Если базовые стратегии определяют в каком направлении действует организация на рынке, то конкурентные стратегии каким способами организация обеспечивает себе конкурентное преимущество привлекает покупателей и борется с конкурентами. Конкурентная стратегия должна учитывать:
1) экономическую ситуацию в целом в стране,
2) остроту соперничества на конкретных рынках,
3) степень зависимости от поставщиков и потребителей
4) Угроза появления новых фирм товаров-заменителей
При разработке конкурентной стратегии организация должна:
1) Выделить ресурсы и виды деятельности, которые необходимо использовать для этого
2) Найти способ успешно и долговременно конкурировать и удерживать позиции в своей отрасли.
Правила применения конкурентных стратегий:
1) Стратегии должны быть гибкими, создавать возможность маневра и иметь возможности для использования, как в благоприятных, так и не в благоприятных условиях
2) Можно стразу осуществлять несколько стратегий, но при этом следить за тем, чтобы между ними не было компромисса
|
|
3) Не следует использовать излишнюю агрессивность при реализации стратегии, так как это может привести к конкурентной войне
Портер выделил 3 основных вида конкурентных стратегий:
1) Стратегия низких издержек
2) Стратегия дифференциации
3) Стратеги фокусирования
Стратегия лидерства в низких издержках - данная стратегия ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли, за счет экономии на затратах и получение дополнительной прибыли при большом объеме реализации. Низкие цены позволяют завоевать большую долю рынка и диктовать условия, в том числе поставщикам, а невысокая стоимость продукции способствует получению более высокой прибыли по сравнению с отраслевой.
Прибыль достигается за счет:
1) экономии за счет:
масштабов деятельности, отказа от дорогостоящих проектов, применения дешевого сырья, рационализации использования производственных мощностей, выгодного географического местоположения, благоприятных климатических условий
2) четкая организация деятельности за счет:
четкой организации деятельности, рациональной загрузке мощностей
3) оптимизация ассортимента продукции, набора дополнительных услуг
4) за счет использования общих каналов распределения
5) благоприятные политические и правовые условия
6) высокая квалификация персонала
Стратегия низких издержек используется в следующих случаях:
1) Организация имеет доступ к дешевым источникам сырья
2) Организация обладает опытом и возможностью экономии на масштабах деятельности
3) На рынке преобладает ценовая конкуренция, ориентация на средние или нижние цены
|
|
4) Продукт однороден и с трудом поддается дифференциации
Риски связанные с данной стратегией:
1) Внедрение конкурентами технологических новинок сводящих на нет преимущества в издержках
2) Появление у конкурентов более дешевых или совершенных товаров
3) Неспособность своевременно отследить изменение потребностей потребителей в следствии чрезмерного увеличения проблемы снижения затрат
4) Инфляция, которая приводит к подорожанию ресурсов и обесценивающая получаемую прибыль
5) Отсутствие в современных условиях однозначной связи между ростом масштабов деятельности и снижением затрат
6) Риск - это сложность оперативной переориентации массового производства
7) Быстрые изменения предпочтений и вкусов потребителей
Преимущества стратегии лидерства в низких издержках:
1) Получение дополнительной прибыли
2) Вытеснение конкурентов с более высокой ценой
3) Препятствие появлению новых конкурентов
4) Формирование имиджа компании как заботящейся о кошельке потребителя
5) Поддерживание устойчивости конкурентной позиции при появлении заменителей
Стратегия дифференциации предполагает предание товару различий по следующим направлениям:
1) Создание товара с такими характеристиками, которые обеспечивают экономию потребителя за счет использования лучшего сырья, снижение расходов на эксплуатацию и создание эффективной комбинации продуктов
2) Ориентация на нужды потребителей и повышение эффективности применения продукта в результате:
- удобства доставки, установки, сервиса
- обучения пользованию продуктом, наличие дополнительных возможностей
- возможность модернизации
3) Придания товару новых свойств, в большей мере удовлетворяющих потребителей, подчеркивающих имидж товара и фирмы производителя:
- лучший дизайн
- разнообразие моделей
- качество, надежность, долговечность
4) Обеспечения разнообразия и высокого качества услуг, сопутствующим продаваемым товарам
5) Совершенствование системы продаж и использование торговых марок, которые снижают затраты на маркетинг, устанавливают барьеры для конкурентов, не требуют повышенных затрат и способствуют установлению более высоких цен.
Таким образом дифференциация может быть реализована по трем направлениям:
1) Дифференциация товара
2) Дифференциация сервиса
3) Дифференциация имиджа
Условия применения стратегии дифференциации:
1) Технологическое первенство, способность фирмы к быстрой переналадке производства
2) Наличие у товаров специфических характеристик, которые особо ценятся у потребителей
3) Существование множества покупателей с разными вкусами, которые не могут быть удовлетворены стандартным товаром
4) Преобладание неценовой конкуренции
5) Возможность более высокого роста прибыли по сравнению с затратами
6) Способность фирмы рекламировать и защищать свой элемент дифференциации
Риски стратегии дифференциации:
1) Высокие затраты на разнообразие
2) Опасность имитации со стороны конкурентов или резкое снижение ими цен
3) Сокращение потребности в продукте у потребителей в результате изменения системы ценностей, появление импортных или аналогичных товаров
4) Слабая информированность покупателей о достоинствах продукции, вызывающая трудности определения ее ценностей и качества
Преимущества стратегии дифференциации:
1) Обеспечение роста реализации продукции за счет завоевания новых рынков, а так же за счет превосходства технологии в качестве и ассортименте
2) Разрушение стратегии низких издержек у конкурентов путем предоставления потребителем более разнообразных и привлекательных товаров
3) Создание дополнительного входного барьера в отрасль в виде приверженности клиентов товарной марки
|
|
4) Наличие резервов повышения цен при их росте на исходные элементы продукции
5) Укрепление связи с потребителями и улучшение за счет этого своего имиджа хорошего производителя
6) Ослабление угрозы со стороны товаров заменителей