Методические указания студенту по изучению дисциплины

Цель изучения дисциплины - углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки по общепрофессиональным дисциплинам; всестороннее и последовательно овладеть основными видами профессионально-педагогической деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

- овладение основами психологического анализа ситуаций в процессе наблюдения за деятельностью учащихся и поведение людей в различных жизненных ситуациях;

- выработка умения применять полученные в теоретическом курсе знания по психологии для правильного оценивания индивидуальных особенностей личности и её поведения в различных жизненных ситуациях.

Изучение теоретического материала целесообразно осуществлять в следующей последовательности: начинать изучение дисциплины необходимо с введения в психологию жизненных ситуаций, анализа теоретических проблем трудных и экстремальных ситуаций. Далее изучается поведение и психологические характеристики человека в трудных и экстремальных ситуациях. Заканчивается изучение дисциплины изучением основ психологической помощи в преодолении последствий трудных и экстремальных ситуаций.

Самостоятельная работа включает изучение вопросов (см. п. 4.2.3. программы и УМК приложение № 3). При выполнении заданий для самостоятельной работы необходимо читать дополнительную литературу, и обращаются к источникам знаний из других областей наук (философии, социологии, культурологи, педагогики и др.).

В процессе совместной работы студента и преподавателя на практических занятиях осуществляется контроль знаний студентов: промежуточный и итоговый. Промежуточный контроль не имеет формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. Такой контроль осуществляется по результатам ответов и участию студентов в учебной дискуссии на практическом (семинарском) занятии. Учитываются результаты выполнения заданий для самостоятельной работы. В качестве форм такого контроля преподаватель может использовать: - оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии; - блицконтроль. По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, студентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соответствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ; - контрольное задание с письменным отчетом. Это может быть любое задание (перечислить, сравнить, составить или заполнить таблицу, решить исследовательскую задачу и др.) Все предложенные формы контроля – групповые. Итоговый контроль – это проверка конечного результата. По данной дисциплине студенты сдают зачет.

Зачет проводится после окончания темы или раздела и после окончания изучения курса дисциплины в период зачетно-экзаменационной сессии. Его основные функции – обучающая и контрольная. Поэтому вопросы к зачету являются максимально дробными, чтобы не были упущены различные элемента знаний. Формы зачета: 1) традиционная форма - вопрос-ответная (индивидуальная) (см. вопросы к зачету п.7.2.) и коллоквиум (см. пункт 7.1.– перечень контрольных вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение); опрос – интервью (по тезаурусу или вопросам, предполагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди; 2) мозговой штурм– групповая форма. Группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. Каждой группе дается карточка из 5-7 вопросов проблемного характера. Предлагается обсудить вопросы с использованием любых источников (лекции, учебники, монографии). Завершается зачет беседой группы с преподавателем, где преподаватель уточняет правильность ответов и качество усвоения каждым. 3) письменный отчет по материалам исследовательских заданий, включающий реферирование и конспектирование литературы; 5) контрольная домашняя работа – письменный вариант зачета (состоит из ответов на вопросы заданий, методического аппарата и плана исследования на тему, теста учебных достижений).

При подготовке к зачету студенту необходимо стремиться к обобщенности, логичности, знаниям теоретических и методологических основ психолого-педагогических исследований, методов и методик психодиагностики, персоналий, культуру речи.

Изучение дисциплины «Психологические основы безопасности» следует за дисциплинами по психологии (общей, социальной) и носит интегративный характер. При изучении «Психологические основы безопасности» студентам, важно усвоить какие психологические характеристики обеспечивают безопасное поведение человека. Изучение данной дисциплины позволяет глубже понять психологические феномены и теории и возможности их применения в практических ситуациях. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на изучение общих закономерностей функционирования психики в ситуациях различного типа. Знание общепсихологической теории и конкретных прикладных отраслей психологии, в частности социальной способствуют пониманию психологических условий эффективности жизнедеятельности человека. Изучение «Психологических основ безопасности» имеет практическое значение для овладения основными приемами оказания первой психологической помощи и «психологического сопровождения» личности в трудных жизненных, чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

На семинарских занятиях отрабатываются те вопросы, которые детально не рассматривались в лекциях. Семинарские занятия способствуют формированию умений использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов и тем самым психологически грамотно ориентироваться в практических ситуациях.

Выполнение студентами заданий для самостоятельной работы, включающих изучение, конспектирование и реферирование литературы, работу с терминологическим аппаратом науки, поиск ответов на контрольные вопросы, решение психологических задач и выполнение практических заданий в виде проектов способствует овладению не только готовыми знаниями, полученными на лекциях, но и знаниями, полученными в самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности.

Методические рекомендации по выполнению рефератов

Реферат представляет собой доклад на определенную тему, краткое изложение (обзор) содержания научной работы или книги. Это одна из начальных форм представления результатов научного исследования в письменном виде.

Рекомендации по его оформлению:

1. Объем реферата определяет сам референт. Оптимальным считается объем от 15 до 18 машинописных страниц.

2. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы, который размещается на последней странице рукописи реферата (от 6 до 10 источников).

3. Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать бездумного списывания, сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

4. Обычно темы рефератов студенты выбирают самостоятельно или по рекомендации преподавателя.

5. Алгоритм написания реферата включает следующие элементы:

- выбор темы реферата;

- описание и сравнение основных понятий, приводимых в реферате по сходству и контрасту с другими понятиями (синонимы и антонимы);

- перечисление методов, с помощью которых предполагается в дальнейшем провести исследование по теме реферата;

- описание примеров из жизни, литературы, телевидения и кино, которые раскрывают или подтверждают высказанные в реферате положения;

- выводы по теме исследования.

6. Значительно выигрывает реферат в том случае, если он завершается заключением или краткими выводами (обычно 3-4 вывода) по рассматриваемой проблеме. Здесь референт показывает свою эрудицию, умение анализировать и обобщать информацию. На последней странице реферата автор ставит свою подпись и дату завершения работы.

Приложение 7

Характеристика и эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов, информационных и педагогических технологий

В преподавании дисциплины используются развивающие психолого-педагогические технологии, ориентированные на достижение следующих целей:

· актуализация профессионально-личностного потенциала;

· профессиональное развитие личности;

· формирование метапрофессиональных образований: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций;

· приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

· обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.

Реализация развивающих технологий в профессионально-образовательном процессе обеспечивается соблюдением следующих условий:

· мотивационное обеспечение субъектов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе;

· наличие четкой заданной цели, т.е. представлении об ожидаемом результате;

· представление учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;

· указание способов взаимодействия субъектов профессионально-образовательного пространства;

· обозначение границ правилосообразной и творческой деятельности педагогов;

· обеспечение открытости обучения профессиональному будущему, направленность на его предвосхищение.

Для реализации поставленных целей и создания необходимых условий обучения используются следующие технологии:

1. Развивающая психодиагностика – ориентирована на обогащение представлений студентов о себе; направлена на формирование аутокомпетентности, которая становится фактором самореализации профессионально-психологического потенциала личности. Поведение психодиагностики в процессе учебных занятий предусматривает активное участие членов группы в проектировании и обсуждении профессионально-психологического профиля личности, обработке полученных данных и их интерпретации. При проведении личностно-развивающей диагностики применяются диагностические техники: беседы, психологическое консультирование, доверительный контакт с группой. Обобщение результатов диагностики по группе в целом кладется в основу программы развития личности специалиста.

2. Метод проектов – ориентирован на приобретение знаний, умений и навыков, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональных качеств в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Такой метод способствует самореализации личности студента путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Основная цель этого метода – интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для установления прочных межпредметных связей и более тесного взаимодействия теории с практикой. Дидактическая ценность метода заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности студентов как основного средства их профессионального развития.

Проектное задание заключается в проектировании и создании какого-либо предмета профессиональной деятельности. Студенты выполняют проектное задание самостоятельно, используя литературу, методические пособия, консультируясь с преподавателем. По окончании работы над проектом производится проверка изученного материала. Позже результаты работы обсуждаются, определяются трудности и профессионально значимые характеристики работы.

3. Когнитивное конструирование – заключается в предоставлении обучаемому информации в знаково-символическом, наглядно - графическом виде (тексты книг, рисунки, схемы, чертежи, таблицы и др.) для решения учебно-познавательной задачи, выполнения практикоориентированного задания, а в отдельных случаях для усвоения нового учебного материала. Осуществляется с помощью направляющих текстов, дидактическая ценность которых заключается в ориентации на действенное усвоение знаний и формирование компетенций. В учебном процессе возможно использование трех типов учебно-познавательных ситуаций: 1) проблемные ситуации; 2) ситуации задачи; 3) ситуации понимания, запоминания и воспроизведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: