Сущность интеллектуально-инновационной деятельности предприятия

В идеальном случае часть доходов, получаемых на третьей стадии превращений интеллектуального капитала, должна использоваться для наращивания, преумножения интеллектуального потенциала организации, чтобы обеспечить постоянное движение и превращения ИК.

Прежде всего необходимо определиться с тем, в каких организациях и отраслях производства выгоднее инвестировать наращивание интеллектуального капитала. Это можно сделать на основании анализа показателя эффективности использования интеллектуального капитала. Чем больше величина этого показателя, тем очевиднее целесообразность инвестирования интеллектуально-инновационной деятельности организации, тем выгоднее вкладывать деньги в увеличение ее интеллектуального потенциала.

Для отраслей промышленного производства таким показателем является значение роялти (R).

РОЯЛТИ — периодические отчисления по фиксированной ставке от объема реализуемой по лицензии продукции. В этом случае расчет платежей идет по реальной прибыли, что выгодно и лицензиару, и лицензиату. Платежи могут быть в форме отчислений от объема продаж, налогооблагаемого дохода, чистой прибыли и др.

Величины этих показателей характеризуют возможности рынка, возможности потребителей продукции оплачивать достигаемое при ее совершенствовании качество, а следовательно, и использованный интеллектуальный капитал.

Инвестиции в интеллектуальный капитал организации будут более выгодны там, где выпускается:

--более дорогая продукция, например авиация и космос, вооружение всех видов, радиоэлектроника и т.п.;

--продукция, для которой затраты на производство и реализацию незначительны относительно ее рыночной стоимости, например информационные технологии;

--продукция с большими объемами реализации, например, многие бытовые приборы, современное медицинское оборудование, системы связи;

--продукция отраслей промышленного производства с большими значениями величины роялти, например самолетостроение и космос, вооружение, станкостроение, судостроение, электроника и т.д.

Кроме того, мотивация интеллектуального труда и вложения в развитие корпоративной культуры, повышение квалификации, обучение и переподготовку специалистов на этой стадии развития интеллектуального капитала должны определяться полученными организацией доходами от реализации созданной инновационной и интеллектуальной продукции.

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер.

Термин «инноватика» в российской научной литературе встречается с середины 1980-х. Механизмы управления инновациями в социально-экономических системах исследовались в Государственном университете управления, где в 1990 была создана кафедра управления инновациями.

В ведущих вузах страны — Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Государственном университете управления созданы институты инноватики.

Также в СПбГПУ впервые в России началась подготовка бакалавров по перспективному направлению образования— «Инноватика».

В 2003 шесть российских вузов (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), Нижегородский государственный технический университет и Уральский государственный технический университет – УПИ) приступили к подготовке инженеров-менеджеров по специальности «Управление инновациями».

ИННОВАТИКА – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (инновации в социальной сфере).

Корнями инноватики выступают такие области науки, как философия, экономика, инженерное проектирование, предпринимательство, финансы, социология, психология, организация, производство, информатика, маркетинг, логистика, менеджмент, педагогика и др.

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею.

В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состоянияв другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования.

Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: