Внимание. Одним из аспектов проявления личности является внимание (не относится к свойствам личности, это сторона психической деятельности)

Внимание – условие приобретения знаний. Внимание – сосредоточение сознания на определённом объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание связано с новизной, темпом речи, интонацией, с началом и концом речи. Момент заинтересованности очень важен.

Виды внимания:

· непроизвольное (сосредоточение внимания на чём-то ярком, новом и т.д.);

· произвольное (сознательное регулирование сосредоточенности на объекте, связанное с постановкой цели и волевым усилием);

· постпроизвольное (возникает на основе интереса, подвластно психической направленности, установке человека; возникает, потому что человек знает о необходимости той или иной информации и вследствие этого проявляет к ней интерес.

Внимание вовлечено в восприятие и регулирование деятельности.

Классификация внимания:

1. внешнее внимание: включено во внешнюю деятельность человека, направлено на внешний мир;

2. внутренне внимание: направлено на внутренний мир человека (чувства, воспоминания и т.д.).

3. коллективное внимание;

4. групповое;

5. индивидуальное.

Свойства внимания:

1. объём (обычно человек может одновременно удерживать в зоне своего внимания 4-6 объектов);

2. распределение: поддаётся тренировке;

3. концентрация (интенсивность);

4. устойчивость (как правило, человек может обращать на что-то внимание не более 15- 18 минут);

5. переключение.

Ощущения. Ощущения – это проявления чувствительности. Ощущения – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Важность ощущений для существования сознания доказывается при помощи экспериментов.

Качество ощущения – его параметры.

Модальность ощущения – его вид. Органы чувств – анатомо-физиологический аппарат для приёма воздействия определённых раздражителей внутренней и внешней среды. Различают около 20 анализаторных систем.

Период от поступления раздражения до реакций – скрытый период.

Классификация ощущений:

1. По расположению рецепторов

2. По времени возникновения:

· болевые – древние;

· тактильные – новые.

По расстоянию:

· Дистантные.

· Контактные.

Зрительные ощущения:

· ахроматические (палочки)– чёрно-белые;

· хроматические (колбочки) – цветные.

· Светочувствительность у разных людей разная. Зрительные ощущения предоставляют наибольшее количество информации. Это наиболее важный источник информации.

Слуховые ощущения (основаны на принципе резонанса):

· речевые;

· музыкальные;

· шумы;

· фонетические (различающие речь).

Вибрационные ощущения:

· колебания упругой среды, некий резонанс.

Осязательные ощущения:

· перекрыты слуховыми и зрительными. Запахи связаны со вкусовым ощущениями.

Обонятельные ощущения: виды запахов:

· эфирный (ацетон);

· камфорный (нафталин, камфора);

· мускусный (мускус);

· цветочный (роза);

· ментоловый (мята);

· острый (уксус);

· гнилостный (тухлое яйцо).

· Запахи связаны со вкусовыми ощущениями.

Вкусовые ощущения.

· Существуют 4 основных качества вкусовых ощущений: кислое, сладкое, горькое и солёное. Вкусовые ощущения повышают аппетит. Вкусовые ощущения зависят от степени голода.

Кожные ощущения. Существуют:

· тактильная;

· температурная;

· болевая

· анализаторные системы.

Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладонях, на кончиках пальцев, на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-составной чувствительностью, образуют осязание (специфическая система познания). Существуют 3 качества, которые определяются осязанием: гладкое, липкое, жидкое. Осязание – это чувство второго зрения (по Сеченову).

· Болевые рецепторы позволяют определить качество боли.

Температурная чувствительность регулирует теплообмен организма со средой (наиболее чувствительна к холоду спину, наименее – грудь).

Гравитационная чувствительность определяет положение тела в пространстве.

Геностезические ощущения – ощущения положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы расположены в мышцах и в сухожилиях.

Киностезические ощущения – речь. Развитие речи реально ускоряется процессом обучения. Новый язык влечёт за собой формирование новых киностезических ощущений.

Органическое ощущение определяет самочувствие человека. Рецепторы расположены на внешних органах.

Ощущения обеспечивают организму адекватную ориентировку в окружающей среде.

Закономерности ощущений связаны с порогами чувствительности, адаптацией, взаимодействием, контрастностью и т.д. Нижний абсолютный порог чувствительности – наименьшая сила раздражителя, дающего ощущение. Верхний абсолютный порог чувствительности – наибольшая сила раздражителя, при которой данное ощущение ещё существует.

Для появления ощущения нужно иметь в виду, что длительность ощущения пропорциональная силе ощущения. Наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при котором возникают различия в силе и качестве – порог чувствительности к увеличению.

Отношение прибавочной силы к основной является постоянной величиной для каждого вида чувствительности.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в повышении (понижении) порогов чувствительности.

Взаимодействие ощущений связано с изменением одной анализаторной системы под действием другой.

Контрастность – изменение интенсивности и качества ощущений под действием предшествующего или последующего раздражителя (ощущения).

Синестезия – возбуждение ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.

Сенсорная организация человека – характерный для индивида уровень развития систем чувствительности и способ их объединения в комплекс.

Сенсорная организация человека находится под влиянием генетики, жизненного пути. У личности есть ведущая чувствительность.

Иллюзии ощущений – искажённое восприятие реальных предметов. В частности, есть иллюзии, связанные со строением глаза.

Эмоции, чувства. Эмоция – непосредственная реакция на явление. Чувство – устойчивое отношение. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, особенностями воли и т.д.

Есть чувства, присущие только человеку: радость труда, патриотизм, коллективизм, чувство нового, чувство стыда, любознательность, сомнение.

Характеристики эмоции и чувств:

· напряжённость;

· последовательность разрешения;

· полярность;

· двойственность (амбивалентность);

Выделяют:

· моральные чувства;

· интеллектуальные чувства;

· эстетические чувства.

По силе выделяют:

· страсти;

· увлечения (эмоциональная сторона господствует), присущи каждому человеку.

Страсть – сильное, стойкое длительное чувство, порождающее энергию, направленное на достижение цели или предмета. Единство воли и эмоции.

Психические состояния (эмоциональные состояния).

Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человека своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности. Крушение надежд в достижении цели.

Стресс – состояние душевного расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать (скорее всего, данное определение пересекается с понятием Селье «дистресс» и близко к понятию «аффект).

Аффект – кратковременное бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации или какой-либо иной действительности на психику причиной, связанно с неудовлетворением очень важных потребностей.

Для аффекта характерно малая продолжительность, большая сила, сниженное внимание, его переключаемость. Остаётся лишь аффективный фактор. Аффект совпадает с активными действиями или оцепенением (неуправляемость). После аффекта – безразличие, формирующее в памяти неизгладимого следа.

Связь эмоционального возбуждения и успехов в деятельности.

Стресс – совокупность стереотипных филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготовляющих к физической активности.

Стресс связан с превышением приспособительной возможности человека, с соматическими реакциями, стрессором (то, что приводит к стрессу). Стресс придаёт вкус жизни. Источник стресса может послужить причиной заболеваний.

Виды стрессов:

· стресс кролика (оцепенение)

· стресс льва (бурная деятельность, а затем заторможенность)

· стресс вола (бурная деятельность периодически сменяется заторможенностью)

Фазы стресса:

· мобилизация

· дезадаптация

· дезорганизация.

Восприятие. Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Активный процесс, в котором реализовано множество перцентивных свойств для адекватного формирования образа. Если ощущения одномодальны, то восприятия многомодальны, т.е. задействовано несколько анализаторных систем.

Для восприятия характерны предметность, целостность и системность.

Свойства восприятия:

1. избирательность (связь с восприятием фона и самого предмета, установками,

ценностной ориентацией);

2. предметность;

3. структурность (восприятие обобщённых структур);

Апперцепция – осознанное восприятие, основанное на опыте, кроме того, апперцепция зависит от характеристик личности.

4. константность.

Виды восприятия:

· восприятие величины;

· восприятие формы;

· восприятие объёмности;

· восприятие удалённости;

· восприятие времени (отражение длительных, последовательных событий);

· восприятие движения (восприятие направления и скорости, пространства существующего предмета. Но следует принимать во внимание стробоскафический эффект – последовательные фазы движения воспринимаются как непрерывные);

· - восприятие человека человеком (вербальные и невербальные средства общения).

Отражательная и регулятивная функции общения зависят от возраста, установок, профессиональных качеств, пола, воспитания, нравственной позиции. Ошибки восприятия человека человеком связаны со стереотипами (набор качеств, которые приписываются человеку окружающими группы).

Восприятие бывает:

· непроизвольным (непреднамеренным): которое не содержит цели, не связаны с волевой активностью;

· произвольным (целенаправленным): специально наблюдает за тем, в чём заинтересован человек.

· Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов. Для эффективного наблюдения требуется план, сбор информации, ведение записей, логическое мышление.

Типы восприятия:

· синтетическое восприятие – восприятие обобщённого опыта без деталей;

· аналитическое восприятие – восприятие с упором на детали (иногда при этом страдает целостность образа);

· аналитико-синтетическое восприятие;

· эмоциональное восприятие – восприятие, связанное с отношением.

Память. Память относится к одной из основ психической жизни личности. Без памяти невозможно мышление. Память – это система, включающая в себя процессы запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Виды памяти:

· образная (зрительная, слуховая);

· словесно-логическая (сохранение системных понятий, связанных логической цепочкой);

· эмоциональная (память на чувства);

· двигательная.

По времени действия память бывает:

· кратковременной;

· долговременной.

Запоминание бывает 3 форм:

≻ запечатление - прочное и точное сохранение в памяти в результате одноразового представления материала, связано с сильными эмоциями (стресс, аффект). Образ, который запечатлевается, называется эйдетическим (одновременно и в деталях и общий);

≻ произвольное запоминание – ведущая форма запоминания. Связано с формированием навыков, умений. Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – специально организованное мнемозическое действие.

≻ Заучивание:

≻ механическое;

≻ смысловое.

≻ дословное;

≻ близкое к тексту;

≻ смысловое;

≻ непроизвольное запоминание (сохранение информации в памяти в результате многократного повторения).

Закономерности запоминания:

1. реально осознанная цель: неосуществлённая цель стимулирует лучшее запоминание;

2. эмоциональные переживания могут положительно или отрицательно сказываться на

запоминании;

3. зависимость эффективности запоминания от организации подачи материала

(многоканальность подачи информации способствует лучшему запоминанию);

· зависимость запоминания от логической структуры материала (логичный материал запоминается лучше);

· зависимость от процесса (повторение материала через 2-3 часа эффективнее прочтения несколько раз подряд).

При запоминании можно использовать различные мнемотехнические приёмы (если материал не складывается в логическую цепочку).

Второй стороной сохранения информации является процесс забывания информации. Наибольший процент забывания происходит в первые 48 часов после заучивания.

Существуют методы психологической защиты, связанные с забыванием.

Фрустрация – крушение надежд, разрушение планов, связанное с ухудшением настроения, с пересмотром планов.

Сохранение информации в оперативной памяти – динамический процесс, в котором взаимодействуют старые знания с новыми, они уточняются, дифференцируются, закладываются на хранение, переплавляются в опыт. Есть точка зрения, что сновидения – отражение процесса сохранения информации.

Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохранённой в памяти информации.

Существует несколько видов воспроизведения:

≻ узнавание (самый низкий уровень, базируется в основном на восприятии, не требует волевых усилий);

≻ умение;

≻ припоминание.

Оперативная память человека индивидуальна, она связана с:

≻ направленностью личности,

≻ мировоззрением,

≻ уровнем культуры;

≻ профессией.

Виды памяти:

≻ обычная;

≻ образная: зрительная, слуховая, двигательная, обонятельная, вкусовая;

≻ эмоциональная;

≻ словесно-логическая (связана со складом ума, логикой и т.п.);

≻ двигательная.

Способы запоминания:

1. оперативная память: быстрое запоминание и быстрое забывание;

2. медленное запоминание – медленное забывание (тренировка): блоки информации;

3. быстрое запоминание – медленное забывание;

4. медленное запоминание – быстрое забывание.

Объём памяти: Существует так называемое число Миллера - 7±2 (количество смысловых единиц, не связанных между собой, которые воспринимаются сознанием эффективно). Некоторые считают, что с числом Миллера связана норма управляемости, т.е. у одного начальника может быть в подчинении 5-9 подчинённых, таких, чтобы он мог управлять ими эффективно.

Точность памяти – способность без искажений воспроизвести информацию.

Умение припомнить нужный материал в нужный момент – модификационная способность.

Уверенность в правильном воспроизведении зависит от внушаемости, от установки на долгое сохранение, от склонности человека быть под влиянием и т.п.

Профессиональная память базируется на ассоциациях, связанных с видами деятельности.

Воспоминания – воспроизведение событий, связанных с личным жизненным путём. Воспоминания являются источником опыта и самосознания, фактором единства личности.

Мышление. Мышление- это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и деятельности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного восприятия и выходит далеко за границы ее деятельности.

Формами логического мышления являются:

1. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические

признаки предметов и явлений. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые выражаются в словесной форме, устной или письменной.

2. Суждение- это отражение связей между предметами и явлениями действительности, а

также между их свойствами и признаками. Суждения утверждают или отрицают эти связи. Суждения могут быть:

a) Общие.

b) Частные.

c) Единичные.

Суждения образуются двумя способами: непосредственно (в них выражается то, что воспринимается) и опосредованно (путем умозаключений или рассуждений).

3. Умозаключение- это такая связь между суждениями, в результате которой мы получаем

другое суждение, извлекаемое из содержания исходных понятий. Простейшая форма умозаключения- это силлогизм, т.е. выводы частного из общих посылок. В силлогизмах заключены готовые продукты мышления. Умозаключения о принадлежности данному предмету определенного признака на основе его свойств и сходства с другими предметами называется аналогией.

Кроме форм мышления существует и сам мыслительный процесс, в ходе которого получаются данные продукты (силлогизм, аналогия и т.п.). Психология изучает и эти мыслительные процессы.

Бывают традиционные задачи, при которых можно обойтись, не привлекая новых форм мышления, а бывают проблемные ситуации, которые надо решать на основе новых малоосознанных впечатлений.

Психологи выделяют 4 этапа решения и расчленения задач:

1. Подготовка- обзор проблемы, сбор информации по ней.

2. Инкубация- поиски решения, когда задача вызревает. В это время человек будет подбирать комбинации и т.п.

3. Озарение (инсайт)" решение приходит внезапно, неожиданно, но оно новое, нестандартное.

4. Разработка решения- оценивается логика, основательность, происходит проверка решения. Если это решение не доказано, то человек опять переходит к 1 -ому этапу.

Отечественный психолог Лурия выделил 4 этапа решения новых задач:

1. Изучение сущности задачи.

2. Создание общего плана действий.

3. Выбор конкретного алгоритма действий.

4. Сопоставление с исходными данными.

Мышление- это сугубо индивидуальный процесс. Можно выделить несколько свойств мышления, характерных для всех людей:

1. Самостоятельность мышления- способность ставить новые задачи и находить нужные ответы без других людей.

2. Широта мышления- выражается в широком кругозоре, высокой степени любознательности и охватывает различные области деятельности.

3. Глубина мышления- выражается в потребности понять причины возникновения явлений, уметь предвидеть их дальнейшее развитие.

4. Гибкость мышления- выражается в свободе мыслей от закрепленных в прошлом действий по решению задач.

5. Быстрота мышления- способность быстро уяснить ситуацию, разобраться в ней и быстро принять решение.

6. Критичность мышления- человек видит сильные и слабые стороны своих и чужих суждений.

Существуют также индивидуальные отклонения мыслительного процесса, неудержание в сознании проблемной ситуации или объекта суждения, мышления. Это выражается в расплывчатости мыслей, скачках

Интеллект. Интеллект – это способность к адаптации.

Различные подходы к изучению интеллекта.

Подход Стенберга: выделял 3 формы интеллектуального поведения:

вербальный интеллект;

способность решать проблемы;

способность добиваться результата.

Подход Ч.Спирмена

Интеллект – общая умственная энергия, генеральный фактор.

2 группы факторов интеллекта:

1. групповые факторы интеллекта:

≻ механические;

≻ лингвистические;

≻ математические;

2. специальные факторы (выявляются с помощью выполнения определённых тестов).

Подход Кетелла.

Интеллект – двоякое единство:

· текучий интеллект (действует при решении задач, связанных с адаптацией, генетически заложен);

· кристаллизованный интеллект (действует при решении задач, связанных с прошлым опытом).

Интеллект зависит от среды. Выделяет наравне с групповыми и специальными порциальные факторы интеллекта и факторы, связанные с определёнными операциями.

Самая сложная проблема при изучении интеллекта– проверка, экспериментальной доказательство той или иной теории. Модель Кетелла подтверждается (показал, что с возрастом снижаются показатели текучего интеллекта, а показатели кристаллизованного интеллекта почти неизменны).

Типология Иенсона.

· практический интеллект (для решения повседневных задач);

· абстрактный интеллект.

Интеллект – универсальная психическая способность.

Айзенк: в основе интеллекта – генетически детерминированное свойство нервной системы. Интеллект – способность к переработке информации и способность к саморегулированию (искусственный интеллект).

Невербальный интеллект поддаётся тренировке.

Факторы интеллекта:

≻ интеллектуальный уровень родителей;

≻ широта контактов в детстве;

≻ профессия родителей.

Интеллект – степень усвоения знаний + познавательная функция.

Возрастная психология. Возрастная психология – область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.

Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.

Социализация – начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой скорости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Социализация – обучение в жизни (роль семьянина, делового партнёра и т.п.)

Книги играют значительную роль в социализации.

Социализация – рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.

Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.

Теория И. Кона.

Периодизация имеет индивидуальный характер.

Сензитивный период – организм отличается повышенной чувствительностью к отдельным внешним и внутренним фактором. В эти периоды важно создание условий для восприятия факторов.

Критические периоды – повышенная чувствительность к внешним воздействиям, падает сопротивляемость им.

Нарушение нормального развития приводит к неправильной социализации.

Кризисы: 3 года, 7 лет, 12-13 лет.

Акселерация – ускорение физического развития по сравнению с нравственным.

Ретордация – замедленное развитие какого-нибудь органа.

Возраст:

≻ хронологический;

≻ психологический;

≻ биологический.

Эти возрасты могут не совпадать.

Ш. Бюллер.

В основе деления лежат намерения - интенция, - которая проявляется в выбор целей и средств их достижения.

I фаза: 1-15 лет, отсутствуют цели, развитие умственных и физических способностей.

II фаза: 15-20 лет, первые дерзания, осознание способностей, великие планы.

III фаза: 25 – 40-45 лет; зрелость, цели чёткие и точные, стабильность, решения по созданию и укреплению семьи.

IV фаза: 45-60 лет, подведение итогов.

V фаза: с 65 лет, прекращение преследования юношеских целей, жизнь – некое целое.

Теория Эриксона.

На протяжении жизни человек проживает несколько психосоциальных кризисов, исход которых определяет возможность последующего развития или дегенерации.

Кризис связан с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей.

На 1 году жизни – первый кризис.

Чётких возрастных границ нет. Первый опыт обучения. При хорошем контроле может появиться автономия, при плохом – сомнения.

Самоутверждение, развитие инициативности. Неудача может привести к чувству покорности.

Период обучения в школе. Формируется либо вкус к работе, либо чувство неполноценности.

Поиск идентификации. Усвоение норм поведения, велика роль значимых других (референтов).

Подростковый период.

Молодые взрослые. Поиск любимого человека, близости с ним.

40 лет. Развитое чувство сохранения рода, интерес к следующему поколению, при неправильной социализации – стагнация. Факторы успешного преодоления: развитие уважения к мудрости, душевная гибкость.

Старение: осознание пройденного жизненного пути, переоценка своего «Я», ухудшение здоровья. Отрицание, депрессия.

Социальная психология. Социальные роли.

Человек обычно состоит в нескольких группах и в каждой может занимать свой ранг. В каждой из групп он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которую по ожиданию и расчетам других членов группы он будет играть. Те или иные сообщества ждут от человека того или иного поведения. Человек достаточно редко берет ту или иную социальную роль. Довольно часто эта роль возлагается на него под воздействием или в результате стечения обстоятельств. Эти обстоятельства могут отражать его образование, профессиональную подготовку и т.п. В это же время он может быть начальником и подчиненным, продавцом и покупателем, наставником молодого специалиста, зятем босса и т.п. Социальные роли безличны. Они зависят не от личности исполнителя, а от исполняемой им "партии" (т.е. он следует ожиданиям и правилам социума).

Социальная роль - это усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, предписанная обществом человеку, который занимает определенное социальное положение. Играя свою "партию", человек обязан взаимодействовать с другими, и, следовательно, он играет межличностную роль и вступает в межличностные отношения. Если люди начали взаимодействовать, то они контактирую в группах.

Группы могут быть большими и малыми. Большие группы - это общность, народность, нация, партия, социальные слои, население страны, города, студенты ВУЗа и т.д. Отношения в этих группах безличны. Главными признаками в больших группах выступают профессиональные, религиозные, культурные, политические, экономические признаки. Большие группы состоят из малых групп. Малая группа - это достаточно устойчивая группа людей, связанных между собой коммуникациями. Большие и малые группы могут быть условными (определяются по одному условному признаку: половому, возрастному и т.п.) и реальными (люди связаны определенными взаимоотношениями). Малые группы имеют достаточно много признаков. Среди них можно выделить::

1. Совместное активное достижение относительно постоянной общей конкретной цели, а также ощущение единства членами группы.

2. Выработка общих норм и специфической групповой культуры.

3. Дифференциация ролей между членами группы.

4. Сильная зависимость между членами группы, связанными чувством солидарности и морального единства.

5. Координирование действий по отношению к окружающей среде.

6. Восприятие группы как источника удовлетворения своих потребностей.

7. Эмоциональные взаимоотношения между членами группы, возможность возникновения подгрупп на основе симпатий и антипатий.

Малые группы могут быть формальными и неформальными. Формальные - это группы, имеющие юридический статус и создающиеся с целью достижения результата в рамках разделения труда. Неформальные - спонтанно образующиеся группы для удовлетворения индивидуальных потребностей в защите, общении, информации и т.п.

Группы бывают:

1. Естественные - возникают исходя из потребностей людей и общества в целом.

2. Лабораторные - создаются экспериментаторами с целью проведения исследований. Существуют временно.

Также группы можно классифицировать следующим образом:

1. Референтные - эта группа, к которой человек себя добровольно причисляет или членом которой он хотел бы стать. В этой группе он обычно находит для себя образцы для подражания. Такие группы могут быть реальными или условными.

2. Нереферентные - группы, психология и поведение членов которой безразличны человеку.

3. Антиреферентные - человек осуждает и отвергает нормы, ценности, цели определяемой группы.

Как правило, у человека существует несколько референтных групп. Часто интересыэтих референтных групп различны, противоположны.

Есть референтометрия, которая изучает интересы групп.

Различные аспекты малых групп привлекают внимание психологов и поэтому появился термин групповая динамика- выяснение устойчивости групп против воздействия внешних сил, эффективность деятельности группы в зависимости от ее развития, размеров, стиля руководства,организованности и т.д. Обычно ищется оптимум.

Численность малой группы и конформизм.

Верхняя граница малой группы зависит от степени управляемости. Если к двум людям добавить еще одного, то возникает механизм давления большинства (начиная с 3 человек). Группа из 7 человек является границей согласия (т.е. лучше всего достигается согласие). Далее возникает дискуссия и решение принимается большинством. 7 человек - наиболее конформная группа. Конформность - это постоянное давление группы на своих членов, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками большинства. Это стремление действовать единообразно, даже если это не соответствует вашему мнению. Исследования 70-х голов показали, что давление группы увеличивается с увеличением ее численности. Наиболее сильное давление проявляется тогда, когда у человека нет социальной поддержки. Конформизм сильнее всего проявляется в юношеском возрасте (12-13 лет), затем ослабевает, а с 19 лет- сильно сокращается. К старости конформность увеличивается, особенно у женщин. Если человек является нонконформистом, то считается, что он отклоняется от норм. Часто на них начинается массовое давление большинства (моральное воздействие, насмешки, отторжение и т.п.). Часто также люди в таких случаях ломаются.

Активное меньшинство иногда может влиять на большинство с того самого момента, когда члены этого меньшинства приходят к согласию между собой о необходимости перемен. Влияние этого меньшинства будет тем значительнее, чем предлагаемые меньшинством идеи будут соответствовать духу времени.

Организация малых групп.

Уровни организации малых групп:

1. Ассоциации- неорганизованные группы. Взаимоотношения в таких группах связаны только личностно значимыми целями. Нет групповой структуры или она стихийна.

2. Кооперации- внешне организованные группы. Есть общая цель, отношения носят деловой характер, нужно достигнуть результат.

3. Корпорация- группа, объединенная внутренними целями, стремящаяся осуществить их любой ценой, в т.ч. и за счет других групп. Корпорация не безразлична к своим членам, но безразлична к окружающей среде, поэтому ее путь развития может привести к появлению психологической мафии, т.е. перераспределять блага в свою пользу.

4. Мафия (психологическая)- это группировка, которая эксплуатирует внешнюю среду в своих целях, навязывает обществу свои ценности.

Сплоченность- это наибольшее взаимодействие, контакты в группе. Сплоченность группы зависит от ее неформальной структуры. Очень часто люди, входящие в группу, оказываются неодинаковыми в своих интересах. За каждым человеком закрепляются определенные права и обязанности, которые свидетельствуют о его месте в группе. Такое закрепление создаст дифференциацию группы.

Структура группы определяется с помощью социометрии. С ее помощью можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия, неприятия, которую обнаруживают члены группы. Этот метод очень оперативен. В основу социометрического приема положен лобовой вопрос: с кем тебе приятно? При этом уточняется степень предпочтения. Этот метод дает лишь описание коммуникаций, но не дает систему этих связей, которую нельзя считать неизменной. Есть два показателя:

1. Социометрический статус: R= (E(Ri+ +Ri-))/(N-1), где N - количество членов группы, Ri+- количество положительно относящихся к группе, Ri-соответственно отрицательно.

2. Эмоциональная экспансивность- т.е. желание человека общаться с другими в группе:

Е=(Е(Rj++Rj-))/(N-1).

Лидерство и руководство.

В группе каждый человек имеет свой статус:

1. Лидеры (звезды)- получают больше всего предпочтений и имеют положительную эмоциональную экспансивность (R>2, Е>0).

2. Белые вороны- вызывают высокий социометрический статус и нс желают общаться с членами этой группы (Е<0).

3. Черные овечки- имеют отрицательный социометрический статус, но имеют положительную эмоциональную экспансивность (R<0, Е>0).

4. Изолированные- имеют отрицательный социометрический статус и отрицательную эмоциональную экспансивность (R<0, Е<0).

5. Принятые - это средние члены группы (R>0, Е>0). Их зачастую больше всего.

Каждая малая группа имеет многопрофильную структуру. Есть профессионально-квалификационные характеристики: уровень образования, умения, навыки, знания, способность принимать решения и ответственность и т.д. Есть еще и половозрастная структура.

Женские группы, как правило, более эмоциональны, ситуативны, часто возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жесткие, рациональные, прагматичные, конфликты замыкаются на деловых проблемах. Также важную роль в группе играют статусно-ролевые отношения, которые отражают систему взаимосвязей в группе, связанную со статусом каждого члена. Эти отношения важны, когда происходят изменения в группе (повышение в должности и т.п.).

Первое, что нужно делать при повышении социального статуса личности, это надо определить, насколько он соответствует идеальному статусу данного уровня. Человек решает, может ли он принять эту роль или нужно отклонить ее. Если он отклоняет ее, то может произойти внутренний конфликт. Если он принимает ее, то необходим процесс обучения новым функциям, выработка новых установок, стиля поведения, общения; необходимо сосредоточить весь свой интеллектуальный потенциал. Человек должен проанализировать все свои плюсы и минусы.

Когда в группе сложилась социальная структура, в ней формируются микрогруппы на основе общности интересов. Обычно это неформальные сообщества численностью 3-10 человек. В этих микрогруппах также складываются свои отношения, своя структура. В интересах руководителя привлекать на свою сторону эти микрогруппы, их неформальных лидеров, создавать микрогруппы на основе контактности.

В 30-е года К. Левин выделил 3 стиля руководства:

1. Автократический (авторитарный) руководитель присваивает себе все частные функции процесса руководства. Он проявляет недоверие к самостоятельной деятельности подчиненных, единолично принимает решения, считает свое мнение истиной, официален в обращении, не очень следит за своей вежливостью, у него повышенная конфликтность.

2. Демократический- руководитель доброжелателен, ровен и спокоен а обращении, а также вежлив к подчиненным, воздействует на них через советы и рекомендации, поощряет инициативу исполнителей, предпочитает коллегиальную форму принятия решений.

3. Либеральный (либерально-попустительский, "стиль опущенных вожжей")- руководитель не любит принимать на себя ответственность, решения принимают все, кто хочет, полномочия делегируются стихийно, ответственность размыта, часто присутствует фамильярность, психологический климат неустойчивый, иногда вспыхивают конфликты.

Как правило, наиболее предпочтительным является смешанный тип руководства. Формирование социально-психологической структуры

заканчивается выдвижением лидера.

Психоаналитики пол влиянием 3. Фрейда выделили 10 типов лидерства:

1. Патриархальный (повелительный)- лидерв образе строгого, любимого отца, он почитаем, внушает доверие, люди верят ему.

2. Тиран- авторитарная личность, которая подавляет своей силой, его боятся, ему подчиняются.

3. Вожак- это человек, на которого очень хочется равняться, в нем видят концентрацию своих желаний, ему подражают.

4. Организатор- он объединяет людей, поддерживает удовлетворение их потребностей и имеет максимальное чувство вины.

5. Соблазнитель - не оставляет людей покинутыми, играет на слабостях людей, дает выход их подавленным эмоциям, снимает напряженность.

6. Герой- лидер, который жертвует собой ради других, проявляется в ситуации группового процесса, он увлекает людей за собой.

7. Кумир- человек, который влечет, положительно заряжает окружение, его идеализируют и боготворят.

8.Дурной пример- это бесконфликтная, неконструктивная личность, которая эмоционально заражает людей.

9.Изгой- человек, которого общество изгоняет, это объект агрессивных эмоций, против него сплачивается группа.

10.Козел отпущения- еще более зависимая личность чем изгой.

Лидер может быть экстремальным и стабильным.

Командами называют специально формируемые самоуправляемые группы от 3 до 12 человек. Создаются для выполнения какого-либо задания. Целесообразно подбирать команды по возрасту, полу, психологической и прочей совместимости. Совместимость предполагает единство идейно-политических и других взглядов. Каждый член команды должен отвечать за общий результат. Каждый человек должен вносить вклад в общее дело. Необходимо настроиться на сотрудничество и открытость с членами команды, возможность поступиться своими взглядами и целями. Отдельные члены команды могут прятать низкие результаты за спинами других членов. Предложения, выработанные командой, будут компромиссными и безымянными.

Преимущества работы в команде:

1. Односторонние интересы не превращаются в решающие при разработке решений, т.е.

каждый может иметь и свой интерес.

2. Команда позволяет избежать риска принятия неверного решения, уменьшает опасность упустить второстепенные вопросы. Работа в команде позволяет более полно использовать интеллект каждого и предполагает более широкие возможности для творчества.

Психология деятельности.

Активность любого живого организма вызвана потребностями, которые могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, материальными и духовными, личными и общественными. Они порождают различные формы активности, формируют организм человека и состояние его личности

Поведение животных целиком определяется окружающей средой. Активность же человека определяется историческим опытом всего человечества и требованиями общества. Поведение человека определяется целью, которую задает ему общество. Но часто человек в своем поведении не совпадает с личными интересами.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая с осознаваемой целью.

Отсутствие цели означает отсутствие деятельности. Деятельность необходимо отличать от импульсивного поведения, которая управляется эмоциями. Через деятельность осуществляется связь между человеком и окружающим его миром. Достижение цели складывается из последовательного решения ряда частных задач. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение частной задачи, называется действием. Действия человека складываются из физических движений.

В деятельности человека неразрывно связаны его внешние (движения) и внутренние (психическая деятельность, которая осуществляет целенаправленное преобразование) стороны. Одним из видов деятельности является учение, научение и обучение.

Профессиональная деятельность складывается из результатов, средств, предметов профессиональной деятельности, системы профессиональных связей и условий труда. Иногда рабочий даже не видит результата труда (завинчивает гайку, но не видит получившегося автомобиля). Специалист может преобразовать социальную сферу, расширить норму профессиональной деятельности. 'совершенствовать условия труда.

Средства труда могут быть вещественные, функциональные, внешние и внутренние. Вещественные средства труда: инструмент, оборудование, аппаратура, средства приема и передачи информации, биологические, химические, технические, знаковые системы и т.д.

Невещественные средства труда: речьи т.п.Внутренним функциональным средством труда выступает организационно-методическая и нормативная документация, умение, навыки, индивидуальный стиль. Внешние средства труда: коммуникативные средства и т.п.

Предмет деятельности может быть вещественным, одушевленным или представлять собой систему живых и неживых организмов.

Существует также система профессиональных обязанностей: должностные инструкции, КЗОТ и т.п.

Условия труда имеют достаточно широкий диапазон: могут быть организационно-правовые, психофизиологические (определяются физические и умственные усилия), темп, ритм труда, возможности монотонности труда, рабочая поза, объем перерабатываемой формации и т.п. Есть еще санитарно-гигиенические показатели, включающие в себя внешние условия. Социально-психологические условия труда подразумевают отношения в группе, делегирование полномочий, распределение обязанностей и т.п. Эстетические условия да рассматривают эмоциональный уровень работника.

Профессиональная пригодность отражает совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения заданной эффективности труда. Определяется также наличием специальных знаний, умений, навыков. Развивается практически на протяжении всего трудового периода. Только в ходе трудовой деятельности формируются отдельные физические способности, необходимые для данной деятельности. профессиональный отбор- это система специализированных процедур оценки и изучения профессиональной пригодности человека к овладению профессией или группы профессий, а также успешному выполнению профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных условиях.

Виды отбора:

1.Медицинский - производится на основе медицинских процедур, т.е. замеряют уровень сформированности организма.

2. Физиологический- учитывает конкретное функциональное состояние организма:

уровень работоспособности и степень утомляемости, способность к принятию риска и принятию решений, способность к сменной работе и способность к стрессоустойчивости.

Педагогический - направлен на оценку специальныхзнаний, навыков, умений.

3. Психологический - выявляет и оценивает задатки и способности человека, его направленности, мотивацию, ценности. профессиональный подбор- это специальный отбор в специальные сферы. Одним из признаков является степень удовлетворенности работника своим трудом, его мобилизованности на работу, творческим подходом. Благодаря этим показателям повышается самооценка и понижается утомляемость. Самое главное- это возможность самоактуализации и самореализации человека.

Климов Е.А. дает следующую классификацию видов профессиональной деятельности:

Человек-природа Человек-техника Человек- художественный образ Человек-знак. Человек-человек

Профессиональная диагностика- это оценка деловых качеств для разработки конкретных рекомендаций по повышению его компетентности и квалификации.

Искусство общения. Вербальное общение и его структура.

Мир вокруг меня - это во многом мир межличностных отношений и общения. Одним из умений и навыков личности и в том и в другом случаях является умение слушать и слышать мир вокруг меня.

Начнем с анализа и характеристики общения в целом и вербального общения, прежде всего. Но перед этим попробуем ответить на вопрос: "Для чего мы общаемся?" Для регуляции совместной деятельности. Далее - общение представляет собой один из инструментов формирования человека, познания " Мира во мне " и " Мира вокруг меня", самоопределения человека в его мыслях и поступках. В общение входит ряд составляющих, которые неплохо знать каждому. Это способность сосредотачивать внимание на человеке, который обращается ко мне; способность приходить в состояние возбужденных чувств, при начавшемся контакте; способность слушать и слышать, отвечать, а, значит, и проявлять инициативу в общении. И, наконец, способность учитывать, когда от меня ждут слушания, а когда ответа.

Большинству из нас хотелось бы в общении быть обаятельным, убедительным и т. п. Манипулирование вербальными и невербальными средствами общения позволяет нам добиваться желаемого, завораживать собеседника. Это и особый взгляд: прямой, лучистый, твердый, но при этом теплый. Это и особый голос: богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям. Это и особый ритм речи: возбуждающий, успокаивающий, ни в коем случае не скучный.

Однако быть собеседником, с которым желают общаться весьма трудно. Причин этого - бесконечное множество. Но есть наиболее явные. К ним относится, к примеру, несовпадение "пространства общения" c физическим пространством. "Пространство общения" – это категория психологическая и включает в себя видение в партнере по общению прежде всего носителя неповторимой личности со всеми его плюсами и минусами. Причиной затруднений при общении становится избыток принудительных контактов в век урбанизации. Вносят свой вклад в затруднения при общении и средства массовой информации.

Но, пожалуй, главная причина того, что мы не всегда становимся желаемыми собеседниками, находится внутри нас самих. Это – неумение слушать.

Достаточными навыками слушать обладают немногие. Так, прослушав десятиминутное устное сообщение, человек понимает и запоминает из сказанного лишь половину. Через два дня из того, что человек запомнил, забывает еще половину. И это процесс объективный.

Что же противопоставить ему? Прежде всего, осознание того, что мы не слушаем по весьма простым причинам:

· когда чем-то расстроены;

· когда то, что нам говорят, не представляет для нас интереса;

· когда мы устали или нам лень.

Это так называемые явные причины, они лежат на поверхности. Но есть и скрытые. Так мы не слушаем потому, что чрезмерно заняты собственной речью. Именно в такой ситуации разговор для нас - это соревнование, в котором первого, кто задержит дыхание, объявляют собеседником. Мы не слушаем, исходя из ошибочной предпосылки, что слушать, значит просто не говорить. В то же время от высказываний воздерживаются по многим причинам. Так собеседник молчит, но через молчание вежливо ждет своей очереди высказаться или просто обдумывает свое предстоящее высказывание.

Слушание - процесс активный, оно требует постоянной направленности на предмет беседы. Мы не слушаем, так как поглощены собой, своими переживаниями и проблемами. И не воспринимаем тогда весьма ценную для нас информацию, спохватываемся потом и мучительно стараемся вспомнить, что же такое необходимое для нас сказал собеседник. Мы не слушаем, когда испытываем осознанно или неосознанно неприятие к собеседнику или теме беседы. Когда "витаем в облаках". В конце концов, мы не слушаем, потому что не хотим слушать.

Во время разговора мы можем и отвлекаться. Например, вы возбуждены, у вас сложилось уже свое мнение по данному вопросу. Недаром же говорят, что убедить можно того, кто желает быть убежденным в чем-либо. Неосознанно отвлекаемся и тогда, когда боимся услышать что-то лично для себя неприятное. Так часто происходит во время персональной критики, то есть именно тогда, когда мы могли бы извлечь немалую пользу, слушая внимательно. И это действительно так, недаром говорят, что критики могут намного раньше указать вам, де вы не правы, чем ваши друзья.

Мешает многим из нас слушать и постоянная склонность к суждениям, оценкам, одобрению или неодобрению того, кого мы слушаем или что мы слушаем. Так только один вид неприятного для нас человека настраивает нас на то, что услышать что-то путное от него невозможно. То рациональное, что есть у нас, а именно судить о явлениях со своей личной позиции, здесь оказывает нам плохую услугу, становится причиной неэффективного слушания. Мы не слушаем и потому, ч то просто не сформировали у себя соответствующие навыки. Особенно это касается тех, кто воспитывался в семьях с низкой культурой общения. И тогда мы делаем скоропалительные выводы, стремимся всеми силами переговорить собеседника. Мы не слушаем часто именно тех, к кому питаем лучшие чувства, когда мы попадаем в конфликтные ситуации, при возникновении проблем и при выработке решений.

Среди причин нашего неумения слушать несколько в стороне стоят суждения, которые создают нам трудности в общении. Читая их перечень, постарайтесь припомнить подобные ситуации, то вы при этом испытывали?

1. Приказ, указание, команда:

· "Повторите еще раз!"

· "Говорите медленнее".

· "Не говорите со мной подобным образом!"

2. Предупреждение, угроза, обещание:

· "Еще раз повторится - и с вами все кончено".

· "Успокойтесь, я вас охотно выслушаю".

· "Вы пожалеете, если сделаете это".

3. Поучение, указание на нецелесообразность:

· "Вам следует пойти первым".

· "Это неправильно".

· "Вам не следует так поступать".

4. Совет, рекомендация или решение:

· "Почему бы вам не сказать так?"

· "Я бы предложил вам обжаловать это!"

· "Попробуйте поступить так".

5. Нравоучения, логическая аргументация:

· "Посмотрите на это иначе".

· "Вам поручено, значит - это ваша проблема".

· "В вашем возрасте я и этого не имел".

6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение:

· "То, что вы сделали, глупо".

· "Теперь вы на верном пути".

· "Я больше не могу спорить с вами".

· "Я ведь предупреждал вас, что это случится".

7. Похвала, согласие:

· "Я считаю, что вы правы".

· "Это было замечательно".

· "Мы гордимся вами".

8. Брань, необоснованные обобщения, унижения:

· "Ну, хорошо, господин Всезнающий!"

· "Все мужики одинаковы".

9. Интерпретация, анализ, диагностика:

· "Вы действительно в это не верите, не так ли?"

· "Вы говорите это, чтобы только расстроить меня".

· "Теперь мне понятно, почему вы это сделали".

10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка:

· "В следующий раз вы будете чувствовать себя лучше".

· "Я тоже испытывал подобное чувство".

· "Все делают ошибки".

· "Мы все поддерживаем вас".

11. Выяснение, допрос:

· "Кто вас надоумил?"

· "Что вы сделаете в следующий раз?"

12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка:

· "Почему бы вам это не выбросить из головы?"

· "Давайте поговорим о чем-нибудь другом".

· "А что, если каждый раз, когда не получается что-либо, бросать заниматься этим?"

Психологи реакции подобного вида называют барьерами слушания. Действительно, они мешают собеседнику слушать, нарушая ход его мыслей. Более того, мы подсознательно чувствуем, что собеседник желает изменить ход наших мыслей или даже меня самого. Подобные помехи заставляют прибегать к защите, вызывают раздражение и даже возмущение. Результатом такого общения может стать стремление скрыть свои настоящие чувства и мысли.

И еще одно. Людей, допускающих помехи из блоков 6 - 9, можно отнести к ортодоксальным. Помехи 4 и 11 характерны для людей, которые поспешно решают проблемы за других. Помехи 5, 10 и 12 допускают люди, склонные всеми силами уходить от чужих проблем.

Барьеры общения несут в себе информацию об эмоциональных переживаниях. Но такую информацию можно передать и другими способами. Например, с помощью риторических вопросов. Таких как: "Как ты смеешь так говорить обо мне?" или " Ты что, никогда не перестанешь опаздывать?" Характерной чертой подобных вопросов является то, что на них не ждут ответа. Они рассказывают об уровне эмоциональных переживаний: возмущении, раздражении, досаде, гневе и т. п. Более того, часто бывает и так, что человек, задающий подобные вопросы, пытается через них привлечь внимание к себе, своим чувствам и желаниям. Но, как правило, из этого у него ничего не получается.

Для опосредованного выражения неудовольствия часто используются выговора и претензии. Например: "Ты никогда не думаешь о том, что и другим тяжело…" или" Ты опять забыл, что... "Особенностью такого обращения является то, что в нем присутствует неправомерное обобщение в виде слов "всегда", "опять", "никогда". Подобные утверждения служат, прежде всего для удовлетворения потребности в эмоциональной экспрессии. Как правило, такие высказывания вызывают открытый или скрытый протест со стороны другого человека. Могут быть и адекватными. Тогда происходит обмен соответствующими репликами.

При желании вызвать у собеседника чувство неловкости или стыда мы пользуемся иронией и сарказмом. Через них тот, кто говорит старается не только задеть другого, но и в скрытой форме показать свои переживания. Через иронию можно подтрунивать над самим собой.

Неумение слушать дорого обходится как одному человеку, так и организациям, коллективам, группам. Например, при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие чувства. Или при общении "снизу вверх". Если у руководства вполне достаточно каналов для передачи информации "сверху вниз", то обратный путь информации чаще всего идет по цепочке, при этом порой искажается до неузнаваемости. И подчиненные начинают избегать пользоваться таким каналом связи с "верхами".

Что же такое "слушать" и "слышать"?

Слышать - значит физически воспринимать звук.

Слушать - значит делать сознательное усилие услышать звук, обратить на него внимание. Но не только это. Слушать – это значит воспринимать звуки определенного значения. Это волевой акт, включающий в себя и высшие умственные процессы. Так для этого необходимо желание. Иначе мы можем услышать вместо того, что нам говорят, то, что нам хочется услышать.

Слушание происходит вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности. Обычно человек говорит со скоростью 125 слов в минуту, но может и до 400. Умственная же деятельность происходит во много раз быстрее. Вот почему различие между умственной деятельностью и скоростью речи может повлечь за собой невнимание. Особенно, когда говорят медленно и неинтересно. Но так как слушание процесс активный, мы рано или поздно можем поймать себя на невнимании. Отсюда выводы:

Чтобы слушать, надо хотеть слушать. Причем не в пол уха, но даже - с энтузиазмом. И не бойтесь за это платить вниманием. Отдайте свою заинтересованность, свои усилия, а взамен получите информацию, понимание, комфорт, а, может быть, и развлечение.

В общении мы делим с говорящим ответственность за общение. Недаром говорят, что правду могут высказать двое: один говорит, другой слушает. Не стесняйтесь переспрашивать, уточнять, правильно ли вы поняли собеседника. Помните, что люди интепретируют слова неоднозначно. Сказанное может одними восприниматься с точки зрения соответствия речевой ситуации, а другими - с точки зрения фактов. Причем происходит это часто неосознанно. Сам язык, слово дает нам такую возможность. И действительно, всякое слово растянуто и для его понимания необходима дальнейшая информация. Всякое значение слова неопределенно. Оно становится менее однозначным в контексте. Далее, всякое значение слова социально. Вспомним, какой только социальный смысл не вкладывают в такие слова, как демократия и т. п. И последнее, всякое слово само по себе абстрактно. Поэтому прав Шекспир с его восклицанием: "Людские языки полны обманов!" Мы же просто еще раз для себя сделаем вывод о том, ч то слова относятся к предложениям, текстам, ситуациям и к нам самим, тому, что мы хотим услышать в них. Достаточно даже незначительного контекста, чтобы слова лгали. Поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы еще и еще раз уточнить у собеседника, что же он в данном случае хотел выразить своими словами.

Активность процесса слушания проявляется и в том, как при общении работают наши навыки. Например, навык использования при общении визуальной психодиагностики: визуального контакта, языка жестов и т. д. Слушать и воспринимать означает необходимость поддержания постоянного внимания, устойчивого визуального контакта, позы, то есть умения слушать " всем телом".

Если вам что-то мешает слушать, постарайтесь устранить эту помеху. Наше внимание помогает говорящему, последний начинает говорить аргументировано, чаще пользоваться жестами, все больше входит в роль собеседника. Обратите внимание при этом на визуальный контакт. Куда смотрит ваш собеседник? Куда направлен ваш взгляд? Легко заметить, что ваш взгляд останавливается на собеседнике чаще. Вообще, для начала непринужденной беседы первым шагом является установление кратковременного визуального контакта. Затем глаза мгновенно отводятся в сторону, затем контакт снова восстанавливается и т. д.

Но не переусердствуйте. Ваш пристальный взгляд может и смутить собеседника, поставить в неловкое положение. Более того, ваш взгляд может быть истолкован как враждебный, особенно в ситуации напряжения.

Для установления контакта можно использовать определенные позы. Вы немного наклонились в сторону собеседника, одобрительно смотрите на него и тем самым как бы говорите ему: " Я весь - внимание". Вы развалились на стуле небрежно и у собеседника к вам возникает соответствующее отношение.

В умении слушать много значит, какими стилями слушания мы привыкли пользоваться. Казалось бы, реакций слушающего на речь не так уж и много: оценка, толкование, поддержка, уточнение и понимание. Однако мы все-таки имеем наиболее привычные, удобные для нас. Наблюдения показывают, что если человек в 40 процентах случаев проявляет в общении один и тот же вид реакции, то это типично для него.

Категоричный собеседник подходит к самому процессу общения и передаваемой информации примерно так: " Это - хорошо" или "Это - плохо". Рассудительный: "Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым" или "Теперь мне понятно, почему вы это мне сказали". Сочувствующий собеседник очень быстро соглашается, при этом может сказать: "Вы правы абсолютно" или "Я вам сочувствую". Аналитически направленный слушатель склонен задавать вопросы типа: "Когда?" или сказать: "Приведите мне конкретный пример".

Если у вас сложился один из вышеперечисленных стилей, помните, что все они в той или иной степени представляют собой "помехи" общения. И самый лучший стиль слушания – это отзывчивость, именно этот стиль поможет вам использовать весь арсенал средств, чтобы услышать собеседника, начиная от молчания и заканчивая рефлексией и эмпатическими реакциями.

Стиль слушания определяется служебным статусом человека. Обычно внимательно слушают вышестоящих, особенно когда хотят получить от информации какую-либо пользу, хотя уже сама по себе информация более информированного человека - польза. Стиль слушания зависит от пола собеседников. При разговоре двух женщин или двух мужчин собеседники перебивают друг друга примерно с одной частотой. Чего не скажешь о разговоре мужчины и женщины. Как это может на первый взгляд показаться ни странным, мужчина перебивает женщину примерно в два раза чаще. В то же время женщина примерно одну треть времени собирается с мыслями, пытается восстановить нить разговора после того, как ее перебили.

Мужчины склонны сосредотачиваться на содержании разговора, женщины - на самом процессе общения. Мужчина внимательно слушает только 10 - 15 секунд, а затем начинает слушать только себя и искать, что бы еще добавить по ходу беседы. Вообще, привычка слушать самого себя - чисто мужская. Формируется и закрепляется она через уточнение существа разговора и приобретении навыков решения проблем. Через некоторое время после начала беседы у мужчины формируется ответ на поставленную проблему и он начинает сосредотачиваться на том, как бы прервать беседу. Таким образом, мужчины ориентированы на то, чтобы быстро давать готовые ответы. Они не выслушивают до конца собеседника, не уточняют ситуацию вопросами, чтобы получить как можно больше информации, и чаще всего не дожидаются ценных для решения вопроса высказываний собеседника. Отсюда мужчина чаще имеет возможность сделать из беседы неправильные выводы.

В отличие от мужчины женщина скорее увидит в собеседнике личность, поймет его чувства. Женщины намного реже перебивают собеседника, а когда перебивают их самих, стараются возвращаться к тому месту в разговоре, на котором их перебили. Но беспорно, как мужчины, так и женщины могут вести себя в разговоре по-разному. Определенную роль в этом играет характер, темперамент человека, его склонность к тем или иным стилям слушания, тем ролям, которые человек привык играть.

А теперь перейдем к такому простому и обыденному методу сохранения заинтересованности, как нерефлексивное слушание. Но, прежде всего, постараемся дать ответ на вопрос: "Что такое нерефлексивное слушание?"

Это - умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. Вопреки поверхностному взгляду это отнюдь не пассивный процесс, но активный, требующий физического и психологического внимания. Через нерефлексивное слушание может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Бывают ситуации, при которых мы можем пользоваться только этим методом ведения беседы. Особенно когда собеседник возбужден, испытывает трудности в формулировании своих мыслей, когда он больше ориентирован на то, чтобы его услышали и не очень-то интересуется нашим мнением и замечаниями.

Примером такой ситуации может быть часто встречающийся диалог руководителя /Р/ и подчиненного /П/.

П: "Но послушайте! Задание это явно не мое! Это слишком!"

Р.: "Послушайте и вы. Почему вы вечно жалуетесь"

П.: "Позвольте, но это несправедливо и это очевидно, не всегда дают какие-то особые задания".

Р.: "Да-да! Всем известно, что вы перегружены. А теперь ступайте и работайте!"

Обмен подобными эмоциональными репликами может мгновенно перерасти в конфликт. А ведь ни руководитель, ни подчиненный отнюдь не желают испортить отношения.

Представим этот же диалог в несколько иной форме, обусловленной ситуацией, при которой руководитель понимает, что подчиненному в данной ситуации необходимо излить свои чувства. Тогда руководитель использует прием нерефлексивного слушания. Диалог мог бы стать таким:

П: "Но послушайте! Задание это явно не мое! Это слишком!"

Р: "Да?!"

П: " Да-да! У меня и так масса горящих дел по моей основной работе"

Р.: "Это как так?"

П.: "Вы же знаете, у меня подготовка квартального отчета. Я уже несколько дней работаю, не замечая суток. Я не могу справиться еще и с новым заданием.

Р.: "Да-да. Понимаю вас…"

Применение руководителем со своей стороны приема рефлексивного слушания в начале разговора позволяет выявить причины поведения подчиненного. Тем более, что тот весьма ответственный работник, профессионал своего дела. Таким образом, не перебивая, но слушая "пассивно", руководитель приходит к новому уровню понимания ситуации.

Использование малозначимых фраз, как это не странно на первый взгляд, позволяет весьма содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются своего рода приглашением высказаться свободно и непринужденно. Они помогают выразить интерес, одобрение и понимание.

Многое из того, что человек хочет сказать, можно определить по его


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: