Крестная Жертва — центральное событие Искупления

Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прообразом Крестной смерти в Ветхом Завете было пасхальное жертвоприношение, заклание агнца. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: " Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира " (Ин.1,29).

Будучи искупительной, жертва Христова носит заместительный характер. Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: " Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее " (Ин.10,17-18).

Слова Символа "за нас" акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как безгрешный Он не имел никакой необходимости умирать. Христос умер не Своей, а нашей смертью, " не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать " (1), свободно подчинив Себя условиям нашего падшего естества, чтобы нас избавить от проклятия и смерти.

Крестная Жертва — центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: " На сей час Я и пришел " (Ин.12,27).

Почему именно смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, невозможно постичь рационально; это — величайшая тайна. Однако, некоторые замечания, помогающие нам понять значение этого события в деле Искупления, необходимо сделать.

1. На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. " Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас… " (Рим.5,8).

2. Крестная смерть — предел самоуничижения Сына Божия. " Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной " (Флп.2,6-8).

Таким образом, крестной смертью запечатлевается полнота послушания Сына Отцу и полнота единения Сына с Отцом по человечеству. Выражением этого единения являются произнесенные на Кресте слова: " Отче! в руки Твои предаю дух Мой " (Лк.23,46).

Грех исказил, искривил человеческую природу, и Христос подвигом всей Своей жизни, абсолютностью Своего послушания "выпрямляет" кривду нашего естества. Смерть на Кресте, таким образом, завершает восстановление нашей падшей природы. Но предел уничижения Сына Божия есть одновременно и переход к славе, начало прославления Христа по человечеству. Слава, которую Сын имел у Отца " прежде бытия мира " (Ин.17,5) по Божеству, теперь должна открыться и в Его человечестве, но путь к этому прославлению лежит через всецелую отдачу Себя Отцу, через Крест и смерть. " Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисуса Христос в славу Бога Отца " (Флп.2,9-11).

3. Если Воплощение есть победа над грехом и основание для восстановления союза между Богом и человеком, то крестная смерть есть освобождение от проклятия как следствия греха. Ап. Павел, ссылаясь на слова Втор.21:23 (" проклят всякий, висящий на дереве "), говорит: " Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою " (Гал.3,13).

Проклятие, которое есть " осуждение греха праведным судом Божиим ", выражается прежде всего в недоступности для человека богообщения, в отлученности человека от Бога как Источника жизни. Крестная смерть, снимая проклятие, возвращает эту возможность. " Христос по доброй воле принимает смерть, чтобы претворить последнее следствие человеческого бунта в свободу любви и послушания воле Отчей " (2).

С этого момента смерть для человека — уже не тупик, а вход в Царство Божие. Врата рая, затворенные после изгнания прародителей, вновь отверзаются для человека. Подтверждением этого являются слова Спасителя, обращенные к благоразумному разбойнику: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк.23,43).

3. Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом является также и необходимым условием победы над ней. " А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола " (Евр.2,14).

" Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места " (3).

Грех и зло могли убить Христа, разрушив Его человечество, но они не могли Его Самого сделать злым, подчинить греху. По смерти Спасителя силы зла не смогли удержать Его, ибо не имели в Нем ничего сродного себе, на что они по праву могли бы распространить свою власть. " …идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего " (Ин.14,30).

Тем самым смерть Спасителя явилась победой над смертью, и эту победу Господь, " смертию смерть поправ " (4), явил в Своем Воскресении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: