В "Пространном Катихизисе" о злых духах сказано, что "они сотворены добрыми, но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу"(92). "
О падении злых духов говорится в Свщ. Писании: "Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд.5-6).
Господь Иисус Христос говорит, что Он "видел сатану, спасшего с неба, как молния" (Лк.10,18).
Падение злых духов не совершилось одновременно. Сначала пал один - главный, и "ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов"(93).
Этот дух в Свщ. Писании называется сатаной ("сатан" по-еврейски - противящийся) (Мф. 12,26), а также диаволом (греч. диаволос — клеветник):
"сначала диавол согрешил" (1Ин.З,8).
Господь Иисус Христос, указывая на власть, которую диавол имеет над грешниками, называет его " князем мира сего" (Ин.12.31),ап. Павел даже "богом мира сего" (2Кор.4,4). По мнению свв. отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов или одним из высших Ангелов(95).
|
|
Сущность падения ангелов есть гордость: "начало греха - гордость" (Сир. 10,15).
Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, имеет монархи-ческое устройство. Господь называет его "царством" (Мф.12,26). Единоличным главой этого царства является диавол или сатана.
Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов
В отношении к человеку основным чувством злых духов является зависть:
"завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем.2,2).
По толкованию свт. Григория Великого, "завистью диавола смерть вошла в мир земной: когда злым дух... позавидовал человеку, созданному для неба"(96).
Поэтому главная цель деятельности злых духов - погубление человеков. Ал. Петр говорит, что " диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглоти ть" (1Пт.5,8).
Господь Иисус Христос называет диавола" человекоубийцей от начала " (Ин.8,44).
Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет: "Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли <... > Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу "(97).