Динамичное пространство

Также одной из особенностей (в которой заложен достаточно большой социально-педагогический потенциал) детско-юношеского оздоровительно-образовательного полевого (палаточного) лагеря является то, что пространство палаточного лагеря – это, как правило, очень динамичное пространство, так как работники лагеря, педагоги и сами ребята в течение всей смены могут без особых затруднений делать что-либо (строить, изменять, переделывать, украшать, делать более комфортным и красивым) с пространством лагеря. Это позволяет делать программу смены в палаточном лагере особенно интересной и увлекательной, подключая всех и каждого к активному участию в жизни лагеря, создавая уникальное креативное и образовательное пространство.

Палаточный лагерь в силу высокой динамичности своего внутреннего пространства обладает также и такой уникальной возможностью как возможность каждый раз (каждый год и даже смену) быть разным, неповторимым, даже если его все время ставить на одном месте. Само пространство лагеря (его внешний вид, внутреннее оформление, расположение палаток и различных зон в лагере) можно каждый раз изменять, соотнося с конкретными условиями. В качестве факторов, влияющих в этом контексте на пространство (эти факторы, разумеется, необходимо учитывать при теоретической разработке и практической подготовке пространства лагеря к конкретной смене), могут выступать:

1) Количество участников.

От этого зависят размеры всего лагеря и отдельных его частей (столовой, туалетов, жилой зоны). Из количества участников вытекает и количество организационных групп (отрядов, объединений, «семей», «экипажей», бригад и т.п.), а, значит, и количество «городищ» («городищем» иногда называют круг из палаток, в которых проживают ребята из одного объединения), «улиц» и пр.

2) Состав участников:

- Половозрастное соотношение.

«Городища» старших ребят могут стоять отдельно от «городищ» младших. В отдельных случаях подобный подход предполагает, что палатки девочек стоят отдельно от палаток мальчиков. Палатки, в которых живут взрослые (педагоги, работники кухни, банщики, медик, ди-джей и др.), могут стоять отдельным «городищем» или «улицей» от детских палаток. Кроме того, если в лагере есть девочки, то обязательным условием является построение бани.

- Профессионально-предметные ориентации.

На смене в палаточном лагере, рассчитанной, например, на различные творческие (театральные, хореографические) коллективы, должно быть несколько сцен, площадок и т.п. На смене, собирающей различных «прикладников» - подготовленные мастерские. Спортивная смена предполагает большее количество спортивных площадок и сооружений.

3) Продолжительность сезона или расположения лагеря в определенном месте.

От продолжительности лагерного сезона зависит количество и качество лагерных сооружений, несущих определённую функциональную нагрузку. Например, если лагерь рассчитан на недельный срок, то не совсем целесообразно ставить баню – можно ограничиться таким вариантом, как полевой душ или что-либо подобное.

4) Наличие или близость какой-либо стационарной базы. Характер взаимодействия палаточного лагеря с такой базой.

Также «напрашивается», в первую очередь, пример с баней: если палаточный лагерь располагается в непосредственной близости от какой-либо стационарной базы (детский оздоровительный лагерь, база отдыха, лесничество и т.п.), то можно, при, конечно же, взаимной договорённости, пользоваться «банно-ванно-душевыми» услугами этой базы, не строя своей бани. То же самое может относиться и к сцене, спортивным сооружениям и площадкам, столовой и пр.

Палаточный лагерь может использовать возможности стационарного лагеря на разных условиях:

- безвозмездно (например, в случае, если у этих лагерей один учредитель или они принадлежат к одной структуре, одному учреждению или организации),

- за определенную плату (деньгами, продуктами или материалами, определенной работой – колка дров, уборка территории, покраска забора и т.п.),

- на условиях взаимовыгодного сотрудничества (например, ребята из палаточного лагеря проводят для ребят из стационарного лагеря концерт, игровую программу, «мастер-класс» и т.п., за что получают возможность пользоваться душем стационарного лагеря).

5) Тематика смены.

Тематика смены (содержательное выражение программы смены, ее игровая модель) является одним из основных факторов, способных определять динамичность пространства палаточного лагеря. Например, если на первой смене реализуется игровая модель «город» («Город друзей», «Город солнца» и т.п.), то желательно поставить палатки так, чтобы были «улицы», «дворы», «кварталы», «площади» и т.д. Если тематика следующей смены – «морская» и отряды играют роль «экипажей», то палатки, в которых живут ребята из одного «экипажа», можно поставить таким образом, чтобы со стороны это выглядело, как корабль (вкопав «мачты» с сигнальными флажками, сделав вокруг палаток подобие лееров, соорудить «капитанский мостик» и т.п.). Играя на смене в «индейцев», достаточно легко можно на территории лагеря поставить несколько «вигвамов», которым можно дать различные (как игровые, так и практически необходимые) функции.

Особенно высокая динамичность палаточного лагеря может достигаться также за счет использования различных легко собирающихся и разбирающихся конструкций или модулей, а также легко взаимокомбинирующихся и свободно встраиваемых практически в любой элемент пространства лагеря. Например, специально для палаточного лагеря «Берендеевград» в 2002 году были заказаны и сделаны металлические конструкции, которые быстро собирались и использовались впоследствии в качестве основы для целого ряда построек: столовая, склад, баня, звукооператорская, «трактир», сценические кулисы и т.д. С использованием таких конструкций лагерные постройки легко собирались-разбирались или даже целиком перетаскивались с места на место. Это позволяло в течение одно-двухдневной пересменки (перерыва между сменами) спокойно и без привлечения большого количества людей (работникам во время пересменки тоже надо отдыхать) существенным образом изменять пространство лагеря, делая его более адаптированным к конкретным, требуемым условиям следующей смены. Использование подобных сборно-разборных конструкций является довольно серьёзным фактором, способным обеспечивать также и высокую мобильность палаточного лагеря.

Динамичное (легко изменяемое, перестраиваемое) пространство палаточного лагеря обеспечивает большие возможности для решения многих задач, стоящих как перед руководителями и педагогами, так и перед самими ребятами. Последним это дает уникальную возможность самим строить пространство, наиболее благоприятное для общения, творчества, труда, быта, а, следовательно, и наиболее благоприятное для самореализации и самоутверждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: