Тема 21. Система поэтапной медико-педагогической реабилитации детей с ДЦП в России

План:

1. Поэтапная система помощи детям с ДЦП

2. Амбулаторная помощь после рождения

3. Лечение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

4. Обязанности специалистов ДОУ

5. Воспитание и обучение детей школьного возраста

6. Профориентация и обучение после школы.

В России для снижения роста инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи. В основе системы раннее, ещё в родильном доме, выявление детей с ДЦП и оказание им специализированной помощи. Для этого создана сеть специализированных учреждений Минздрава и Министерства социальной защиты. В этих учреждениях длительно осуществляется лечение и оказывается квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познания и речи.

Амбулаторное лечение проводится в детских поликлиниках педиатром, неврологом, ортопедом, которые руководят лечением ребёнка дома. При необходимости ребёнок направляется на консультацию в неврологическую клинику. При лёгких формах ДЦП комплексное лечение в амбулаторных условиях достаточно эффективно. При выраженных нарушениях лечение сочетается с терапией в стационаре или в санатории. Дети, для которых помощь оказывается неэффективной, а также дети, чьи родители не могут им обеспечить лечение и воспитание, берутся государством под временную или постоянную опёку с направлением их в дома ребёнка или интернат.

Дети дошкольного возраста пребывают в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). ДОУ для детей с нарушением ОДА – это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение дошкольников. Основной целью коррекционного обучения и воспитания является всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, адаптация к окружающей действительности, создание базы для школьного обучения.

Комплектование ДОУ осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями. В ДОУ поступают дети от 3 до 9 лет. Вначале проводится психолого-педагогическое обследование, при котором проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия. Противопоказанием к поступлению является выраженная умственная отсталость. Не готовые к обучению дети оставляются в детском саду до 9 лет.

В специализированных ДОУ создаются условия для пребывания детей с двигательной патологией: необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется лечение. В них работают специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, неврологи. Результаты динамического обследования детей периодически анализируются и обсуждаются всем коллективом.

Развитие познавательной деятельности осуществляет дефектолог, воспитатель формирует навыки самообслуживания, организует досуг детей. Развитие речи и коррекцию дизартрий осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию и отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая с детьми семьёй и персоналом ДОУ. Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей стимулировать двигательную активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Воспитание и обучение детей школьного возраста осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушением ОДА.

В школах-интернатах осуществляется целостный подход к личности ребёнка. От педагогов требуется большой такт, знание особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно выработать у ребёнка объективное отношение к своим возможностям.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях. Профориентация проводится в течение всего периода обучения и ориентирует детей к выбору профессии соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить обучение в училищах, техникумах или вузах, для поступления в которые они имеют определённые льготы. При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др.

Литература:

1. Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом/К.А.Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин.- М., 1972.

2. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата/Под ред. М. Ипполитовой. – М., 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: