Часть 3-я

Конкурс провели, почитали… А дождь все идет. Ну, что же, давайте играть.

- Во что?

- Например, в театр.

На столе «рубашкой» вверх разбросайте штук 20 карточек, на которых написаны слова, обозначающие самые обычные предметы: стол, мыло, пирожки, сапоги, очки… представитель каждой палаты тянет 3 карточки. Например, мыло- шляпа- гвоздь. Задача для всех палат одинакова: по ключевым словам сочинить сценку и разыграть ее перед зрителями. Сочинять надо по-честному, так, чтобы каждое заданное слово играло в действии достаточно важную роль.

Например, в «испорченный телевизор». Эта игра похожа на «испорченный телефон» и начинается так же. Все сидят в кругу. Первый участник шепчет на ухо второму какое-нибудь существительное, обозначающее предмет. А вот второй, секундочку подумав, показывает этот предмет третьему игроку с помощью пантомимы (причем надо стараться изобразить сам предмет, а не манипуляции с ним - так гораздо интересней). Дальше все просто: третий шепчет четвертому, что он увидел. Четвертый показывает пятому и т.д. метаморфозы, которые претерпевает предмет, идя по кругу, смешны и неожиданны. Когда путешествие его закончилось, обязательно проверьте «качество изображения»: пусть каждый скажет, кто что передал и изображал.

Следующая игра похожа на предыдущую. Она называется «Предмет-невидимка». Все сидят в кругу, кто-то один (а для начала обязательно ты) берет из воздуха изображаемый предмет и некоторое время манипулирует с ним, стараясь как можно лучше его обыграть, сделать зримым и узнаваемым. Затем передает предмет по кругу, и каждый следующий участник игры тоже пытается обыграть предмет. Переходя из рук в руки, предмет постепенно будет менять форму или превращаться во что-нибудь совсем иное. Здесь два правила. Первое. Все должны стараться, чтобы предмет дошел до конца круга в «целости-неизменности». Второе: обыгрывать и передавать можно только то, что тебе было передано, а не то, что ты увидел в самом начале. Исправлять ошибку нельзя. Самые простые предметы «для разгона» - иголка, катушка с нитками, воздушный шарик.

Теперь поиграем… в скульпторов. Нет, нет, пластилин нам не нужен. А глина… в глину тоже поиграем.

Итак, из круга вызываются двое желающих. Один будет «скульптором», другой - «глиной». Задача первого – четко представить, какую скульптуру он хотел бы «изваять» из «глины» и придумать для нее название («футболист», «скрипач» или, скажем, «плакса-вакса»). Задача «глины» - быть мягкой, податливой. Каждое изменение формы, которое вносит «скульптор», должно фиксироваться. «Глина» - материал полужидкий, поэтому она являет «Скульптору» в самом что ни на есть аморфном состоянии: сидящей на корточках, свесившей голову и руки. «Скульптор» и «глина» не имеют права переговариваться, «глина» не должна проявлять инициативы и обязана помогать «скульптору». Задача зрителей – как можно быстрее угадать скульптуру и придумать ей точное название.

А теперь построим «лабиринт» и попутешествуем по нему. В центр круга, где сидят ребята, ставятся и складываются в произвольном порядке несколько предметов: стул, опрокинуты стул, скакалка, дощечка, мяч. Первому играющему легче всех: он должен просто пройтись между предметами, «вычертив» всем остальным определенную траекторию, не очень простую, не очень сложную. Следующий должен повторить ее как можно точнее – он ведь идет по лабиринту. Третий делает то же самое, произнося вслух таблицу умножения на 6, четвертый – на 7, пятый – читает стихи, шестой произносит речь о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм, седьмой рассказывает правила русского языка, восьмой… и так далее, пока не надоест.

А тенью вам быть не приходилось? А отражаться в зеркале? Это тоже интересно. «Человек и тень», первый из играющих – «человек». Его задача определяется заданной вами темой, например, «прогулка по зоопарку». Итак, «человек» разыгрывает пантомиму на заданную тему, «тень» старательно копирует все его движения. «Запаздывающее зеркало». Человек подходит к зеркалу, начинает оглядывать се, причесываться, прихорашиваться, чистить «одежду». «Зеркало» повторяет все его движения с запозданием на одно. (Человек подошел к невидимой преграде – зеркало стоит на диаметрально противоположном конце круга. «Человек» сунул руку в карман – «зеркало» подошло к нему, остановилось на расстоянии 1-2 шагов, «человек» достал воображаемую расческу – «зеркало» сунуло руку в карман…)

Поиграй с ребятами в обе эти игры. Ты увидишь, с каким напряженным вниманием следят они за исполнителями: на их глазах рождается театр.

А вот это, пожалуй, самая увлекательная игра в творческом кругу. Выбирается ведущий. Все сидящие в кругу принимают позы, достаточно удобные для того, чтобы, не шевелясь просидеть 5-7 минут. Договоритесь, кто из вас будет делать «перемены» по кругу. Он должен выйти за круг. Водящий обходит весь круг, как можно лучше стараясь запомнить, кто где сидит, в какой позе, каковы детали костюма. Затем вы договариваетесь в количестве изменений. Существует три категории: «большая перемена» (кто-нибудь из играющих уходит из круга или меняется с кем-то местами), средняя (очевидное изменений позы или одежды), маленькая (незначительное изменение позы или костюма). На одного ведущего вполне достаточно 3-4 перемен. Поначалу ограничиваетесь крупными и средними. На первых порах могут не заметить даже кажущейся очевидной пересадки 2-3 людей. С момента начала и до конца игры все совершается в полной тишине. Тот, кто руководит изменениями, делает это с помощью жестов. Все остальные стараются двигаться как можно тише. Вернувшийся по условному знаку водящий делает обратные перемены тоже с помощью жестов. Если он ошибается, поправлять ошибку сразу нельзя. Только когда все предполагаемые перемены не исправлены, водящий садится, а организатор изменений исправляет его ошибки и указывает на изменения, которые остались незамеченными, опять-таки безмолвно.

Ты, наверное, заметил, что все приведенные здесь игры не совсем обычные. Они не столько развлекают (хотя и развлекают, несомненно), сколько тренируют пластику, внимание, зрительную память, творческое воображение. Честно говоря, это вообще не игры, а актерские тренажи, взятые из книги С.Гиппиуса «Гимнастика чувств». Если сможешь, найди эту книгу и почитай. Там таких игр, упражнений не одна сотня.

Если хочешь провести с отрядом те, что здесь описаны, прими несколько общих советов по их организации:

- Вначале каждый тренаж старайся показать сам.

- Условься с ребятами: игра или проходит в абсолютной тишине, или не проходит вовсе.

- Разумно чередуй тренажи, не гоняйся все время за новыми.

- Проведи «парные» тренажи типа «человек и тень», «скульптор и глина», вызывай не больше 2-3 пар подряд – иначе сидящим в кругу надоест.

- Не забывай отмечать каждый самый мизерный творческий успех.

- Проводи лучше всего тренаж с группой 15-20 человек, а не со всем отрядом одновременно.

- Если, вняв совету, ты вооружишься «Гимнастикой чувств» и сделаешь 35-50 минут актерского тренажа ежедневными в твоем отряде, очень скоро увидишь, насколько более творческими, раскованными и пластичными станут твои ребята. А главное, как они научатся внимательно слушать!

Во всех предыдущих играх твои ребята были прежде всего актерами.

Теперь поиграем в писателей. У нас уже фигурировали в одном из тренажей карточки со словами. Можно использовать их снова. Только допиши еще десятка два с названиями животных, профессиями людей. Теперь, вытащив из шапки 2 карточки (например, «медведь» и «лампочка»), надо сочинить сказку, связав два слова одним сюжетом. Сочинять можно как авторскими группами, так и индивидуально. По ходу дела сказка может досочиняться слушателями. Для примера почитай ребятам сказки Андерсена и Родари. Кстати, именно Джанни Родари придумал эту игру. И много других, не менее интересных. Они описаны в книге «Грамматика фантазии». В ней также сколько угодно подсказок на дождливую погоду.

Ба! А дождь-то, наконец, кончился. И завтра будет совсем другая погода.

И НА ЗАКУСКУ…

Дождь - это ваш враг №1. Но дождь - внешний противник, и он сможет победить вас, если вы позволите ему объединиться с вашим внутренним врагом — растерянностью. Разрешение противостояния «кто кого?» Между вами и дождем, даже если дождь мелкий, холодный и «зарядил» на целую неделю, полностью зависит от вашего мастерства и вашей внутренней мобилизации. Если вы сознательно распрощаетесь с надеждой отдохнуть в эти дни, если вы оперативно внесете изменения в распорядки и планы, если вы проявите внутреннюю собранность и сумеете организовать детей, то вероятен и такой исход: дети будут вспоминать дни солнечной блокады как самые интересные и увлекательные. Ведь во время дождя можно столькому научиться, столько прочитать, о стольком поговорить и во стольком поучаствовать! Ни один другой отрезок лагерной смены не сравнится с дождевым по плотности дел и занятий, а значит и по яркости и разнообразию впечатлений. Нужно только уметь чередовать нагрузку, вовремя менять помещения и постоянно заботиться о материальном обеспечении.

В сырую погоду можно проводить практически любое из дел, название или описание которого вы встретите в данном материале.

Вот перечень еще ста занятий, которые помогут вам пережить и победить дождь:

1. Операция «Путешествие по книжным полкам», т.е. посещение библиотеки и получение книг для чтения в последующие часы и дни.

2. Концерт КВЧГ («Кто во что горазд!»).

3. Конкурс на лучшую рекламу дождя.

4. Занятие №1 в «Мастерской игрушек». Изготовление фигурок из шишек, желудей, орехов, а также спичек и пластилина.

5. Создание коллективной аппликации из цветной бумаги «Солнышко смеется».

6. Час пришивания пуговиц, глажения рубашек и стирки носовых платков.

7. Игра «Я садовником родился...» с последующим превращением ее в игру в фанты.

8. Ритуал приветствия дождя.

9. Вечер «Русские посиделки» с чаепитием, рассказыванием баек, шутками и розыгрышами.

10. Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по армрестлингу.

11. 1-й урок в «Школе авангардной живописи». Рисунок из спичек или тонких веточек, наклеенных на картон.

12. Час рассказывания анекдотов.

13. Открытие клуба интеллектуальных игр с торжественным ритуалом и последующим первым заседанием - игрой «Что? Где? Когда?» или «Интеллектуальное казино».

14. Конкурс «Мода в каменном веке».

15. Занятие №2 в «Мастерской игрушек». Изготовление игрушек из глины или пластилина.

16. Программа психологических тестов.

17. Прогулка босиком по лужам.

18. Час настольных игр. (Повторяется ежедневно).

19. Неформальный обмен кулинарными рецептами.

20. Вечер инсценированных сказок.

21. Игра в «Луноходы»: два часа передвижений по корпусу только «на четвереньках».

22. Организация выставки витражистов - раскрашивание окон в холле

гуашевыми красками.

23. Коммуникативная игра для знатоков слов русского языка «Контакт».

24. Час придумывания нового применения старым, никому не нужным вещам.

25. Турнир шахматистов и шашечников с определением победителя.

26. Второе заседание клуба интеллектуальных игр. Игра «Брейн-ринг» с вопросами о природе.

27. Занятие №3 в «Мастерской игрушек». Изготовление свистулек из ивовых веточек.

28. Игра в фантики.

29. Танцевально-игровая программа (сокращенно «ТИП»).

30. Полуспортивная встреча между командами мальчиков и девочек по

«Воздушному хоккею».

31. 2-й урок в «Школе авангардной живописи». Композиция из цветных клякс на бумаге.

32. Час медитации.

33. Всеобщая перестановка мебели (кроватей и тумбочек).

34. Занятие №4 в «Мастерской игрушек». Приготовление поделок из коры..

35. Веселая коммуникативная игра «Чепуха».

36. Час разучивания новых песен. Повторяется ежедневно.

37. Матч-реванш по «Воздушному хоккею».

38. Конкурс на самое грустное письмо «А у нас идет дождь».

39. Третье заседание клуба интеллектуальных игр. Игра «Интеллектуальный хоккей» с вопросами о литературе и музыке.

40. Вечер страшилок.

41. Неформальная беседа об увлечении коллекционированием.

42. Час отгадывания загадок.

43. 3-й урок в «Школе авангардной живописи». Рисунок из проволоки на фанере.

44. Полчаса коллективного стояния на голове.

45. Встреча гостей из соседнего отряда.

46. Занятие № 5 в «Мастерской игрушек». Изготовление объемных фигурок из бумаги.

47. Игра «Поле чудес».

48. Откровенный разговор - «Огонек» «Расскажи мне о себе».

49. Очень азартная коммуникативная игра «Мафия».

50. Час изготовления подарков родителям..

51.Очень современная танцевально-конкурсная программа «Стартинейджер».

52. Четвертое заседание клуба интеллектуальных игр. Сказочный эрудицион.

53. Неформальная беседа о любимых кинофильмах.

54. Сооружение индивидуальных «домиков» под кроватями.

55. Час чтения вслух книг с захватывающим сюжетом. (Повтор)

56. Занятие №6 в «Мастерской игрушек». Изготовление кукол из соломки.

57. Конкурс на лучшее изготовление «мокроступов» из целлофановых пакетов

58. Старая коммуникативная игра «Города».

59. Турнир доминошников (тех, кто играет в домино) с определением победителя.

60. Вечер именинников.

61. 4-й урок в «Школе авангардной живописи». Графика на бумаге, покрытой черной тушью (рисунок наносится иголкой).

62. Конкурс собирателей дождя, т.е. 30-минутная прогулка под дождем со стаканами, в которые необходимо собрать как можно больше капель.

63. Изготовление отрядной стенной газеты «Мокрая правда».

64. Игра «Прятки», только прячутся не люди, которых ищет один ведущий, а наоборот: все ищут один спрятанный ведущим предмет.

66. Пятое заседание клуба интеллектуальных игр. Игра «Великолепная семерка» с вопросами по истории и географии.

67. Час охоты на комаров. (Повторяется по мере необходимости).

68. Неформальная беседа о любимых книжках.

69. Занятие №7 в «Мастерской игрушек». Изготовление масок из папье-маше.

70. Игра с прыжками «Три-пятнадцать».

71. Конкурс иллюзионистов с предварительным разучиванием фокусов и подготовкой инвентаря.

72. Час отгадывания кроссвордов.

73. Генеральная уборка.

74. Организация выигрышной лотереи, в которой билеты покупаются за вежливые слова.

75. Коммуникативная игра «Ассоциации».

76. Подготовка концерта для соседнего отряда и выход в гости с этим подарком.

77. Обход всего корпуса изнутри, держась за стены и не отрывая руки.

78. Пятый урок в «Школе авангардной живописи». Аппликации из сухих листьев и цветов.

79. Шестое заседание клуба интеллектуальных игр. Мульт-викторина.

80. Конкурс на лучший букет для бутылки с узким горлышком.

81. Вечер легенд и мифов.

82. Час просмотра видеофильма. (Повторяется регулярно).

83. Игра с песенными вопросами и песенными ответами «Футбол».

84. Занятие №8 в «Мастерской игрушек». Изготовление самолетов и корабликов из старых газет.

85. Написание зашифрованных писем и организация переписки между палатами.

86. Конкурс на самое красивое оформление палаты.

87. Встреча-разговор с очень интересным человеком.

88. Шуточная коммуникативная игра «Сломанный телефон».

89. Час технических головоломок (кубик Рубика и др.).

90. Вечер гаданий и астрологических прогнозов.

91. Седьмое заседание клуба интеллектуальных игр. Игра «Звездный час».

92. Полуспортивное соревнование в помещении «Веселенькие стартики».

93. Шестой урок в «Школе авангардной живописи».Рисунки из пластилина на стекле.

94. Конкурс фантазеров «Что я сделаю, когда кончится дождь».

95. Заседание №9 в «Мастерской игрушек». Изготовление игрушек из ниток и тряпичных лоскутков.

96. Турнир игроков в «Морской бой» с определением победителя.

97. Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тайнах в науке и человеческой истории.

98. Час тихого чтения. (Повторяется ежедневно).

99. «Танцы на воде», т.е. дискотека под дождем с последующей просушкой.

100. Концерт вожатской самодеятельности для детей.

Можно было бы предложить еще 100 занятий, но, скорее всего, пока вы организуете и проводите вышеперечисленные, или кончится дождь, или закончится смена, или начнется Всемирный потоп. В любом случае вторая сотня занятий вам не потребуется.

А еще и в эти игры можно поиграть с детьми, когда на улице дождливая погода:

1. Показ моды с «ошибками».

2. Инсценировка русской народной песни.

3. Придумывание заклинаний для хорошей погоды.

4. Конкурс «Прическа года».

5. Волшебный вечер. Фокусы, цирковое шоу.

6. Прогулка под дождем.

7. Сочинение песни (лагерной, отрядной, утренней, вечерней...)

8. Сказки при свечах.

9. Игры по школьным предметам.

10. Лотерея сюрпризов.

11. Игры с карандашом.

12. Музыкальная викторина.

13. Мисс отряда.

14. Мисс Баба-Яга.

15. Мистер пират.

16. Конкурс веселых гримеров.

17. Конкурс близнецов.

18. Конкурс метателей спичек.

19. Сочинение «буриме».

20. Конкурс карикатур.

21. Вечер веселых аттракционов.

22. Литературный вечер.

23. Конкурс на лучшую рекламу дождя.

24. Час рассказывания анекдотов

25. Конкурс на самое грустное, веселое письмо домой.

26. Любые малые телевизионные игры (к примеру, «Кто хочет стать миллионером»).

27. Вечер инсценированной сказки.

28. Час отгадывания загадок.

29. Зашифровка и расшифровка писем.

30. Вечер легенд и мифов.

31. Конкурс фантазеров.

32. Конкурс на лучшую заметку в стенгазету.

33. Час спокойных игр.

34. Игра в фантики.

35. Изображение пантомимой фрагментов из мультфильма.

36. Конкурс частушек.

37. Игры со спичками.

38. Интеллектуальное шоу.

39. Беседы о здоровье, этике общения, кино, литературе, музыке.

40. Рассказ с продолжением (каждый участник - по 1 предложению).

41.«3оо-хор» (какую песню могли бы исполнить а) хор комаров; б) хор

лягушек; в) хор куриц и т.д.).

42. Ожившие картины (придумать картину, которую могли бы называть «Утро на птичьем дворе», «На охоте», «Вечер на ферме» и т.д.).

43. Творческая игра «Карусель сказок».

А также в методическом кабинете есть очень много книг, сценариев, конкурсов, которыми можно воспользоваться, если дождь льет уже которую неделю.

ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЕ ЗА ОДНОГО!

Не получилось с самого начала смены организовать работу по звеньям. Не вышло. Да и звенья, как выяснилось, выбраны были неудачно: ничего, кроме списка, в отрядном уголке этих ребят не объединяет. Что уж там говорить про ЧП? Лучше и не пробовать…

И все-таки попробуй. Начни все сначала. Проведи в отряде социометрическую анкету. В ней будут разные вопросы:

- Кого бы ты пригласил на день рождения?

- С кем бы пошел на разведку?

- А с кем не пошел бы?

С помощью её ты увидишь, что, может быть, проглядел в начале, увидишь лидеров и «отверженных» в отряде, поймешь, как переформировать звенья, чтобы учесть желания ребят. А далее к твоим услугам «Большое космическое путешествие». Не успели утихнуть в отряде страсти по поводу твоих рассказов о НЛО, в корпусе вашем и рядом с ним начинают твориться чудеса. Посередине отрядной комнаты лежит непонятного предназначения деталь из пластика и металла. Из цветочного горшка вместе с традесканцией лезет какое-то загадочное растение из проволоки и синих перьев. На песке у корпуса и на листе бумаги, прикрепленном к отрядному уголку, один и тот же никому не понятный чертеж: спирали, черточки, полукруг. То что-то где-то мигает, то шипит. В конце концов, очередной тихий час завершается для отряда не горном «подъем», а невероятной какофонией из булькающих, вибрирующих и «металлических звуков». Когда встрепанный отряд собирается в холле, выясняется, что да, «летающая тарелка» была. Приземлялась в 10 шагах от корпуса. Но уже изволили отбыть. Кто изволил? Да вся эта толпа светло-зеленых и полупрозрачных. И дежурного командира, кстати, прихватили. В душе каждого из твоих слушателей звучат, по меньшей мере, три голоса. Первый: «Ну, вот опять наши вожатые со своими дурацкими шуточками». Второй: «Ах, как хочется подурачиться!». Третий: «А вдруг это на самом деле?» Так или иначе - в погоню. Дежурные командиры у нас на дороге не валяются!

Сразу после полдника – приказ по отряду:

Первое. Снарядить спасательную экспедицию в количестве 5 космических экипажей.

Второе. Исходя из требований психологической совместимости в космосе, экипажи сформировать на основе данных социологического исследования следующим образом…

Три. Провести тест-проверку пригодности к полету по параметрам: быстрота реакции, ловкость, «космическая» эрудиция и … чувство юмора.

Проверка пригодности, конечно, большей частью шуточная, а упоминание про разные маршруты, наверное, подсказало тебе, что «Большое космическое путешествие» – один из бесчисленных вариантов игры «по станциям». Станций столько, сколько в среднем человек в каждом экипаже (то есть 7-6). «В целях конспирации» при перелете с планеты на планету роль капитана выполняет каждый раз новый член экипажа. А что же там на «планете»? А! Все что угодно. Костюмы, лица, приветствия – самые экстравагантные. Но на каждой потребуется проявлять разные таланты: рисовать и выпускать стенгазету, быть вожатым октябрят, проводить политинформацию, организовывать отряд на труд и на отдых. На каждой «планете-станции» задания должны умения и навыки очередного капитана команды как исполнителя и организатора коллективной деятельности, носить обучающий характер.

Например, мы приземляемся на космодроме «планеты «Пресса» в созвездии «острых перьев». После обмена сногсшибательными приветствиями за стол переговоров приглашается тот, что выполняет на этом этапе роль капитана. Ему предлагаются «фотоснимки», сделанные через телескопы Прессы, направленные на Землю, к которым надо придумать подписи, «обрывки радиопередач» с той же Земли, где требуется восстановить полный текст, вставив в рассказ эпитеты или подобрав рифму к стихам. Капитан объясняет непонятливым прессиянам как пользоваться плакатным пером и гуашью. А вот блиц-газету на память о визите землян делает под его руководством весь экипаж.

Избороздив всю галактику, 5 экипажей, в конце концов, встречаются вновь на Земле и в заданном маршрутном квадрате находят своего злополучного дежурного командира, который скалит зубы и передает горячие приветы от этих «зелено-прозрачных», которые кстати сказать, посадили его сюда и только что улетели. Ну и пусть их. Зато каждый экипаж выпустил газеты, показал концерт малышам, выучил целый комплекс «космической» гимнастики, осчастливил Центральный информаторий планеты Х сведениями о важнейших политических событиях на Земле и провел для жителей планеты Несмеяна большой курс Игро-Смехо-Терапии. А самое главное, каждый почувствовал гордость за весь экипаж и ощутил его поддержку, попробовал быть организатором того или иного дела.

Самое время сегодня на вечерней «свече» провести разговор о переформировании звеньев и дать старт ЧП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: