"Пространный Катихизис" учит, что не все ангелы "добры и благодетельны ", существуют и "злые ангелы""". Свщ. Писание говорит, что все творение "хорошо весьма (добро зело} " (Быт. 1,31). Это надвременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Бога, Который благ, и потому оно - благо. Но откуда же в мире зло? Проблема зла - проблема по существу христианская, которая серьезно не может быть поставлена в контексте небиблейского мировоззрения. Для материалистических учений добро и зло сами по себе не существуют, но обусловлены человеческим восприятием. Сам же мир нравственно нейтрален. В дуалистических учениях зло - необходимый элемент в структуре мироздания, одно из условий мировой гармонии. Пантеистические учения - монистичны, реальность зла здесь вообще не признается, оно понимается как некая иллюзия, следствие недостаточного развития человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло понимается как недостаток природы, т.е. не как природа, а как то, чего природе в силу тех или иных причин не достает. Действительно, с христианской точки зрения зло не может иметь место среди тварных сущностей, тем не менее, опыт человечества свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток. Зло имеет свою собственную активность.
|
|
Ответ на вопрос о природе зла дает Господь Иисус Христос в молитве "Отче наш". Молитва Господня заканчивается прошением о избавлении нас от лукавого, но лукавый - это не нечто, а некто, некоторая личность. И зло не есть природа, а состояние природы, точнее говоря, состояние воли ложно направленной по отношению к Богу. В.Н.Лосский определяет зло таким образом: "Зло - это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога"(91).
На основании Свщ. Писания можно дать следующее определение злых духов: это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру мир, однако зависимый в своем бытии от Бога.