ГЛАВА III. Труд как социально-психологическая реальность. 54

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Рекомендовано

Советом по психологии УМО университетов России

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства Издательство: Академия, 2005 г. 480 стр.

ISBN 5-7695-4123-0

В учебном пособии даются традиционные представления о теории и практике психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного квалифицированного труда для повышения чувства собственного достоинства.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем интересующимся данной темой.


Оглавление

Введение.

ГЛАВА I Основная проблематика психологии труда............................ 6

1. Проблема предмета и метода психологии труда.
Этический парадокс предмета психологии труда......... 6

2. Основные разделы психологии труда. Понятие
«эргономика»................................................................. 10

ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития

психологического знания о труде................................................ 15

1. Представления о труде в древности и в эпоху
феодализма.................................................................... 15

2. История зарубежной психологии и социологии труда 18

3. Психотехника и ее кризис............................................. 25

4. История отечественной психологии труда.................. 28

5. Культурно-исторический смысл возникновения
проблемы профессионального самоопределения........ 42

6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. 49

ГЛАВА III. Труд как социально-психологическая реальность.... 54

1. Житейские и философские представления о труде...... 54

2. Психологическое понимание труда и профессии........ 60

3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности
трудом и трудовой мотивации...................................... 69

ГЛАВА IV. Проблемы профессиографирования и профотбора....... 80

«1. Понятия «профессиограмма», «психограмма»,
«модуль профессии», «модель специалиста»,
«формула профессий».................................................. 80

2. Методы и различные схемы профессиографирования 83

3. Аналитическая профессиограмма и общая схема
профотбора.................................................................... 86

4. Уровни анализа трудовой деятельности...................... 91

5. «Формула профессий». Схема анализа профессии
и варианты ее использования в групповой работе

и в индивидуальной профконсультации....................... 92

6. Трудности изучения профессиональной деятельности

в условиях современной России.................................. 97

7. Самая главная (наиважнейшая!) проблема
профессиографии и психологии труда....................... 100


ГЛАВА V. Развитие человека в труде....................................................... 108

1. Основные этапы развития субъекта труда................. 108

-» 2. Проблема формирования индивидуального стиля

трудовой деятельности................:............................. 116

3. Проблемы развития профессионального самосознания... 119

4. Кризисы профессионального становления................. 131

5. Проблема профессиональных деструкции................. 141

6. Акмеологический подход в исследовании развития
профессионала............................................................. 147

ГЛАВА VI. Основы инженерной психологии....................................... 153

1. Теоретико-методологические основы инженерной
психологии................................................................... 153

2. Специфика методов инженерной психологии............ 156

3. Особенности и классификация систем «человек—
машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ.............. 158

4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)

и общая схема его деятельности. Принятие решений
оператором................................................................... 161

5. Профессиональные действия и профессиональные
задачи в труде оператора............................................ 164

6. Ошибки в труде оператора.......................................... 169

7. Основы проектирования СЧМ..................................... 173

8. Основы эксплуатации СЧМ......................................... 179

9. Психологические особенности системы «человек-
компьютер»................................................................. 18.2

10. Внедрение компьютерных технологий в организациях.... 188

11. Компьютер в деятельности психолога...................... 189

12. Компьютер как вариант «органопроекции»
человеческого интеллекта и пути обогащения
«компьютерной метафоры»........................................ 191

ГЛАВА VII. Психологические особенности труда в организации......... 196

1. Представление об организации. Понятие
«организационная культура»...................................... 196

2. Психология производственного коллектива.............. 199

3. Проблемы руководства и лидерства в организации... 203

4. Основы кадрового менеджмента................................. 210

5. Связь организации с общественностью (Паблик
рилейшнз)..................................................................... 221

6. Основы организационного консультирования........... 224


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: