Социально-педагогический потенциал малозатратности детско-юношеского палаточного лагеря

Но, даже если чудеса все-таки бывают и в перспективе возможна крайняя степень дешевизны (финансовой, конечно же) строительства и организации деятельности стационарных детских загородных лагерей, тем не менее, ни в коем случае не стоит отказываться от практики (причем, массовой практики) организации и проведения детско-юношеских палаточных лагерей. Связано это с уникальным потенциалом и мощнейшими возможностями, изначально заложенными в той системе отношений, которая объективно определяется самим пространством палаточного лагеря – его сущностными особенностями, социальной и природной средой, философией палаточного лагеря (которая задаётся не только субъективно, но и независимо от его организаторов и участников).

Парадокс заключается в том, что малозатратностьнеобходима! Она необходима как своего рода стратегический принцип, определяющий идеологию эффективной социально-педагогической деятельности в палаточном лагере. Именно малозатратность во многом обеспечивает оптимальное решение целого ряда достаточно сложных социально-педагогических задач и существенную нейтрализацию многих проблем, возникающих в воспитании подрастающего поколения.

Рассмотрим подробнее, в чем выражается социально-педагогический потенциал малозатратности организации и проведения детско-юношеского палаточного лагеря.

Одним из основных преимуществ (хотя изначально это выглядит как некий недостаток) палаточных лагерей перед стационарными является то, что обеспечение жизнедеятельности (установка («строительство») лагеря, организация повседневного быта и самообслуживания, сбор и обработка дров, мытьё посуды, чистка картофеля и др.), в большинстве своём, осуществляется самими подростками, педагогами и родителями. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев это связано с тем, что у руководителей учреждений и общественных объединений, организующих палаточный лагерь, просто нет «лишних» ресурсов (финансовых средств), чтобы оплачивать труд дополнительно привлечённых работников и специалистов. Поэтому можно смело заявлять о том, что, по большому счёту, к любому палаточному лагерю (независимо от направленности его основной деятельности) подходит формулировка «лагерь труда и отдыха».

В условиях палаточного лагеря легко создается благоприятная среда для осуществления трудового воспитания, а именно:

- для воспитания трудолюбия, выражаемом в ответственном, добросовестном и творческом отношении к разным видам трудовой деятельности и к труду вообще;

- для формирования и развития комплекса необходимых для дальнейшей жизнедеятельности знаний о специфике той или иной трудовой деятельности, конкретных умений и навыков.

Труд в палаточном лагере постоянен. Он необходим для всех в силу естественной потребности в организации самообслуживания и обеспечении жизнедеятельности. Поэтому (при даже минимально выполняемых педагогически грамотных методах и приемах) необходимость как в индивидуальном, так и в коллективном труде, в большинстве своём, не вызывает противодействия у воспитанников, не требует насилия и приказа со стороны педагогов. Одним из факторов, обеспечивающих подобный эффект, является также и естественный характер коллективного требования, предъявляемого ко всем и каждому в отношении общих трудовых обязанностей – это позволяет эффективно использовать труд также как средство развития коллектива и воспитания коллективом. Именно поэтому воспитателям необходимо порою намеренно идти на дополнительные сложности самообслуживания (даже в тех случаях, когда есть возможность их существенно минимизировать).

В стационарных же лагерях (которые, в отличие от палаточных, необходимо содержать в течение всего года, а не только летом) необходимо держать огромный штат обслуживающего персонала: горничные, дворники, плотники, сантехники, электрики, кочегары и др. Это, в свою очередь, не только требует серьёзных финансовых средств для оплаты их работы, но и ощутимо влияет на формирование и развитие у детей и подростков потребительского отношения к жизни и миру, значительно снижает изначально высокую воспитательную ценность физического труда.

Также, развивающий потенциал малозатратности может быть выражен в такой, всем хорошо знакомой, поговорке: «Голь на выдумки хитра». Понятно, что все хорошо только в меру и «нищенство» - это достаточно сомнительный принцип воспитания адекватного отношения к себе и миру. Но здесь мы имеем ввиду то среднее (или несколько ниже среднего) материально-техническое оснащение, которым могут распоряжаться (что, правда, тоже довольно-таки относительно) сегодня образовательно-досуговые учреждения и общественные объединения. Палаточный лагерь позволяет при отсутствии какого-либо инвентаря, материала или оборудования (необходимого в быту, досуге, творчестве и т.д.) легко заменять его, либо используя в этом качестве природные (буквально валяющиеся под ногами) средства, либо используя какие-либо их аналоги из более доступного и дешевого варианта. Например, в качестве стульев, скамеек и т.п. легко можно использовать правильным образом приспособленные стволы высохших деревьев, набитые сухой травой мешки и т.д. В качестве материала для оформления сцены и, в целом, лагеря, для различных поделок, в качестве игрового инвентаря также могут использоваться подручные (правильнее сказать – подножные) средства: дорожки из песка, различные надписи из шишек, «плетенка» (сделанная из сухих веток) вокруг кострового места и др.

Положительные моменты здесь можно выделить следующие:

во-первых, в процессе поиска нестандартных, новых подходов к альтернативному использованию природных или крайне дешевых материалов при организации быта, труда, творчества, досуга, общения, спорта и т.д. происходит развитие творческих способностей участников палаточного лагеря (как детей, так и взрослых), создается оригинальная креативная и образовательная среда;

во-вторых, использование природных материалов (разумеется, при соблюдении экологических требований) позволяет обеспечить достижение максимальной степени достижения гармонии лагеря с окружающей природной средой - «вживлению», «врастанию» лагеря в природу, что, в свою очередь, также способствует решению целого ряда педагогических задач.

Кроме того, говоря о положительном потенциале малозатратности, можно отметить, что, в разумной степени (разумность в мерах, применяемых по отношению к детям, подросткам и молодым людям, особенно важна), какие-то лишения, трудности, отсутствие привычного комфорта и т.д. Всё это положительным образом может сказаться на развитии физического и социального иммунитета детей, подростков и молодых людей, их стрессоустойчивости, адаптируемости и т.п.

Таким образом, при правильном педагогическом подходе малозатратность может играть положительную роль при решении целого ряда важных педагогических задач, что, в свою очередь, позволяет говорить даже о частных возможностях целенаправленного, намеренного создания ситуаций, связанных со сложностями в обеспечении различных сфер жизнедеятельности и самообслуживании.

О необходимости организации и проведения детско-юношеских палаточных лагерей (в которых в любом случае, даже при достаточно полном материально-техническом оснащении, создаётся вполне естественная ситуация лишения каких-то привычных благ цивилизации) говорит, в числе прочих, и тот факт, что в скаутских объединениях, существующих в подавляющем большинстве стран мира, начиная с самых первых лет существования скаутинга как системы воспитания и заканчивая сегодняшним днем существует традиция организации и проведения именно палаточных лагерей, даже в тех случаях, когда имеется реальная возможность строительства, аренды или покупки стационарной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: