Введение. ой! Трудно современному подростку, девушке, юноше жить в наше непростое время

ой! Трудно современному подростку, девушке, юноше жить в наше непростое время. Ко всем прочим трудностям сегодня прибавляется еще и опасность попасть в сети наркозависимости, оказаться рабом страшной привычки. Подростки в той или иной мере обсуждают свои страхи в своей же компании, и выходы из трудных ситуаций ищут, исходя из своего, далеко не всегда полноценного и адекватного представления о человеке, его психических особенностях и закономерностях функциони­рования его организма.

Представляется целесообразным организовать такие формы работы с подростками и старшими школьниками, в рамках которых они могли бы не только друг с другом делиться собственными соображениями, но и получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более, эффективный опыт в общении с собой и другими людьми. Именно такого рода работу в форме серии занятий и предполагает программа "Путешествие во времени".

Организуя и проводя занятия в рамках этой программы, ведущему необходимо ориентироваться прежде всего на общекультурные гуманистические ценности, создавая в группе ^атмосферу доверия, уважения и совместного поиска.

Успех проведения занятий, как показала практика, будет существенно зависеть от того, насколько хорошо ведущий в процессе встреч сможет узнать личные особенности, понять проблемы, интересы и личные устремления подростков. Это позволит ведущему более органично включиться в работу подростков и может в какой-то мере избавить его от излишне авторитарного стиля ведения занятий, поскольку он перестает быть транслятором абстрактных истин, а пользуется своей собственной системой ценностей. Рекомендуется использовать на занятиях триаду позиций в общении и обсуждении проблем:

· «так думает человечество»,

· «так думаю я»,

· «так думаете Вы».

В целом опыт работы показал, что такого рода занятия существенно помогают подросткам разобраться в себе, своих проблемах, в отношении цели и смысла жизни, понять причины появления зависимостей и приобрести опыт по предотвращению.

Глава 1. Содержательные аспекты работы в программе "путешествие во времени"

Работа в программе "Путешествие вЬ времени" предполагает цикл из 10 групповых занятий (20 часов), объединенных общей тематикой и направленных на достижение определенных целей, значимых и принимаемых самими подростками - участниками групповых занятий. Ведущие цели программы:

1. Помочь подросткам осознать временную перспективу жизни, осознать эмоциональную привлекательность будущего без» зависимостей, осмыслить свое настоящее через призму - будущего;

2. Создать условия, способствующие приобретению подростками нового положительного социального опыта для личностного развития в процессе группового содержательного общения.

Данные цели достигались через решение серии задач, связанных с приобретением подростками навыков интел­лектуального общения, самостоятельного преодоления опасных привычек; освоением подростками эффективных способов удовлетворения потребностей (без обращения к ПАВ), умением противостоять внешнему социальному и психологическому давлению; осознанием подростком своих возможностей, способностей и интересов в целях саморазвития и самосовершенствования.

Теоретической основой для разработки содержания, форм и методов работы на занятиях данного курса послужили положения о роли потребностей в поведении и деятельности человека, о возрастных особенностях подросткового личностного само­определения, в частности, его ориентированность на будущее (М.М.Бахтин, Л.И.Божович). Существенное внимание уделяется таким понятиям как временная перспектива, эмоции, эмоциональная сфера, потребности, цели и смысл жизни. Опыт проведения занятий показал, что представления подростков, старших школьников об этих понятиях весьма ограничены, хотя обсуждение этих тем вызывало у участников группы живой интерес. В связи с этим представляется необходимым самому педагогу, психологу, ведущему группы иметь достаточно четкие, личностно при­нимаемые, собственные взгляды на эти вопросы. Немаловажное значение имеет мировоззрение ведущего, его оптимизм, конструктивное начало, уверенность в будущем. При общении в группе подростки часто высказываются весьма критически, с юношеским максимализмом, а иногда и с элементами цинизма.

Поэтому для ведущего важно постоянно отслеживать, рефлексировать этические, моральные аспекты совместных размышлений о будущем и смысле жизни. Полезно в связи с этим обратиться к работам А. Маслоу, Э. Фромма, В. Франкла.

Обращение к такому явлению, как "временная перспектива," предполагает рассмотрение прошлого, с психологической точки зрения, как опыта, будущего - как проекта, настоящего - как действительность. Психологически будущее по отношению к настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает существующую в виде настоящего действи­тельность, в содержательном плане важно обратить внимание на вопросы психологии эмоций, дифференцировать понятия "эмоции", "эмоциональные состояния", "чувства", "аффекты". Практика работы показала, что обсуждение этих понятий полезно начинать с краткого информирования участников группы о психологических подходах к рассмотрению этих явлений, поскольку большинство подростков и старших школьников практически не в состоянии на начальном этапе определить и высказать, что понимается под "эмоциями", "чувствами" и т. д. В ходе работы важным моментом является обращение к проблемам потребностей, неудовлетворенность которых может явиться причиной возникновения зависимостей. Рассматриваются такие Потребности, как эмоциональные, социальные, духовные, физические, интеллектуальные.

Важно также определиться с понятиями "зависимость" и "вредные привычки", поскольку последние являются поведенческими признаками и проявлениями разного рода зависимостей. Подросткам не всегда понятно, чем зависимость отличается от дурной привычки. В ходе работы приходится обращаться к различного рода зависимостям: химическим (алкоголь, чай, кофе, сигареты и т.д.) и эмоциональным (стремление к риску, азарт, постоянное желание спать, откла­дывание всего на потом, желание грызть ногти и т.д.). Подросткам особенно непонятна разница между эмоциональными зависимостями и вредными привычками. Вредные привычки являются внешними поведенческими проявлениями той или иной зависимости. Вредная привычка как поведенческий стереотип взаимосвязана с какой-либо неудовлетворенной потребностью, для удовлетворения которой личность приобрела неадекватный способ компенсации.

При организации и проведении данного курса занятий необходимо учитывать некоторые важные особенности, которые рассматриваются в следующей главе.

Глава 2. Особенности форм и методов проведения занятии по программе "Путешествие во времени"

Основная форма работы - групповые занятия. Оптимальное число участников группы - 10-15 человек. Если количество участников превышает 15 человек, то желательно, чтобы занятия проводились двумя ведущими. Возраст участников - 13-15 лет. Продолжительность одного занятия -1-2 академических часа. Продолжительность и частота встреч могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников. Наилучший эффект следует ожидать от проведения занятий с перерывом между занятиями в два-три дня. Желательно, чтобы группа по половому признаку была смешанной. В том случае, если группа состоит только из девочек или только из мальчиков, ведущему необходимо учитывать психологические особенности участников группы, которые могут проявляться как в поведенческом плане, так и в содержательном. Если для мальчиков более значимы практические деловые конкретные обстоятельства обсуждаемых вопросов (цели и смысл жизни, отношения с людьми, собственные увлечения и хобби, будущая профессиональная деятельность как жизненная перспектива) и менее понятны и значимы эмоциональные аспекты, то для девочек скорее эмоциональные проблемы, взаимопонимание между людьми и т.д. более понятны и значимы.

Следует учитывать тот факт, что девочки-участницы группы более расположены к доверительному стилю общения, в то время как мальчики требуют к себе особого внимания как в плане организации, так и в плане установления контактов внутри группы. Ведущему, работающему в группе мальчиков, полезно внимательнее относиться к порой грубоватым высказываниям участников в адрес друг друга. Известно, что внешняя агрессивность поведения мальчиков вполне сочетается с чувствительным отношением к нелицеприятным, критическим, или грубоватым оценкам в свой адрес со стороны окружающих, может болезненно ранить их, стать причиной замкнутости, нежелания участвовать в работе группы. Целесообразно, чтобы ведущий группы предварительно был знаком с участниками. В случае, когда ведущим является классный руководитель или педагог, работающий с ребятами постоянно, следует учитывать, что отношения, сложившиеся у него с ребятами, будут оказывать существенное влияние на атмосферу групповых занятий, помогать или мешать установлению доверительного психологически комфортного стиля общения в группе. В связи с этим классному руководителю или учителю, решившим провести подобную группу, следует предварительно спрогнозировать, каким образом будут развиваться отношения на занятиях в группе и обдумать сложности и трудности, которые могут возникнуть у него при общении с ребятами на этих занятиях.

По окончании занятий рекомендуется проведение "круглого стола", на котором обсуждаются вопросы о практической значимости занятий для учащихся, их впечатления и ощущения, подводятся итоги. Каждый участник может отрефлексировать свое состояние до и после проведения занятий, осознать новый опыт и свои личностные приобретения в результате работы в группе.

При проведении групповых занятий могут использоваться следующие методы:

1. Групповая дискуссия.

Ha каждом занятии участникам предлагается блок вопросов для обсуждения. На первых занятиях ответы и предложения походу обсуждения кратко фиксируются на доске ведущим. На последующих занятиях эту функцию могут взять на себя учащиеся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: