double arrow

Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения


.

Спрос (англ. demand) – выражает потребность покупателей и их реальные возможности купить определенное количество данного товара. В связи с этим следует признать термин «платежеспособный спрос», а не просто «спрос».

Величиной спроса называется то количество определенного товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. Такими условиями являются цена товара, цены на другие товары, величина доходов покупателей, их вкусы, предпочтения, ожидания и др.

Спрос находится в обратной функциональной зависимости от рыночной цены. Эта зависимость называется законом спроса. Закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса.

При изучении спроса следует различать изменение величины спроса и изменение характера спроса. На изменение величины спроса влияет только цена данного товара. На изменение характера спроса влияют неценовые факторы, например, сезонность, характер товара, мода, уровень дохода.

В 1939 г. Дж. Хикс ввел понятия «эффект дохода» и «эффект замещения». Они стали использоваться при анализе динамики спроса.

При росте денежных доходов и неизменных ценах спрос, как правило, растет. При снижении доходов спрос падает. Кривые спроса, соответственно, сдвигаются, реагируя на изменения спроса. Рост доходов идентичен снижению цен, падение доходов идентично их росту.

Таким образом, цена и доходы являются важнейшими факторами динамики спроса и потребительского выбора.

Предложение на рынке – это результат производства, который отражает желание производителей продать свой товар, и желательно подороже. Таким образом, определяющим фактором здесь выступает цена. Предложение находится в прямой функциональной зависимости от рыночной цены: чем она выше, тем больше и предложение. Эта взаимосвязь выступает как закон предложения. Он показывает, что товаропроизводители хотят больше производить своего продукта по высокой и меньше по низкой цене.

Следует различать объем произведенной продукции и объем предложенной к продаже продукции.

Равновесное количество товара готовы приобрести по установившейся цене покупатели и готовы продать товаропроизводители. Это и будет равновесная рыночная цена за товар.

Таким образом, формируется цена только в условиях совершенной конкуренции и на рынке одного товара.

Под эластичностью понимается способность объекта, материала, вещества изменяться под воздействием тех или иных факторов. Используется понятие эластичности и в экономике. Как нам уже известно, например, спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них, поэтому можно определить как эластичность спроса, так и эластичность предложения.

Наиболее часто в экономике используется понятие «эластичность спроса». Она характеризует степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Например, при снижении цен спрос на товары и услуги повышается. Однако степень реакции потребителей на снижение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту и даже на один и тот же товар, поэтому изменение эластичности спроса имеет и чисто практическое значение.

Мерой ценовой эластичности служит ее коэффициент:

Изменение величины спроса, %

Изменение цены, %

Различают несколько вариантов эластичности спроса. Если Ed > 1, то это эластичный спрос. При эластичном спросе уменьшение цены вызывает увеличение выручки.

Если Ed < 1, это неэластичный спрос. Здесь процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением спроса на товары. В результате изменение цены вызывает снижение выручки. Если Ed = 1, то это пограничный случай, когда процентные изменения цены и величины спроса оказываются равными по величине. Такая эластичность называется единичной. Выручка не меняется при изменении цены.

Иногда спрос может быть абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным. В первом случае даже самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей. В этом случае Ed =∞. Во втором случае изменение цены не приводит ни к какому изменению величины спроса. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин. Здесь Ed =0. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, что реакцию покупателей на изменение цены следует постоянно учитывать при разработке и корректировке ценовой политики фирмы.

Аналогично коэффициенту эластичности спроса по цене можно посчитать коэффициент эластичности предложения по цене. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении товаропроизводителей, для того чтобы суметь отреагировать на изменение цен на товары. Чем длиннее этот отрезок времени, тем быстрее изменится предложение товаров в соответствии с ростом цен и тем больше будет эластичность предложения.

Спрос реагирует не только на изменение цены, но и на изменение доходов потребителей товаров и услуг, поэтому можно определить эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу показывает процентное изменение объема спроса, вызванное процентным изменением дохода потребителя.

Не менее важны и коэффициенты перекрестной эластичности. Концепция перекрестной эластичности спроса позволяет определиться, насколько чувствителен потребительский спрос на один товар (например, х) к изменению цены какого-то другого товара (y).


Сейчас читают про: