Словарь терминов и персоналий

№пп Понятие Определение
1. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие), одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. В современной психологии понятие выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же.
2. Бихевиоризм ДЖ.Уотсон, Э.Токмен, Б. Скиннер
3. Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Френкл
4. Трансперсональная психология Юнг, С. Гроф
5. Когнитивная психология У. Найсер
6. Структурализм В.Вундт
7. Фрейдизм Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни
8. Гештальтпсихология В.Кемер, М. Вертгеймер
9. Аналитическая психология К.Г. Юнг
10. Психические свойства Индивидуальный психические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром
11. Структура психики человека Бессознательное (индивидуальное и коллективное), подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание
12. Архетипы Древнейшие психические праобразы, формируют структуру коллективного бессознательного
13. Психическая характеристика сознания Ощуение себя познающим субъектом, способности мысленно представлять реальность, способность контролировать свое психическое состояние и поведение, воспринимать окружающую среду, волевой контроль.
14. Бытийное сознание Экзистенциональное (биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы)
15. Рефлексивное сознание Значение и смысл, сознание для осознания
16. Душа Объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций, волевых актов.
17. Закон Йеркса-Додсона Поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимуму
18. Психика Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию
19. Бессознательное Совокупность психических образов, процессов и состояний не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета
20. Измененные состояния сознания Качественный сдвиг в характере психологического функционирования, способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий.
21. Ощущения Осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей поступающих из внешней и внутренней среды.
22. Восприятие Целостный образ предметов и явлений, возникающий в результате синтеза ощущений. Характеризуется предметностью, константностью, осмысленностью
23. Внимание Процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации поступающей через органы чувств и игнорирование другой. Характеризуется концентрацией, объемом, переключением, распределением, устойчивостью
24. Память Способность к получению и хранению и воспроизведению жизненного опыта По характеру участия воли: произвольная и непроизвольная
25. Амнезия Потеря памяти. Антероградная- страдает способность ввода новой информации в долговременную память Прогрессивная- постепенное ухудшение памяти Ретроградная- сохраняются события из далекого прошлого
26. Мышление Высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности В структуре мышления выделяют: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, понятие, суждение, умозаключение, индукцию, аналогию
27. Интеллект Умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении проблем
28. Воображение Особая форма психической деятельности в результате которой создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте Функции: представление действительности в образах, регулирование эмоционального состояния, участие в регуляции познавательных процессов, формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование действий, отражение свойств личности.
29. Регрессия Возращение на более ранний уровень развития
30. ЛС. Выготский Культурно-исторический подход к личности
31. Леонтьев Деятельностная концепция личности
32. Направленнность Свойство личности выражающее динамику развития человека, главные тенденции его поведения
33. Темперамент Постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.
34. Ригидность Инертность и косность поведения
35. Характер Совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.
36. Эмоции Физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективность и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
37. Аффект Сильные кратковременные эмоциональные переживания. Эмоциональный процесс взрывного характера.
38. Чувства Переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает
39. Способности Индивидуальные психические особенности личности от которых зависит приобретение ею знаний, умений, навыков и успешность вполнения различных видов деятельности.
40. Воля Свойство личности, способность сознательно управлять своей психикой и поступками.
41. Потребность Состояние нужды индивида в чем-то необходимом для их нормального существования
42. Мотив Внутренняя устойчивая психическая причина поведения и поступков человека
43. Типологии характеров Конституцинные – Кречмер, Шелдон; типологические- Юнг, Кейрси; типологические модели психопатий и акцентуаций – Ганнушкин, Леонард, Личко. Астенический (эктоморфный) худой, тонкий человек, малокровный с узкими плечами Атлетический (мезоморфный) – хорошо развита мускулатура, грубое строение костей, плотная кожа. Пикнический (эндоморфный) – склонность к ожирению, сильное развитие внутренних полостей тела.
44. Конституция человека Совокупность морфологических, физиологических и психических особеннотей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических факторов.
45. Интуиция Способность быстро находить верное решение, предвидеть ход событий
46. Акцентуации Выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие, яркое выражение личностных черт характера.
47. Интеракция(взаимодействие) Совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности
48. Объект педагогики развитие и совершенствование человека.
49. Предмет педагогики Совокупность размышлений об образовательной действительности и методах ее совершенствования.
50. Методы психологии Анкетирование,изучение результатов педагогической деятельности,обобщение педагогического опыта, наблюдения, экспертных оценок.
51. Простейшим животным характерна Узловая и трубчатая нервная система
52. Петровский А.В. Теория коллектива, как группы, состоящей из трех страт
53. Майевтика Метод обучения, предложенный Сократом основан на извлечении скрытых в человеке правильных знаний с помощью правильных вопросов, беседы или диалога.
54. Дидактика Составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.
55. Принципы обучения Объективности предлагаемого к изучению материала, последовательность и доступность изложения, наглядность обучения, поддержание активности обучающихся, поддержание тесной связи теории с практикой, обеспечение прочного усвоения знаний.
56. Методы обучения Лекция, упражнения, лабораторная работа, практическая работа, учебная дискуссия. работа с книгой, видеометод, метод обучающей игры
57. Средства обучения Ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс (здания, столовые, специализированные аудитории. Учебники, технические средства и т.д.)
58. Формы педагогического контроля Текущий, промежуточный, итоговый
59. Методы педагогического контроля Тесты, письменные работы, устный опрос
60. Цели обучения Определяют содержание, методы и формы обучения. Включают общечеловеческие ценности, социально-групповые, индивидуально-личностные. Меняются по мере развития общества.
61. Содержание обучения Информация, характер и объем которой формируется социальным заказом образовательной системы.
62. Методы воспитания Убеждение, дискуссии, накопления опыта, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, поощрение и наказание
63. Убеждение Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
64. Семья Особая группа лиц, связанных духовными, материальными, кровно-родственными отношениями, а акже социальная ячейка общества, выполняющая определенные социально-экономические функции. Функции: репродуктивная, социализаторская, воспитательная, хозяйственная, эмоционально-эротическая.
65. психология (psyche - душа, logos - наука) наука, изучающая закономерности функционирования психики человека, формирования и развития психических явлений (психологии) личности и коллектива (группы людей).
66. Предмет психологии выявление закономерностей формирования и развития личности и коллектива
67. олигофренопедагогика воспитание детей с отклонениями умственного развития
68. сурдопедагогика воспитание глухих и слабослышащих
69. тифлопедагогика воспитание слепых и слабовидящих
70. логопедия преодоление нарушений речи
71. нейрон Структурно-функциональный элемент нервной системы
72. Индивидуальность  
73. сублимация Подсознательная замена одной запретной или недостижимой цели на другую более доступную и разрешенную.
74. Реактивность Степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (реакция защиты).
75. Сенситивность Наименьшая сила внешнего воздействия необходимая для возникновения той или иной психической реакции, скорость ее развития
76. Фенотип Комбинация врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания или характер.
77. Социоген личности Характер, который определяется отношением к себе, к близким, людям вообще, к труду (М.Е. Литвак)
78. Коллектив Устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
79. Ассоциация Группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно-значимыми целями (группа друзей приятелей)
80. Кооперация Группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности
81. Профессиограмма Квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности
82. Педагогическое общение Совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся
83. Структура педагогического процесса Цель, содержание, методы и средства коммуникации, преподаватель, учащийся

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: