Транспорта

Перевозка животных железнодорож­ным транспортом. Железная дорога обя­зана обеспечить надлежащее оборудование вагона дверными решетками, фуражны­ми досками, кольцами для привязыва­ния животных, фонарями и стремянка­ми. Остальное необходимое оборудование и инвентарь (ведра, лопаты, метлы и пр.) предоставляет отправитель. Специальные вагоны оборудуют кормушками, под ко­торыми монтируют оцинкованные желез­ные корыта для поения скота, на откид­ных полках размещают запас фуража. На все время перевозок животные долж­ны быть обеспечены доброкачественны­ми кормами и подстилкой. При перевоз­ке племенных животных каждый вагон сопровождает 1 проводник, при перевоз­ке убойного скота 1 проводник обслужи­вает 2 обычных товарных или 3-4 спе­циальных вагона. Бригаде проводников выдают путевой журнал, где отмечено, откуда и куда направляется скот, время отправки, количество животных, живая масса, количество отпущенных на дорогу кормов и инвентаря.

При перевозке по железной дороге существуют следующие средние нормы погрузки животных. В четырехосные ва­гоны погружают следующее количество животных: взрослый крупный рогатый скот - 16-24; молодняк разного возрас­та - 24-28; телята - 36-50; лошади -не более 14; свиньи массой 80-100 кг -44-50; массой 100-150 кг - 28-44 и свы­ше 150 кг - 20-28; овцы и козы - 80-100. Нормы погрузки племенных и вы­сокопродуктивных животных определя­ет грузоотправитель по согласованию с транспортным госветнадзором и только в четырехосные вагоны на расстояние свы­ше 500 км.




ЗООГИГИЕНА


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


1М1Л7

Издательство«Лань» ЛАНЬ


Лошадей и крупный рогатый скот пе­ревозят на привязи, располагают живот­ных в продольном или поперечном направ­лении. Плотность размещения животных в вагонах должна быть такой, чтобы в пути следования каждое животное могло лежать, иметь доступ к корму и воде. Молодняк крупного рогатого скота, овец, коз и свиней перевозят в вагонах без при­вязи. Через каждые 5-6 суток пути пле­менным животным предоставляют отдых на сутки с выгрузкой и содержанием в загонах около погрузочной площадки. Кроликов и птицу грузят в вагоны толь­ко в специальных деревянных клетках. Диких животных и пушных зверей пере­возят также в клетках с отдельными, спе­циально оборудованными решетчатыми дверьми. Перевозку птицы, кроликов и пушных зверей осуществляют исходя из норм погрузки в четырехосный вагон: кур - 850-1050; уток - 400-450; инде­ек - до 500; кроликов - до 500; лисиц, песцов - 100; норок, соболей - 200; нутрий - 150.

При перевозке животных в теплое время года вагоны проветривают через двери и люки. Последние при движении открываются только с одной подветрен­ной стороны по ходу поезда, а на стоян­ках - с обеих сторон. Для свиней в жар­кое время загрузку вагона уменьшают на 10-15% для предотвращения тепловых ударов, кроме того, необходимо не толь­ко вентилировать вагоны, но и система­тически поливать водой полы в них. Же­лезнодорожными правилами не допуска­ется погрузка свиней в зимний период при температуре наружного воздуха ниже -25°С, а в летний период - крупных сви­ней весом более 100 кг при температуре +25°С и выше.

При перевозках в вагонах поддержи­вают чистоту и сухость. Проводники еже­дневно убирают вагоны, очищают их от навоза, складывают его в одном месте и выбрасывают только в пунктах, которые

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЗООГИГИЕНА


определены для этой цели железной до­рогой. Кормят животных через опреде­ленные промежутки времени, но не реже 3 раз в сутки, поят зимой 1-2 раза, ле­том 2-3 раза. Вынужденный убой живот­ных в пути категорически запрещен. Если животные в пути заболели, тем более в случае их гибели, проводник срочно со­общает об этом ветнадзору железной до­роги для принятия необходимых мер.

Перевозка животных водным транс­портом. Водным транспортом можно пе­ревозить животных всех видов. Подбор групп, ветеринарно-санитарный осмотр животных, оформление ветеринарной до­кументации осуществляют так же, как и при перевозке животных по железной до­роге. Животных и птицу транспортируют по речным и морским путям на специаль­ных баржах, на палубах товарно-пасса­жирских речных судов или в трюмах мор­ских пароходов. Запрещена перевозка животных на скорых пассажирских ли­ниях. Большие партии скота обычно пе­реправляют водным транспортом на спе­циально оборудованных самоходных су­дах или баржах.

Баржи, суда должны быть чистыми, просторными, чтобы животные могли сво­бодно ложиться. Палуба для погрузки должна быть плотной, ровной, непрони­цаемой. Для постройки мест содержания животных металлические части и палубу обшивают досками. Настил приподнима­ют над палубой не менее чем на 50 мм и на него набивают планки для упора ног животных во время качки. В целях пре­дотвращения загрязнения судна оборуду­ют стойлами для жидких испражнений. Временные настилы палуб посыпают опилками, песком или застилают соло­мой. Палубу огораживают прочным барь­ером, на ней оборудуют боксы и загоны. Племенных и высокопродуктивных жи­вотных размещают изолированно друг от друга в отдельных стойлах. Длина стойл для лошадей и крупного рогатого скота


ЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА^) Издательство«Лань» ЛАНЬ


2,2-3 м, ширина 0,8-1,2 м, высота боко­вых поперечных переборок 1,2-1,9 м. Животных располагают головами к диа­метральной плоскости судна. Овец и сви­ней перевозят в загонах, рассчитанных на 20-25 голов. Нельзя допускать боль­шого скопления овец, так как во время качки они сильно жмутся друг к другу, возможны случаи удушья.

Морские перевозки скота на верхней палубе допускаются лишь в теплое время года при ограниченной длительности пе­рехода (до 6 суток) и при условии до­статочной защиты животных от дождя и волн. Крышу устраивают из плотно сколоченных досок. Высота помещений должна быть не менее: 2,4 м - для ло­шадей, 1,9 м - для крупного рогатого скота, 1 м - для мелкого скота. Стойла со стороны бортов судна и по краям об­шивают досками на всю высоту, а в край­них случаях - с боков.

Между стойлами и загонами поперек судна оставляют проходы для спуска не­чистот и очистки шпагатов; ширина про­ходов - не менее 45 см. В каждом стой­ле должна быть кормушка.

Кроме того, на судне в достаточном количестве необходимо иметь ведра, фо­нари, резервуары для пресной воды и передвижные корыта. Все оборудование судов для перевозки скота, а также снаб­жение всем необходимым предоставля­ются грузовладельцем.

Погрузка животных на судно прово­дится в присутствии капитана.

При перевозке животных на судах придерживаются ориентировочных норм площади на одну голову (м2): коровы, быки, волы - 1,8-2,5; лошади рабочие и племенные - 2,0-3,0; подсвинки и сви­ньи разной массы - 0,5-1,5; овцы и козы - 0,5-0,75. Во время перевозки на специальных судах и баржах скот содер­жат группами свободно в загонах, пере­гороженных деревянными решетками. В один загон или трюм подбирают жи-


вотных примерно равного размера, одно­го пола, что снижает возможность травма­тизма. В трюме нужно делать перегород­ки, иначе во время качки слабых и мелких животных могут «замять» более крупные. Быков и жеребцов помещают у стен трю­ма (загона) на усиленной привязи.

Живую птицу, поросят, козлят, кро­ликов, мелких животных допускают к перевозке на судах только в таре с плот­ным дном - в ящиках, корзинах, клет­ках, садках и т. д. Собак перевозят на привязи и в намордниках.

В пути следования животных сопро­вождают проводники: один человек на 20 голов крупного рогатого скота и лоша­дей, на 30 голов свиней и телят, на 60 го­лов овец и 10-15 клеток птиц и кроли­ков. Большие партии животных (2000 и более) при длительном нахождении в пути (более 5 суток) сопровождает ветеринар­ный специалист.

О прибытии судна в порт-пристань назначения администрация немедленно извещает грузополучателя и транспорт­ный ветеринарно-санитарный участок. Животных осматривает ветврач.

О случаях заболевания или падежа животных в пути следования сообщают судовой администрации, которая прини­мает меры для изоляции больных. Сбра­сывать трупы в водоемы категорически запрещается. Судно после выгрузки здо­ровых животных, в том числе и птицы, подлежит очистке, промывке и дезин­фекции.

Перевозка животных автомобильным транспортом. Этим видом транспорта пе­ревозят животных и птиц всех видов на расстояние до 400-500 км. Автотранспор­том перевозят обычно мелких животных на короткое расстояние. Для перевозки животных всех видов используют как специальные автоскотовозы, так и обыч­ные грузовые машины.

Перевозка скота наиболее экономич­на в специальных автомобилях-скотово-




ЗООГИГИЕНА


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


1М1Л7

Издательство«Лань» ЛАНЬ


Рис. 18

Специальный автомобиль для перевозки животных

зах. Для этого используют полуприцепы ММЗ-776 (18-20 голов крупного рогато­го скота), ОдАЗ-8576 (16 голов крупно­го рогатого скота, 55 свиней, 175 овец), ОдАЗ-В57Д (аналогично предыдущему), ОдАЗ-9925 (50 телят или 60 поросят), с автотягачом соответствующей марки ЗИЛ-130 или КАЗ-6088. Полуприцепы оборудуют деревянно-металлическим ку­зовом. Кузов оборудован перегородками, кольцами для привязи животных, жи­жесборниками и освещением от электро­оборудования автомобиля-тягача. В кузо­ве имеются двери. В жаркое время года предусматривают и специальную защиту от солнечных лучей (рис. 18).

Грузовые автомобили, используемые для перевозки животных, должны быть соответствующим образом подготовлены. Они должны быть технически исправны, промыты, а в необходимых случаях и продезинфицированы. Необходимо, что­бы пол кузова автомашины был гладким, без щелей, а стены - ровными, без ост­рых предметов. Кузов машины должен быть чистым, а пол закрыт слоем под­стилки (из соломы, опилок и т. п.).

Животных перед погрузкой сорти­руют по массе, полу, возрасту и упитан­ности. Перед погрузкой их осматривает ветврач хозяйства, которому они при­надлежат. При осмотре определяют со­стояние здоровья и упитанность живот­ных, а также возможность их транспор­тировки.

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЗООГИГИЕНА


Животных, особенно свиней, при пе­ревозках размещают с таким расчетом, чтобы животные могли ложиться.

В целях сохранения пола кузова ма­шины при перевозке крупного рогатого скота и лошадей делают убирающиеся деревянные настилы, а при их отсутст­вии пол кузова устилают соломой.

Перевозить лошадей можно в спецав­тобусах и в оборудованных грузовых ма­шинах. В этом случае с помощью специ­альных деревянных щитов наращивают передний и задний борта машины до 2,2-2,5 м. Лучше всего делать борта съемны­ми. На расстоянии 1,2-1,3 м укрепляют поперечный брус. Лошадей, размещенных в грузовой машине, разделяют продоль­ной перегородкой. Лучше, если она будет «глухой», но можно использовать и обыч­ную перекладину из жерди диаметром 10-15 см. Желательно, чтобы поперечный и продолговатые брусья были круглыми и гладкими, без сучков и острых углов. Задняя стенка в машине должна быть высокой (1,5-2 м), к ней крепится про­дольная перегородка. Для большей безо­пасности пол кузова делают двойным. Погрузку лошадей производят со специ­альной площадки через открытый зад­ний борт, при этом необходимо следить, чтобы между погрузочной площадкой и бортом машины не было щелей. В холод­ное время года кузов машины нужно по­крывать брезентом, хорошо натянув и закрепив его. Лошадей одевают в капор и попону. Летом при хорошей погоде на короткие расстояния лошадей можно пе­ревозить в не накрытой брезентом ма­шине. При выгрузке животных убирают заднюю перекладину и продольную пере­городку, затем два человека в кузове од­новременно разворачивают лошадей в одну сторону и спокойно выводят их по­очередно из машины. Необходимо пом­нить, что при перевозке лошадей нельзя допускать сквозняков, особенно в жаркое время года. Во время остановки следует


ЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА^) Издательство «Лань» ЛАНЬ


открыть двери, дать лошадям несколько остыть и только после этого поить теп­лой водой.

Птицу рационально транспортиро­вать в специализированных съемных контейнерах, устанавливаемых на авто­мобилях-тягачах ГАЗ-51П с полуприце­пом Т-169. Для этого рекомендованы 5-6-ярусные 10-12-секционные контейнеры на 200-300 кур. Для перевозки молодня­ка птицы существуют специализирован­ные автомобили-фургоны АНЦ-10 с изо­термическим кузовом, регулируемой тем­пературой и воздухообменом. Молодняк птицы размещают в специализирован­ных ящиках. За один рейс автомобиль-фургон перевозит 6000 цыплят, 8000 ин­дюшат, 6000 утят, 2000 гусят и 180 тыс. куриных яиц. Кормят птицу в пути че­рез каждые 6 часов.

Крупных животных ставят в машине головой вперед и прочно привязывают к переднему борту по ходу движения авто­машины. В приспособленные бортовые автомашины грузоподъемностью 2,5 т помещают по две лошади рядом, 5,5 т -пять, а при удлиненном кузове - шесть голов. Лошадей предварительно расковы­вают. Молодняк крупного рогатого скота до двух лет, свиней, овец, коз и других мелких животных разрешается перево­зить без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в ку­зове машины.

При перевозке животных нужно учи­тывать климатические особенности мест­ности. При температуре наружного воз­духа выше 30°С, а в зимний период ниже -20-25°С перевозить свиней, особенно откормочных, можно только с разреше­ния ветеринарного врача. При перевозке свиней в морозные дни на пол кузова обильно кладут соломенную подстилку.

Каждую машину должен сопровож­дать проводник. При нахождении в пути более 12 часов через каждые 10-12 часов устраивают 3-4-часовой отдых. Места


отдыха, кормления и очистки автомашин от навоза должны быть заранее согласо­ваны с ветеринарными органами по мар­шруту перевозок. На постоянно действую­щих маршрутах перевозок должны быть определены и оборудованы постоянные места водопоя и складывания навоза.

В случае заболевания животных или падежа в пути следования проводник обя­зан немедленно сообщить о случившемся в ближайшее ветеринарное учреждение. Автомашины после выгрузки животных подлежат очистке и дезинфекции 2% -ным раствором формальдегида.

Перевозка животных авиационным транспортом. Животных можно достав­лять только грузовыми самолетами или вертолетами в стойлах (секциях) или в специальных унифицированных контей­нерах с поддонами.

Для размещения крупных животных в грузовой кабине оборудуют стойла и групповые секции. Стойла должны быть съемными, легко и быстро собираться и разбираться. Стойла изготавливают из легкого, но прочного металла длиной 220 см, шириной 80-150 см и высотой 150 см. Стенки стойл обивают войлоком или пористой резиной, пол и боковые стены по оси фюзеляжа оборудуют уст­ройствами для надежной швартовки. В стойлах монтируют устройства для крепления к ним кормушек и фиксации животных двойной привязью (на развяз­ках). Их устанавливают по оси самолета в несколько рядов, а между ними остав­ляют пространства для свободного под­хода к животным, для удобства подачи корма, поения, уборки и замены загряз­ненной подстилки.

В грузовой кабине самолета выделя­ют определенные места с надежным кре­плением, где устанавливают бочки для питьевой воды и ящики (сетки) для сена, а также инвентарь.

Каждый самолет, перевозящий жи­вотных, оснащают съемным, легким, но




ЗООГИГИЕНА


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


1М1Л7

Издательство«Лань» ЛАНЬ


достаточно прочным трапом, покрытым сплошным настилом из гофрированной резины или войлока с деревянными планками на расстоянии 320 мм одна от другой, предупреждающими сколь­жение животных. Ширина трапа - не менее 1500 мм с длиной, обеспечиваю­щей его установку под углом наклона не более 20°. Трап должен выдерживать мас­су животных до 1000 кг и сопровождаю­щего лица до 100 кг.

Перед погрузкой животных осматри­вает представитель ветеринарной службы, о чем делается пометка в документах.

Крупных животных обязательно при­вязывают. Необходимость их кормления и поения зависит от времени транспорти­ровки. Животных при перевозке должны сопровождать проводник и ветеринарный врач или ветфельдшер.

Лошадей перевозят на специально оборудованных грузовых самолетах в кон­тейнерах-станках, имеющих переднюю и заднюю дверцы. Станки обычно распола­гают один за другим в два ряда и прочно закрепляют. Лошадей в станках крепко привязывают на такую длину поводьев, чтобы они не могли встать «на дыбы» и не стремились перепрыгнуть через перед­нюю стенку станка. Особенно стропти­вых лошадей дополнительно фиксируют подбрюшными ремнями, которые позво­ляют приподнять животное над полом, лишив его опоры.

Перевозку единичных животных це­лесообразно осуществлять в специальных контейнерах УАК-5, которые устанавли­вают в грузовом помещении самолета. Диких животных, птиц, пресмыкающих­ся перевозят в прочных, надежно закры­тых металлических клетках, имеющих специальные устройства для загона, вы­хода и нормального размещения. Для перевозки племенных яиц и суточных цыплят используют ящики дощатые, фа­нерные или картонные с отверстиями на верхней крышке и боковых стенках. Корм-

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЗООГИГИЕНА


ление и поение суточного молодняка в пути не допускается. Пушных зверей рас­полагают в транспортных клетках, обо­рудованных поддонами для сброса ис­пражнений, а также посудой для воды. При перевозке цыплят и пушных зверей должны быть обеспечены нормальные жизненные условия для животных в те­чение всего полета (температурный ре­жим, кормление, вентиляция, нормы за­грузки и т. д.). После выгрузки живот­ных, в том числе и птиц, помещения самолетов подвергают тщательной вете-ринарно-санитарной обработке.

Перелет, имеющий фазы подъема, свободного полета и приземления, по-раз­ному влияет на организм животного. В момент подъема во много раз повыша­ется нагрузка на опорно-двигательный аппарат лошади, мышцы которой пре­дельно напрягаются. При этом животные нервничают, у них резко повышается пульс и кровяное давление, учащается работа сердца. Ускорение разбега самолета перед взлетом или торможение при посадке мо­гут нарушить равновесие и вызвать испуг или падение животного. Особенно важно следить за лошадьми во время запуска двигателей, так как нарастающий шум может напугать животных. Сопровождаю­щие животных люди должны быть вни­мательны во время всего полета. В особо крайних случаях, когда не остается ни малейшей возможности успокоить лошадь голосом или лакомством, приходится при­бегать к применению усыпляющих инъ­екций. Во время полета животные обыч­но привыкают к мерному шуму моторов и ведут себя относительно спокойно.

Профилактика транспортного стрес­са у животных. Транспортная болезнь у животных (дорожная лихорадка) возни­кает при перевозке животных на даль­ние расстояния различными видами транспорта. Чаще болеет крупный и мел­кий рогатый скот, реже - лошади, сви­ньи и плотоядные. Предрасполагают


ЭННАЯ БИБЛИОТЕКА^) Издательство«Лань» ЛАНЬ


к возникновению транспортной болезни транспортировка животных непосредст­венно с пастбища, перегревание орга­низма в условиях высокой влажности, недостаток питьевой воды, отсутствие вентиляции. У заболевших животных наблюдают беспокойство, возбуждение, пугливость, шаткую походку. Живот­ные теряют в весе; в тяжелых случаях у них исчезает аппетит. Возможен смер­тельный исход от сердечной недоста­точности.

Для предупреждения транспортной болезни травоядных животных за не­сколько дней до транспортировки пере­водят на стойловое содержание, в ра­ционе сокращают до минимума зеленые корма, с которыми в организм поступа­ет большое количество калия, способст­вующее нарушению обмена магния и кальция, что и приводит, по-видимому, к развитию транспортной болезни. Во время перевозки обеспечивают хорошую вентиляцию, не допускают перегрева и скученности животных, следят за регу­лярным водопоем.

При перевозке автотранспортом нуж­но соблюдать спокойную, равномерную езду, без резких рывков и остановок, мак­симальная скорость движения на авто­страде не выше 70 км/ч.

При температуре окружающей среды выше 22-25°С свиней (особенно жирных кондиций) рекомендуется перевозить в ночные часы во избежание теплового уда­ра. При теплой погоде свиней можно оп­рыскивать холодной водой или слабым раствором уксусной кислоты как во вре­мя, так и после транспортировки.

Для успокоения животных во время транспортировки перед погрузкой реко­мендуется вводить им антистрессовые препараты, для этих целей рекомендова­ны препараты аминазин, ромпун, янтар­ная и лимонная кислота, глицин, элеуте­рококк и другие, которые повышают ре­зистентность организма.


7.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: