| №пп | Понятие | Определение |
| 1. | Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие), | одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. В современной психологии понятие выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. |
| 2. | Бихевиоризм | ДЖ.Уотсон, Э.Токмен, Б. Скиннер |
| 3. | Гуманистическая психология | А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Френкл |
| 4. | Трансперсональная психология | Юнг, С. Гроф |
| 5. | Когнитивная психология | У. Найсер |
| 6. | Структурализм | В.Вундт |
| 7. | Фрейдизм | Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни |
| 8. | Гештальтпсихология | В.Кемер, М. Вертгеймер |
| 9. | Аналитическая психология | К.Г. Юнг |
| 10. | Психические свойства | Индивидуальный психические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром |
| 11. | Структура психики человека | Бессознательное (индивидуальное и коллективное), подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание |
| 12. | Архетипы | Древнейшие психические праобразы, формируют структуру коллективного бессознательного |
| 13. | Психическая характеристика сознания | Ощуение себя познающим субъектом, способности мысленно представлять реальность, способность контролировать свое психическое состояние и поведение, воспринимать окружающую среду, волевой контроль. |
| 14. | Бытийное сознание | Экзистенциональное (биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы) |
| 15. | Рефлексивное сознание | Значение и смысл, сознание для осознания |
| 16. | Душа | Объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций, волевых актов. |
| 17. | Закон Йеркса-Додсона | Поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимуму |
| 18. | Психика | Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию |
| 19. | Бессознательное | Совокупность психических образов, процессов и состояний не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета |
| 20. | Измененные состояния сознания | Качественный сдвиг в характере психологического функционирования, способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий. |
| 21. | Ощущения | Осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей поступающих из внешней и внутренней среды. |
| 22. | Восприятие | Целостный образ предметов и явлений, возникающий в результате синтеза ощущений. Характеризуется предметностью, константностью, осмысленностью |
| 23. | Внимание | Процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации поступающей через органы чувств и игнорирование другой. Характеризуется концентрацией, объемом, переключением, распределением, устойчивостью |
| 24. | Память | Способность к получению и хранению и воспроизведению жизненного опыта По характеру участия воли: произвольная и непроизвольная |
| 25. | Амнезия | Потеря памяти. Антероградная- страдает способность ввода новой информации в долговременную память Прогрессивная- постепенное ухудшение памяти Ретроградная- сохраняются события из далекого прошлого |
| 26. | Мышление | Высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности В структуре мышления выделяют: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, понятие, суждение, умозаключение, индукцию, аналогию |
| 27. | Интеллект | Умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении проблем |
| 28. | Воображение | Особая форма психической деятельности в результате которой создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте Функции: представление действительности в образах, регулирование эмоционального состояния, участие в регуляции познавательных процессов, формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование действий, отражение свойств личности. |
| 29. | Регрессия | Возращение на более ранний уровень развития |
| 30. | ЛС. Выготский | Культурно-исторический подход к личности |
| 31. | Леонтьев | Деятельностная концепция личности |
| 32. | Направленнность | Свойство личности выражающее динамику развития человека, главные тенденции его поведения |
| 33. | Темперамент | Постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. |
| 34. | Ригидность | Инертность и косность поведения |
| 35. | Характер | Совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду. |
| 36. | Эмоции | Физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективность и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. |
| 37. | Аффект | Сильные кратковременные эмоциональные переживания. Эмоциональный процесс взрывного характера. |
| 38. | Чувства | Переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает |
| 39. | Способности | Индивидуальные психические особенности личности от которых зависит приобретение ею знаний, умений, навыков и успешность вполнения различных видов деятельности. |
| 40. | Воля | Свойство личности, способность сознательно управлять своей психикой и поступками. |
| 41. | Потребность | Состояние нужды индивида в чем-то необходимом для их нормального существования |
| 42. | Мотив | Внутренняя устойчивая психическая причина поведения и поступков человека |
| 43. | Типологии характеров | Конституцинные – Кречмер, Шелдон; типологические- Юнг, Кейрси; типологические модели психопатий и акцентуаций – Ганнушкин, Леонард, Личко. Астенический (эктоморфный) худой, тонкий человек, малокровный с узкими плечами Атлетический (мезоморфный) – хорошо развита мускулатура, грубое строение костей, плотная кожа. Пикнический (эндоморфный) – склонность к ожирению, сильное развитие внутренних полостей тела. |
| 44. | Конституция человека | Совокупность морфологических, физиологических и психических особеннотей организма, обусловленных в своем развитии действием генетических факторов. |
| 45. | Интуиция | Способность быстро находить верное решение, предвидеть ход событий |
| 46. | Акцентуации | Выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие, яркое выражение личностных черт характера. |
| 47. | Интеракция(взаимодействие) | Совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности |
| 48. | Объект педагогики | развитие и совершенствование человека. |
| 49. | Предмет педагогики | Совокупность размышлений об образовательной действительности и методах ее совершенствования. |
| 50. | Методы психологии | Анкетирование,изучение результатов педагогической деятельности,обобщение педагогического опыта, наблюдения, экспертных оценок. |
| 51. | Простейшим животным характерна | Узловая и трубчатая нервная система |
| 52. | Петровский А.В. | Теория коллектива, как группы, состоящей из трех страт |
| 53. | Майевтика | Метод обучения, предложенный Сократом основан на извлечении скрытых в человеке правильных знаний с помощью правильных вопросов, беседы или диалога. |
| 54. | Дидактика | Составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания. |
| 55. | Принципы обучения | Объективности предлагаемого к изучению материала, последовательность и доступность изложения, наглядность обучения, поддержание активности обучающихся, поддержание тесной связи теории с практикой, обеспечение прочного усвоения знаний. |
| 56. | Методы обучения | Лекция, упражнения, лабораторная работа, практическая работа, учебная дискуссия. работа с книгой, видеометод, метод обучающей игры |
| 57. | Средства обучения | Ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс (здания, столовые, специализированные аудитории. Учебники, технические средства и т.д.) |
| 58. | Формы педагогического контроля | Текущий, промежуточный, итоговый |
| 59. | Методы педагогического контроля | Тесты, письменные работы, устный опрос |
| 60. | Цели обучения | Определяют содержание, методы и формы обучения. Включают общечеловеческие ценности, социально-групповые, индивидуально-личностные. Меняются по мере развития общества. |
| 61. | Содержание обучения | Информация, характер и объем которой формируется социальным заказом образовательной системы. |
| 62. | Методы воспитания | Убеждение, дискуссии, накопления опыта, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, поощрение и наказание |
| 63. | Убеждение | Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями |
| 64. | Семья | Особая группа лиц, связанных духовными, материальными, кровно-родственными отношениями, а акже социальная ячейка общества, выполняющая определенные социально-экономические функции. Функции: репродуктивная, социализаторская, воспитательная, хозяйственная, эмоционально-эротическая. |
| 65. | психология (psyche - душа, logos - наука) | наука, изучающая закономерности функционирования психики человека, формирования и развития психических явлений (психологии) личности и коллектива (группы людей). |
| 66. | Предмет психологии | выявление закономерностей формирования и развития личности и коллектива |
| 67. | олигофренопедагогика | воспитание детей с отклонениями умственного развития |
| 68. | сурдопедагогика | воспитание глухих и слабослышащих |
| 69. | тифлопедагогика | воспитание слепых и слабовидящих |
| 70. | логопедия | преодоление нарушений речи |
| 71. | нейрон | Структурно-функциональный элемент нервной системы |
| 72. | Индивидуальность | |
| 73. | сублимация | Подсознательная замена одной запретной или недостижимой цели на другую более доступную и разрешенную. |
| 74. | Реактивность | Степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (реакция защиты). |
| 75. | Сенситивность | Наименьшая сила внешнего воздействия необходимая для возникновения той или иной психической реакции, скорость ее развития |
| 76. | Фенотип | Комбинация врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания или характер. |
| 77. | Социоген личности | Характер, который определяется отношением к себе, к близким, людям вообще, к труду (М.Е. Литвак) |
| 78. | Коллектив | Устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы. |
| 79. | Ассоциация | Группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно-значимыми целями (группа друзей приятелей) |
| 80. | Кооперация | Группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности |
| 81. | Профессиограмма | Квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности |
| 82. | Педагогическое общение | Совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся |
| 83. | Структура педагогического процесса | Цель, содержание, методы и средства коммуникации, преподаватель, учащийся |






