Основные факторы рыночного саморегулирования

Механизм рыночного саморегулирования включает в себя 3 главных взаимосвязанных фактора:

1).Рыночные цены,

2).Спрос и предложение товаров и услуг,

3).Конкуренцию.

Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг.

Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах и услугах. Он измеряется тем количеством продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течении определенного периода.

Например, при цене телевизора 200 д.ед. недельный спрос на этот товар составляет 1000 штук,а при цене 210 д.ед. – 900 штук.

Факторы,влияющие на спрос:

I. Цена – основной определяющий фактор спроса.

Закон спроса состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему увеличению спроса. И, наоборот, рост цены сокращает спрос.

Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически.

Ц

Цена 5

3

2

1

10 20 30 40 50 60 70 80 С

Спрос (количество товаров)

График спроса на условный товар, показывает взаимосвязь между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции.

Неценовые факторы рыночного спроса:

1. Изменение вкусов потребителей.

Например, при популярности здорового образа жизни снижается спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышается на велосипеды и туристское снаряжение.

2. Изменение числа покупателей.

Уменьшение числа покупателей снижает спрос и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.

3. Изменение доходов потребителей.

Действует несколько сложнее. В отношении большинства товаров (товаров высшей категории) рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот. В то же время при достижении определенного (высокого) уровня люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.

Скажем, макаронные изделия могут быть потеснены более питательным мясом и молочными продуктами; услуги общественного транспорта заменяются поездками на собственном автомобиле.

Таким образом, спрос на подобные заменяемые товары (товары низшей категории – хлеб, картофель, крупы, сахар, вся продукция «second hand» и др.) изменяется в противоположном направлении: с ростом доходов он сокращается, с их уменьшением растет.

Кроме того у фактора дохода есть еще одна тонкость. Так как реальные доходы (или покупательная способность потребителей) могут увеличиваться не только за счет роста денежных доходов (заработной платы, прибыли, арендной платы или благодаря уменьшению налогов и т.д., а и за счет снижения цены какого-либо продукта.

Такое увеличение реального дохода и спроса потребителей за счет снижения товарных цен называется ЭФФЕКТОМ ДОХОДА.

4. Изменение цены на сопряженные товары.

Сопряженными называют следующие 2 вида товаров:

- ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ – это пары или группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа – и железнодорожные перевозки, «Жигули» и «Мерседес» и т.д.).

Здесь между ценой на один товар и сопряженные с ним другие товары существует ПРЯМАЯ СВЯЗЬ.

Например, снижение цены на говядину снижает спрос на свинину, телятину, птицу. Потому что начинает действовать ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.

Удешевление говядины делает ее более привлекательной и побуждает потребителей заменять ею другие (сопряженные) продукты.

Спрос на взаимозаменяемые продукты называется КОНКУРЕНТНЫМ.

- ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ – представляют собой товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (например, фотоаппараты и фотопленки, автомобили и бензин, кварцевые часы и батарейки к ним и т.д.).

Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Например, если цена на магнитофоны понизится, спрос на кассеты возрастет.

Спрос на взаимодополняющие товары называется СОВМЕСТНЫМ.

5. Изменение в ожиданиях потребителей.

Ожидание повышения цен или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки Предполагаемое снижение цен и доходов сокращает текущий спрос.

6. Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.

Чем выше степень удовлетворенности населения в каком-то определенном товаре, тем ниже спрос на данный товар.

Ряд экономистов полагают, что потребление подчиняется закону убывающей предельной полезности.

Полезность вещи – это ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей. Предельная полезность - это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара.

Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается.

Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течении определенного времени.

Например, если производители телеприемников готовы продавать их по 200 д. ед. в количестве 1000 штук в неделю это и составит предложение данного товара.

Факторы, влияющие на предложение:

I. Основной определяющий фактор предложения – цена и ее воздействие на предложение является прямым.

Закон предложения состоит в том, что при повышении цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и величина предложения, т.к. растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, падение цен сокращает и товарное производство, и товарное предложение.

Ц

5

4

3

2

Кол-во товаров 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Неценовые факторы рыночного предложения:

1. Изменение цен на ресурсы - снижение цен на ресурсы повышают рыночное предложение.

Например, снижение цен на семена и удобрения уменьшают затраты на производство пшеницы и сделает его более выгодным. В результате предложение пшеницы возрастет.

2. Изменение технологии - новые экономически эффективные, ресурсосберегающие технологии также повышают предложение продукции.

Например, технологическое совершенствование выращивания пшеницы тоже снижает ее себестоимость и увеличивает предложение этой продукции.

3. Изменение налогов и субсидий – повышение налогов повышают издержки производства и сокращают предложение продукции. И наоборот, субсидии (финансовая поддержка) сокращают издержки производства, стимулируя увеличение предложение.

4. Изменение цен на другие товары – на взаимозаменяемые товары между ценой на один товар и предложением на другой существует обратная связь, а на взаимодополняющие – прямая.

Например, снижение цен на гречиху может побудить фермеров увеличить производство и предложение кукурузы.

5. Погодные условия – имеют особенно большое значение в производстве и предложении сельскохозяйственной продукции.

Например, благоприятная погода дает возможность собирать небывалые урожаи и увеличивать предложение продукции.

6. Изменение числа производителей – снижение числа производителей и продавцов данного товара или услуги снижает предложение этого товара или услуги.

Например, открытие в стране все новых и новых мини – пекарен позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хлебобулочной изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: