Семинар № 5. Нейропсихологическое исследование движений, соматогностических функций и познавательных процессов

Вопросы:

1.Преимущества нейропсихологического исследования перед другими методами.

2.Кинестетический праксис.

3.Динамический праксис.

4.Соматогностические функции.

5.Зрительный гнозис.

6.Пространственный гнозис.

7.Самостоятельный рисунок.

8.Копирование.

9.Слуховой гнозис.

10.Слухоречевая память.

11.Зрительная память.

12.Речевые функции.

13.Написание, чтение и счёт.

14.Интеллект.

15.Латеральные предпочтения.

Литература:

1.Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования// Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии.- СПб., 1991.

2.Методика адаптивного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Метод рекомендации.- М., 1988.

3.Шипицына Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии// Дефектология. 1999.№ 1.

Семинар № 6. Анализ нейропсихологических исследований при разных формах ДЦП. Нарушение интеллекта у детей с ДЦП.

Вопросы:

1.Задержки психического развития у детей с диплегической формой.

2.Нейропсихологическая патология при гемипаретической форме.

3.Нейропсихологическая патология при гиперкинетической форме.

4.Нейропсихологический анализ развития ВПФ у детей с ДЦП.

5.Двигательная функция как фактор развития психических функций

6.Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей младшего школьного возраста.

7. Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей среднего школьного возраста.

8. Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей старшего школьного возраста.

Литература:

1.Методика адаптивного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Метод рекомендации.- М., 1988.

2.Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Роспедагенство, 1998.- 128 с.

3.Шипицына Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии// Дефектология. 1999.№ 1.

4.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

5.Марковская И.Ф. Задержка психического развития.- М., 1993.

Семинар № 7. Нарушение речевых функций у детей с церебральным параличом. Нарушения формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов.

Вопросы:

1.Причины нарушения речи у детей с ДЦП

2. Речевые нарушения у детей в раннем возрасте.

3.Речевые нарушения в 18 - 36 месяцев.

4.Особенности нарушений речи при разных формах ДЦП.

(отдельные вопросы по формам ДЦП).

5.Взаимосвязь кормления и артикуляции

6.Процесс кормления и голосообразования в норме до двух лет

7.Процесс кормления и голосообразования у детей с ДЦП.

8.Влияние тонических рефлексов на артикуляционный аппарат.

9.Задержка обратного развития ряда врождённых рефлексов.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

2.Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова.- М., 1985.

3.Мостякова Е.М. Нарушения речи у детей церебральным параличом. – М., 1985.

4.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980.

Семинар № 8. Речевые расстройства при ДЦП. Дизартрия при спастической форме ДЦП

Вопросы:

1.Формы дизартрий.

2.Нарушения речи при разных степенях спастичности.

3.Речь при задержке созревания нижнетеменных ассоциативных полей коры.

4. Три варианта понимания речи.

5.Определение понятия «дизартрия».

6.Нарушеный тонус мышц – один из факторов дизартрии.

7. Трудности в расчленении слов на отдельные звуковые элементы.

8. Затруднения в усвоении лексической системы языка.

9. Лексико-семантические нарушения при ДЦП.

10.Количественные нарушения при усвоении слов.

11. Комплексные ассоциации как основа целостного восприятия.

12. Работа над лексикой детей с ДЦП.

13. Затруднения в овладении грамматическим строем языка.

Литература:

1.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. – М., 2000.- 200 с.

2.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

3.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

4.Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. – М., 1985.

Семинар № 9. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП. Алалии и нарушения письменной речи.

Вопросы:

1.Особенности гиперкинетической формы ДЦП.

2. Трудность понимания речи.

3. Особенности речи при гиперкинетической форме.

4. Речь при различных степенях гиперкинетической формы дизартрии.

5.Причины алалии.

6.Патогенез алалии.

7.Нарушения сенсорных систем как причина нарушений чтения и написания.

8. Особенностью нарушений написания у детей ДЦП.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. – М., 1985.

3. Шамарин Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей/Т.Г.Шамарин, Г.И.Белова. – Элиста, 1999.

Семинар № 10. Причины нарушения развития личности детей с ДЦП. Осложнённые варианты психического инфантилизма как нарушения развития личности детей с ДЦП.

Вопросы:

1.Первичные особенности личности.

2.Вторичные особенности личности.

3.Черты личности, проявляющиеся у детей с ДЦП.

4. Механизм патологического формирования личности.

5.Комплексный психолого-медико-педагогический анализ для диагностики черт личности.

6. Невропатический вариант психического инфантилизма.

7. Формы «аффекта неадекватности».

8.Формирование личности тормозного типа.

9.Психический инфантилизм с раздражительной слабостью

10.Органический инфантилизм.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3.Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4.Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Семинар № 11. Особенности психологического обследования детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: