№пп
| Понятие
| Определение
|
1.
| Апперцепция
(от лат. ad — к и perceptio — восприятие),
| одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.
В современной психологии понятие выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же.
|
2.
| Бихевиоризм
| ДЖ.Уотсон, Э.Токмен, Б. Скиннер
|
3.
| Гуманистическая психология
| А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Френкл
|
4.
| Трансперсональная психология
| Юнг, С. Гроф
|
5.
| Когнитивная психология
| У. Найсер
|
6.
| Структурализм
| В.Вундт
|
7.
| Фрейдизм
| Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни
|
8.
| Гештальтпсихология
| В.Кемер, М. Вертгеймер
|
9.
| Аналитическая психология
| К.Г. Юнг
|
10.
| Психические свойства
| Индивидуальный психические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром
|
11.
| Структура психики человека
| Бессознательное (индивидуальное и коллективное), подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание
|
12.
| Архетипы
| Древнейшие психические праобразы, формируют структуру коллективного бессознательного
|
13.
| Психическая характеристика сознания
| Ощуение себя познающим субъектом, способности мысленно представлять реальность, способность контролировать свое психическое состояние и поведение, воспринимать окружающую среду, волевой контроль.
|
14.
| Бытийное сознание
| Экзистенциональное (биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы)
|
15.
| Рефлексивное сознание
| Значение и смысл, сознание для осознания
|
16.
| Душа
| Объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций, волевых актов.
|
17.
| Закон Йеркса-Додсона
| Поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимуму
|
18.
| Психика
| Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию
|
19.
| Бессознательное
| Совокупность психических образов, процессов и состояний не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета
|
20.
| Измененные состояния сознания
| Качественный сдвиг в характере психологического функционирования, способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий.
|
21.
| Ощущения
| Осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей поступающих из внешней и внутренней среды.
|
22.
| Восприятие
| Целостный образ предметов и явлений, возникающий в результате синтеза ощущений. Характеризуется предметностью, константностью, осмысленностью
|
23.
| Внимание
| Процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Характеризуется концентрацией, объемом, переключением, распределением, устойчивостью
|
24.
| Память
| Способность к получению и хранению и воспроизведению жизненного опыта
По характеру участия воли: произвольная и непроизвольная
|
25.
| Амнезия
| Потеря памяти.
Антероградная- страдает способность ввода новой информации в долговременную память
Прогрессивная- постепенное ухудшение памяти
Ретроградная- сохраняются события из далекого прошлого
|
26.
| Мышление
| Высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности
В структуре мышления выделяют: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, понятие, суждение, умозаключение, индукцию, аналогию
|
27.
| Интеллект
| Умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении проблем
|
28.
| Воображение
| Особая форма психической деятельности в результате которой создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте
Функции: представление действительности в образах, регулирование эмоционального состояния, участие в регуляции познавательных процессов, формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование действий, отражение свойств личности.
|
29.
| Регрессия
| Возращение на более ранний уровень развития
|
30.
| ЛС. Выготский
| Культурно-исторический подход к личности
|
31.
| Леонтьев
| Деятельностная концепция личности
|
32.
| Направленнность
| Свойство личности выражающее динамику развития человека, главные тенденции его поведения
|
33.
| Темперамент
| Постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.
|
34.
| Ригидность
| Инертность и косность поведения
|
35.
| Характер
| Совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.
|
36.
| Эмоции
| Физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективность и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
|
37.
| Аффект
| Сильные кратковременные эмоциональные переживания. Эмоциональный процесс взрывного характера.
|
38.
| Чувства
| Переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает
|
39.
| Способности
| Индивидуальные психические особенности личности от которых зависит приобретение ею знаний, умений, навыков и успешность вполнения различных видов деятельности.
|
40.
| Воля
| Свойство личности, способность сознательно управлять своей психикой и поступками.
|
41.
| Потребность
| Состояние нужды индивида в чем-то необходимом для их нормального существования
|
42.
| Мотив
| Внутренняя устойчивая психическая причина поведения и поступков человека
|
43.
| Типологии характеров
| Конституцинные – Кречмер, Шелдон; типологические- Юнг, Кейрси; типологические модели психопатий и акцентуаций – Ганнушкин, Леонард, Личко.
Астенический (эктоморфный) худой, тонкий человек, малокровный с узкими плечами
Атлетический (мезоморфный) – хорошо развита мускулатура, грубое строение костей, плотная кожа.
Пикнический (эндоморфный) – склонность к ожирению, сильное развитие внутренних полостей тела.
|
44.
| Конституция человека
| Совокупность морфологических, физиологических и психических особеннотей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических факторов.
|
45.
| Интуиция
| Способность быстро находить верное решение, предвидеть ход событий
|
46.
| Акцентуации
| Выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие, яркое выражение личностных черт характера.
|
47.
| Интеракция(взаимодействие)
| Совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности
|
48.
| Объект педагогики
| развитие и совершенствование человека.
|
49.
| Предмет педагогики
| Совокупность размышлений об образовательной действительности и методах ее совершенствования.
|
50.
| Методы психологии
| Анкетирование,изучение результатов педагогической деятельности,обобщение педагогического опыта, наблюдения, экспертных оценок.
|
51.
| Простейшим животным характерна
| Узловая и трубчатая нервная система
|
52.
| Петровский А.В.
| Теория коллектива, как группы, состоящей из трех страт
|
53.
| Майевтика
| Метод обучения, предложенный Сократом основан на извлечении скрытых в человеке правильных знаний с помощью правильных вопросов, беседы или диалога.
|
54.
| Дидактика
| Составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.
|
55.
| Принципы обучения
| Объективности предлагаемого к изучению материала, последовательность и доступность изложения, наглядность обучения, поддержание активности обучающихся, поддержание тесной связи теории с практикой, обеспечение прочного усвоения знаний.
|
56.
| Методы обучения
| Лекция, упражнения, лабораторная работа, практическая работа, учебная дискуссия. работа с книгой, видеометод, метод обучающей игры
|
57.
| Средства обучения
| Ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс (здания, столовые, специализированные аудитории. Учебники, технические средства и т.д.)
|
58.
| Формы педагогического контроля
| Текущий, промежуточный, итоговый
|
59.
| Методы педагогического контроля
| Тесты, письменные работы, устный опрос
|
60.
| Цели обучения
| Определяют содержание, методы и формы обучения. Включают общечеловеческие ценности, социально-групповые, индивидуально-личностные. Меняются по мере развития общества.
|
61.
| Содержание обучения
| Информация, характер и объем которой формируется социальным заказом образовательной системы.
|
62.
| Методы воспитания
| Убеждение, дискуссии, накопления опыта, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, поощрение и наказание
|
63.
| Убеждение
| Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
|
64.
| Семья
| Особая группа лиц, связанных духовными, материальными, кровно-родственными отношениями, а акже социальная ячейка общества, выполняющая определенные социально-экономические функции.
Функции: репродуктивная, социализаторская, воспитательная, хозяйственная, эмоционально-эротическая.
|
65.
| психология (psyche - душа, logos - наука)
| наука, изучающая закономерности функционирования психики человека, формирования и развития психических явлений (психологии) личности и коллектива (группы людей).
|
66.
| Предмет психологии
| выявление закономерностей формирования и развития личности и коллектива
|
67.
| олигофренопедагогика
| воспитание детей с отклонениями умственного развития
|
68.
| сурдопедагогика
| воспитание глухих и слабослышащих
|
69.
| тифлопедагогика
| воспитание слепых и слабовидящих
|
70.
| логопедия
| преодоление нарушений речи
|
71.
| нейрон
| Структурно-функциональный элемент нервной системы
|
72.
| Индивидуальность
|
|
73.
| сублимация
| Подсознательная замена одной запретной или недостижимой цели на другую более доступную и разрешенную.
|
74.
| Реактивность
| Степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (реакция защиты).
|
75.
| Сенситивность
| Наименьшая сила внешнего воздействия необходимая для возникновения той или иной психической реакции, скорость ее развития
|
76.
| Фенотип
| Комбинация врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания или характер.
|
77.
| Социоген личности
| Характер, который определяется отношением к себе, к близким, людям вообще, к труду (М.Е. Литвак)
|
78.
| Коллектив
| Устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
|
79.
| Ассоциация
| Группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно-значимыми целями (группа друзей приятелей)
|
80.
| Кооперация
| Группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности
|
81.
| Профессиограмма
| Квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности
|
82.
| Педагогическое общение
| Совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся
|
83.
| Структура педагогического процесса
| Цель, содержание, методы и средства коммуникации, преподаватель, учащийся
|