Эластичность спроса

Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах при изменении независимой величины на 1%.

Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%

Ed (p) =

P1 + P2 Q1 + Q2
Q2 - Q1 P2 – P1

Ed (p) = ´ х

Где Q – количество товара

P – цена товара

Ценовая эластичность спроса измеряет степень (чувствительности) реакции потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени условно различают спрос эластичный (Ed (p) > 1) и неэластичный (Ed (p) <1).

Например, если в ответ на 10%-ый рост товара спрос на него упал лишь на 2%, то Ed (p) = 0,2 (2:10).Это меньше единицы и определяет эластичный спрос. Если же при том же росте цены (на 10 %) спрос на товар снизился на 25%, то Ed (p) = 2,5 (25:10). Данный показатель уже больше единицы и характеризует более чуткий – эластичный спрос.

При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки, поскольку удешевление товара стимулирует его покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

В обратном случае – рост цены ведет к уменьшению общей выручки, т.к. выигрыш от повышения цены оказывается меньшим, чем потеря выручки, связанная с одновременным сокращением продаж.

При неэластичном спросе цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает и общую выручку, ибо оно не ведет здесь к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку рост перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж. Пример – плата за проезд в транспорте.

Случай, когда изменения цены и последующее изменение спроса оказываются равными (Ed (p) = 1) называется единичной эластичностью.

Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье). С другой стороны спрос на предметы роскоши, напротив, отличаются высокой эластичностью, поскольку от их приобретения не трудно и отказаться.

Существуют два крайних случая ценовой эластичности: абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1%.

PB1 + PB2 QA1 + QA2
Ed (c) =

 
 
QA2 - QA1 PB2 – PB1


Ed (c) = ´

Классификация товаров по значению коэффициента перекрёстной эластичности спроса по цене:

- взаимозаменяемые товары ( Е > о), объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны. (Если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин);

- взаимодополняемые товары (Е < о), объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны. (Если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин);

- независимые товары (Е = о), объем спроса на которые и цены другого товара не связаны друг с другом. (Растущие цены на мужские костюмы не оказывает никакого влияния на количество покупаемых спичек).

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие на рынке товаров – заменителей.

(Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене объем спроса практически не изменяется. А если увеличится цена на какой-либо сорт мыла, то покупатель переключается на другой).

2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара.

(Нефть может служить топливом, сырьем для производства химических продуктов, получения бензина, моторных масел и т.п., поэтому эластичность спроса на неё очень высокая).

3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар.

(Зубная паста приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на неё не велики. Повышение цен на такую продукцию не приводит к изменению спроса на неё. Но если возрастут цены на мясо, являющиеся одним из основных продуктов питания, расходы на который в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на мясо существенно снизится).

4. Специфика рынков.

(например, особенностью рынка лекарств является то, что большинство потребителей покупают лекарства по рекомендации врача вне зависимости от его цены. Следовательно спрос на многие лекарственные препараты является неэластичным).

5. Период времени, прошедший с момента изменения цены.

(Резкий рост цен на энергоресурсы может оказать весьма небольшое влияние на объем спроса в течении нескольких месяцев или даже лет, но по мере переориентации производства на энергосберегающие технологии спрос на энергоресурсы будет падать).

6. Степень срочности приобретения данного товара.

(Повышение цен на цветы в праздничные дни не приводит к снижению спроса на них).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: