Соматогностические функции

1. Локализация прикосновения.

А. «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась». Важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить выполнение задания на разных частях тела и с разных сторон.

Б. Проба Тойбера. Вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребёнка и просите его показать, куда вы прикоснулись.

2. Проба Ферстера. «Что я нарисовала у тебя на руке?» Психолог рисует пальцем на правой и левой руке фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

3. Проекция локализации прикосновения. «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на изображении человечка». (Альбом, с. 119).

4. Называние частей тела. «Назови часть тела, до которой я дотронусь». Данная часть исследования направлена также на оценку номинативного уровня схемы тела, а не только соматогнозиса.

5. Проба Сегена. На доске Сегена используется 4 варианта: 1) тест выполняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука опознаёт фигуру, правая находит на доске гнездо, левая – вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует фигурами, левая – с гнёздами на доске. Вся проба выполняется с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребёнка при выполнении заданий.

Итоги комплексного исследования с использованием нейропсихологического и психометрического методов выявил ряд важных фактов.

Задержка психического развития у детей с диплегической формой связана с разнообразными по степени и локализации нарушениями ДЦП, которые носят специфический и общий характер.

При слабовыраженной интеллектуальной недостаточности проявляется парциальность, неравномерность развития отдельных психических функций: внимания, памяти, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

При более выраженной интеллектуальной недостаточности у детей со спастической диплегией эти проявления носят тотальный характер и занимают важное место в общем психическом недоразвитии ребёнка.

При гемипаретической форме ДЦП структура гностических и интеллектуальных дефектов в значительной степени определяется локальным недоразвитием отделов мозга.

У больных с левосторонним гемипарезом ведущим в структуре дефекта является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, перцептивных обобщений.

У больных с правосторонним гемипарезом наблюдается недоразвитие вербальных функций (уровень словесных обобщений, словарный запас, характер суждений). При недоразвитии правого полушария в раннем онтогенезе структура нарушений высших корковых функций сложнее и многообразнее, чем при левополушарном дефекте. У детей с гемипаретической формой ДЦП не выявлено выраженных нейропсихологических синдромов, характерных для взрослых больных.

У больных с гиперкинетической формой выраженных нарушений ВПФ не наблюдается. Выявленное у них уменьшение объёма слухоречевой памяти связано с недоразвитием экспрессивной речи. Эти данные подтверждают результаты исследований нейрофизиологов, свидетельствующие о поражении у них подкорковых структур мозга.

Проведённый нейропсихологический анализ развития ВПФ у детей с церебральным параличом показал различную дефицитарность отделов мозга в зависимости от формы и тяжести заболевания.

Ориентируясь на анализ ВПФ у детей, выделяются отдельные группы детей с двигательными нарушениями в зависимости от дефицитарности какого-то блока мозга:

А) у детей с диплегической формой наблюдаются различные уровни нарушения интегративной работы мозга, что проявляется как в дефицитарности глубинных структур мозга (блок 1), так и в дисфункции задних отделов (блок 2) и лобных структур (блок 3);

Б) у детей с гемипаретической формой отмечается полушарная дефицитарность, что нарушает интегративную деятельность мозга. Однако она менее выражена, чем у взрослых. Недоразвитие правого полушария приводит к более глубоким нарушениям познавательных процессов у детей;

В) при гиперкинетической форме наблюдается выраженная дефицитарность подкорковых структур в сочетании с относительной сохранностью второго и третьего блока.

Возрастной анализ формирования психических функций у школьников с ДЦП показал, что с возрастом у них наблюдается тенденция к интеграции отдельных психических функций в общей структуре интеллекта. Однако у них более низкая динамика в их развитии по сравнению со здоровыми детьми. Кроме того, сам процесс формирования интеллектуальных функций происходит по-иному, а именно в диспропорциональном развитии интеллекта, чем у здоровых школьников.

Литература:

1.Методика адаптивного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Метод рекомендации.- М., 1988.

2.Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Роспедагенство, 1998.- 128 с.

3.Шипицына Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии// Дефектология. 1999.№ 1.

4.Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования// Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии.- СПб., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: