Лекция 11. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения

Глоссарий.

Рынок – форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или несколько лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капиталов, земли и других средств производства.

Фирма - это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Рыночный механизм – это порядок определения цен, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен на товары, их количества, объема и структуры производства.

Функции рынка: информационная, стимулирующая, оптимизация пропорций общественного производства, санирующая.

Структура рынка – внутреннее устройство рынка. Для классификации элементов структуры рынка как системы экономических отношений можно пользоваться следующими критериями: по экономическому назначению объектов рыночных отношений; по географическому положению; по степени ограничения конкуренции; по характеру продаж; по приоритету производителя или потребителя; по отраслям.

Инфраструктура рынка – совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые связывают производителей и потребителей и придают рыночной системе целостность и завершенность. В инфраструктуру входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.


Основные вопросы:

Рыночный механизм регулирования основан на децентрализованном сборе информации. Цены определяют что, как и для кого производить. Однако, полной информации они обеспечить не могут, что ведет к внутренней нестабильности.

Платежеспособный спрос отражает потребность общества в тех или иных товарах и услугах. На спрос, кроме цены воздействуют и неценовые факторы (детерминанты). Если изменяются эти факторы, то изменяется и кривая спроса. Если спрос увеличивается, то кривая смещается вправо – Д1, если спрос уменьшается, то влево – Д2 (слайд 5).

Если рассматривать проблему с точки зрения единственного покупателя, то речь пойдет об индивидуальном спросе. Но конкуренция предполагает значительное число потребителей на рынке. Поэтому в экономическом анализе используется характеристика рыночного спроса, который определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемых каждым покупателем при разных возможных ценах (слайд 6).

После характеристики спроса можем перейти к описанию предложения. Здесь также прослеживается зависимость между ценой и количеством товара (слайд 7).

Изменение неценовых факторов приводит к смещению кривой S. Если предложение увеличивается, то кривая смещается вправо -S1, если предложение падает, то влево - S2.

Определим эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение.

Эластичность спроса различают по цене и по доходу.

Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности:

Еd/p=DQ%/DР%.

Если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса более, чем на 1%, то такой спрос эластичный; если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса менее, чем на 1%, то такой спрос неэластичный; если снижение цены сопровождается точно таким же увеличением объема спроса – спрос промежуточный.

Выделяют следующие случаи эластичности спроса по цене:

1) Еd/p=1 – спрос промежуточный (слайд 8);

2) Еd/p=0 – спрос совершенно неэластичный (слайд 9);

3) Еd/p=∞ - спрос совершенно эластичный (слайд 10);

4) Еd/p>1 – эластичный спрос (слайд 11);

5) Еd/p<1 неэластичный спрос (слайд 12).

Ценовая эластичность определяется и по общей выручке: при эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению общей выручки за счет роста величины спроса на этот товар. При неэластичном спросе изменение общей выручки происходит в том же направлении, что и изменение цен. При промежуточной эластичности увеличение или снижение цены не ведет к изменению общей выручки.

Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, в результате однопроцентного роста дохода. Ее определяют по формуле:

Еd/j=DQ%/DJ%.

Особенность эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров она бывает отрицательной, т.е. с повышением дохода спрос на такие товары снижается. К ним относятся недиетические продукты питания, экологически некачественные продукты и др. (слайд 13-15).

Возникают такие случаи, когда спрос на один товар зависит от изменения спроса на другой товар. Например, при повышении цен на бензин падает спрос на автомобили с большим расходом горючего. Такая зависимость называется перекрестной эластичностью спроса. Она означает отражение изменение величины спроса товара а, с изменением цены на товар в:

Е= DQа%/DРв%.

Если Е>1, то продукты взаимозаменяемы, если Е<1, то продукты взаимодополняемые; если Е=0, то они не связаны между собой.

Аналогично понятию «эластичность спроса» определяется «эластичность предложения». Эластичность предложения характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения определяется как процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены. Методика вычисления эластичности предложения такая же, как и для эластичности спроса (слайд 16-20).

Неэластичное предложение, когда предлагаемое количество товаров остается строго постоянным при любой цене. Предложение будет эластичным зависит от того, будет ли относительное увеличение величины предложения больше вызвавшего его относительного увеличения цен.

Значение эластичности по цене обычно положительно, т.к. более высокая цена является для производителя стимулом к увеличению производства.

Таким образом, спрос и предложение являются базовыми понятиями рыночной экономики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: