).

По словам ап. Петра, христиане суть " возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век " (1 Пт.1.23).

Господь Иисус Христос не только преподал Своим ученикаи совершенное учение. Но и явил пример Своей жизни, сделавшись для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена.

Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной, " когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: "Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12,26)" " (8).

Однако для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сами по себе не могут исцелить тяжело больного. Для спасения грешного человечества необходима особая Божественная помощь, состоящая в обновляющем воздействии на человеческое естество, его возрождение (1 Пт.1,3; Тим.3,5).

4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в "Пространном Православном Катихизисе".

Изложение учения об Искуплении представляет собой наименее удачную часть "Пространного Катихизиса". Именно в этой части по требованию обер-прокурора Святейшего Синода, вопреки желанию свт. Филарета, в текст "Катихизиса" были внесены формулировки. Характерные для так называемой юридической теории Искупления, созданной латинским богословием.

Тенденции к выражению тайны Искупления в юридических категориях, проявившиеся в западном богословии уже во 2-3 вв., были обобщены известным схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033-1109), создавшим стройную богословскую теорию.

Суть юридической теории сводится к следующему. Грех прародителей есть преступление справедливого порядка, установленного Богом, и потому представляет собой оскорбление Божественного величия. Масштабы виновности человека определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны, то есть Бога. Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Однако, конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если все человечество в целом будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедливость Божия была удовлетворена. Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы человек был прощен Богом и вновь получил доступ к благодати.

Вожди реформации, М.Лютер и Ж.Кальвин, говорили уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на кресте (9).

В русской богословской науке эта теория получила широкое распространение в 19 в. благодаря авторитету митрополита Макария (Булгакова).

Критики юридической теории указывали на ее неприемлемость для православного богословия, поскольку эта теория:

1. произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком;

2. строится на понятиях ("заслуга", "оскорбление величия", "уплата долга", "удовлетворение"), не имеющих основания в Свщ. Писании и редко встречающихся у свв. отцов;

3. редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа — к смерти на Кресте, лишая тем самым все прочие события жизни Спасителя сотериологической значимости;

4. создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения, ибо по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;

5. основывается на противопоставлении свойств Божественной природы — милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости, с другой, — а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным;

6. противопоставляет свойства Божеского естества (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Бога и довлеющую Ему реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном.

В "Пространном Катихизисе" влияние юридической теории проявляется в стремлении выразить сущность Искупления в юридических категориях: " Его вольное страдание и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертию " (10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: