Конкурентные стратегии

Если базовые стратегии определяют в каком направлении действует организация на рынке, то конкурентные стратегии каким способами организация обеспечивает себе конкурентное преимущество привлекает покупателей и борется с конкурентами. Конкурентная стратегия должна учитывать:

1) экономическую ситуацию в целом в стране,

2) остроту соперничества на конкретных рынках,

3) степень зависимости от поставщиков и потребителей

4) Угроза появления новых фирм товаров-заменителей

При разработке конкурентной стратегии организация должна:

1) Выделить ресурсы и виды деятельности, которые необходимо использовать для этого

2) Найти способ успешно и долговременно конкурировать и удерживать позиции в своей отрасли.

Правила применения конкурентных стратегий:

1) Стратегии должны быть гибкими, создавать возможность маневра и иметь возможности для использования, как в благоприятных, так и не в благоприятных условиях

2) Можно стразу осуществлять несколько стратегий, но при этом следить за тем, чтобы между ними не было компромисса

3) Не следует использовать излишнюю агрессивность при реализации стратегии, так как это может привести к конкурентной войне

Портер выделил 3 основных вида конкурентных стратегий:

1) Стратегия низких издержек

2) Стратегия дифференциации

3) Стратеги фокусирования

Стратегия лидерства в низких издержках - данная стратегия ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли, за счет экономии на затратах и получение дополнительной прибыли при большом объеме реализации. Низкие цены позволяют завоевать большую долю рынка и диктовать условия, в том числе поставщикам, а невысокая стоимость продукции способствует получению более высокой прибыли по сравнению с отраслевой.

Прибыль достигается за счет:

1) экономии за счет:

масштабов деятельности, отказа от дорогостоящих проектов, применения дешевого сырья, рационализации использования производственных мощностей, выгодного географического местоположения, благоприятных климатических условий

2) четкая организация деятельности за счет:

четкой организации деятельности, рациональной загрузке мощностей

3) оптимизация ассортимента продукции, набора дополнительных услуг

4) за счет использования общих каналов распределения

5) благоприятные политические и правовые условия

6) высокая квалификация персонала

Стратегия низких издержек используется в следующих случаях:

1) Организация имеет доступ к дешевым источникам сырья

2) Организация обладает опытом и возможностью экономии на масштабах деятельности

3) На рынке преобладает ценовая конкуренция, ориентация на средние или нижние цены

4) Продукт однороден и с трудом поддается дифференциации

Риски связанные с данной стратегией:

1) Внедрение конкурентами технологических новинок сводящих на нет преимущества в издержках

2) Появление у конкурентов более дешевых или совершенных товаров

3) Неспособность своевременно отследить изменение потребностей потребителей в следствии чрезмерного увеличения проблемы снижения затрат

4) Инфляция, которая приводит к подорожанию ресурсов и обесценивающая получаемую прибыль

5) Отсутствие в современных условиях однозначной связи между ростом масштабов деятельности и снижением затрат

6) Риск - это сложность оперативной переориентации массового производства

7) Быстрые изменения предпочтений и вкусов потребителей

Преимущества стратегии лидерства в низких издержках:

1) Получение дополнительной прибыли

2) Вытеснение конкурентов с более высокой ценой

3) Препятствие появлению новых конкурентов

4) Формирование имиджа компании как заботящейся о кошельке потребителя

5) Поддерживание устойчивости конкурентной позиции при появлении заменителей

Стратегия дифференциации предполагает предание товару различий по следующим направлениям:

1) Создание товара с такими характеристиками, которые обеспечивают экономию потребителя за счет использования лучшего сырья, снижение расходов на эксплуатацию и создание эффективной комбинации продуктов

2) Ориентация на нужды потребителей и повышение эффективности применения продукта в результате:

- удобства доставки, установки, сервиса

- обучения пользованию продуктом, наличие дополнительных возможностей

- возможность модернизации

3) Придания товару новых свойств, в большей мере удовлетворяющих потребителей, подчеркивающих имидж товара и фирмы производителя:

- лучший дизайн

- разнообразие моделей

- качество, надежность, долговечность

4) Обеспечения разнообразия и высокого качества услуг, сопутствующим продаваемым товарам

5) Совершенствование системы продаж и использование торговых марок, которые снижают затраты на маркетинг, устанавливают барьеры для конкурентов, не требуют повышенных затрат и способствуют установлению более высоких цен.

Таким образом дифференциация может быть реализована по трем направлениям:

1) Дифференциация товара

2) Дифференциация сервиса

3) Дифференциация имиджа

Условия применения стратегии дифференциации:

1) Технологическое первенство, способность фирмы к быстрой переналадке производства

2) Наличие у товаров специфических характеристик, которые особо ценятся у потребителей

3) Существование множества покупателей с разными вкусами, которые не могут быть удовлетворены стандартным товаром

4) Преобладание неценовой конкуренции

5) Возможность более высокого роста прибыли по сравнению с затратами

6) Способность фирмы рекламировать и защищать свой элемент дифференциации

Риски стратегии дифференциации:

1) Высокие затраты на разнообразие

2) Опасность имитации со стороны конкурентов или резкое снижение ими цен

3) Сокращение потребности в продукте у потребителей в результате изменения системы ценностей, появление импортных или аналогичных товаров

4) Слабая информированность покупателей о достоинствах продукции, вызывающая трудности определения ее ценностей и качества

Преимущества стратегии дифференциации:

1) Обеспечение роста реализации продукции за счет завоевания новых рынков, а так же за счет превосходства технологии в качестве и ассортименте

2) Разрушение стратегии низких издержек у конкурентов путем предоставления потребителем более разнообразных и привлекательных товаров

3) Создание дополнительного входного барьера в отрасль в виде приверженности клиентов товарной марки

4) Наличие резервов повышения цен при их росте на исходные элементы продукции

5) Укрепление связи с потребителями и улучшение за счет этого своего имиджа хорошего производителя

6) Ослабление угрозы со стороны товаров заменителей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: