Фокус 1. Параметры анализа условий взаимодействия | ||
Позиция при общении | Описать позицию (контактная, неконтактная и т.д.); обосновать правильность или неправильность ее выбора, определить соответствие или несоответствие интересам и потребностям ребенка. Принятие или непринятие младенцем позы. | |
Дистанция общения | Кто регулирует дистанцию общения. Стремление ребенка к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения. Стремление взрослого к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения. | |
Продолжительность общения | Время кормления. Время игрового взаимодействия. Изменения в поведении младенца при увеличении времени кормления. Кто из партнеров стремится к продолжению или завершению взаимодействия; в чем это выражается (подробно описать). Наличие завершенности в общении. | |
Форма общения | Определить форму общения в игровом взаимодействии (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, другая), и ее соответствие возрастным и психическим потребностям малыша. Отметить стремление взрослого к взаимодействию в паре или уход от него. Отсутствие или использование игрушки при взаимодействии с ребенком; описать функцию игрушки в конкретном случае. | |
Характер взаимодействия | Дать характеристику взаимодействию (личностно-ориентированное, объектное, искаженное), выделяя особенности. | |
Общий фон настроения | Охарактеризовать общий фон настроения ребенка, взрослого в эпизоде общения. | |
Фокус 2. Параметры анализа единиц взаимодействия | ||
Эпизод общения | Выделять и описывать эпизоды общения: начало, развитие и окончание эпизода; количество отдельных фраз и отрезков в эпизоде; количество рядов фраз в эпизоде. | |
Фраза | Выделять и характеризовать отдельно взятую фразу (начало, окончание, интонация, сила звучания, ритмический рисунок, продолжительность, содержание); отрезок фразы; отдельные звуки; ряд разделенных паузами и повторяющихся фраз и звуков; ряд разделенных паузами разных (по содержанию, длительности, ритмическому рисунку и т.д.) фраз. | |
Фокус 3. Параметры анализа поведения ребенка | ||
Средства общения ребенка (разнообразие, выразительность) | Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, ног, головы, туловища; тактильные: прикосновения к взрослому; голосовые проявления: вокализации, лепет, звукоподражания, смех, покашливания и т.д. Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения. | |
Что нравится младенцу | Те или иные средства стимуляции. Уровень интенсивности стимуляции. Участие в процессе кормления (придерживать бутылочку, ложку, держать хлеб, откусывать самостоятельно, придерживать чашку). Определенные игрушки, игры. Действия взрослого, вызывающие наибольшую активность младенца. | |
Что не нравится младенцу | Что вызывает реакцию недовольства (какие прикосновения, взгляды, действия взрослого и т.д.). Какими средствами ребенок дает это понять. Реакция младенца на изменение позиции при кормлении и т.д. | |
Инициативное поведение ребенка | Каким образом ребенок пытается обратить на себя внимание взрослого. Описать действия, сигналы, эмоции и т.д. | |
Чувствительность младенца | Реакция ребенка на стремление взрослого к установлению зрительного контакта. Ответные действия на речь взрослого, ее характер, эмоциональную окраску. Реакция на разного рода прикосновения, изменения положения тела в пространстве. Подстраивание под ритмическую структуру взаимодействия, заданную взрослым. Реакция на прекращение игры взрослым. Уход от общения. Отвлекаемость на происходящее в группе. | |
Фокус 4. Параметры анализа поведения взрослого | ||
Средства общения взрослого (разнообразие, выразительность) | Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, головы, туловища; тактильные: прикосновения, объятия, поцелуи; акустические: смех, вздохи, покашливания, речевые паузы и т.д.; вербальные: речь (интонация, ритм, громкость). Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения. | |
Инициативное поведение взрослого | Наличие или отсутствие стремления к стимуляции активности ребенка, установлению визуального контакта, выстраиванию диалога. Умение разнообразить взаимодействие. Владение методическим материалом. | |
Чувствительность взрослого | Результативность тех или иных действий, направленных на стимуляцию активности младенца. Адекватность уровня стимуляции потребностям и возможностям ребенка. Действия младенца, которые вызывают ответную реакцию (характер и адекватность реакции взрослого). Стремление к синхронизации действий; подстраивание к ребенку. Стремление к выстраиванию диалога. Реакция взрослого на негативные эмоции младенца. Отвлеченность во время кормления ребенка. Игнорирование сигналов ребенка. Стремление к подавлению инициативы младенца. | |
Приложение к Главе 4 № 4.2. Протокол интервью со специалистом, работающим с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида
ФИО матери (отца): _____________________________
ФИО специалиста: _______________________________
Темы для обсуждения в интервью (ответы специалиста отнести к одному из приведенных вариантов; нужное подчеркнуть, недостающее вписать) | |
Объем общения матери с ребенком | - проводит мало времени и довольна; - проводит с ребенком много времени и тяготится этим; - проводит много времени и довольна; - проводит мало и жалуется на это; - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Занятия в Центре | - не посещает под разными предлогами; - посещает формально (нерегулярно; по приглашению специалистов; «за компанию»; «для галочки»; домашние задания не делаются); - посещает с энтузиазмом (без пропусков; по своей инициативе; просят дополнительных занятий; выполняют домашние задания; берутся помогать сотрудникам; выполняют функции консультантов для других семей); - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Отношение к развивающим занятиям | - ориентирована на «дрессуру» (на формальное научение «правильным» действиям); - ориентирована на развивающий потенциал занятий; - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Детский сад | - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для собственного удобства (чтобы получить свободное время; чтобы передать ответственность специалистам); - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для его развития (например, даже если это неудобно – далеко, неудобно по времени); - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Отношение к вниманию окружающих | - всегда остро негативно реагирует на внимание окружающих (прячет ребенка; стесняется; выражает негативные эмоции в ответ на внимание окружающих); - преодолела негативную реакцию на внимание окружающих (игнорирует; относится снисходительно; старается «не обращать внимания»; относится спокойно); - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Способ рассказывать о ребенке | - делает акцент на проблемах; достижения ребенка обесцениваются или преуменьшаются; - делает акцент на достижениях; с гордостью; с радостью; проблемы представлены как задачи, которые нужно решать; - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Помощь близких (семьи, друзей) в воспитании | - не привлекает помощь близких (жалуется, что не удается; находит другие предлоги); - привлекает помощь близких для высвобождения свободного времени; - привлекает помощь семьи для расширения социального опыта ребенка; для укрепления семейных связей; - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Отношение семьи | - есть кто-то, кто не принял ребенка (уклоняется от контакта с ребенком; уклоняется от контакта со всей семьей; открыто осуждает и протестует); - семья приняла ребенка; - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Профессиональная самореализация | - не удовлетворена собственной самореализацией (работает и тяготится этим; не работает и тяготится этим); - удовлетворена собственной самореализацией (работает и довольна; не работает и довольна); - ________________________________________________________________________________________________________________ |
Время для себя | - не удовлетворена собственной самореализацией (жалуется на то, что возможности нет/мало); - удовлетворена собственной самореализацией (что-то делает для себя и довольна; не делает и довольна); - ________________________________________________________________________________________________________________ |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА