Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях в условиях высшего дополнительного образования

Современная высшая школа эффективно решает задачи подготовки будущего учителя - предметника. Однако вопрос подготовки кадров в области педагогики лета остается открытым. Данная проблема обостряется отсутствием курса, рассматривающего педагогику каникул в государственном стандарте образования.

Возникает противоречие: летний оздоровительный лагерь, как форма дополнительного образования и воспитания ребенка сегодня существует, более того, выходит на новые социально-экономические позиции и превращается в сферу бизнеса, продолжая испытывать потребность в педагогических кадрах, а педагогический вуз не решает задачу подготовки специалистов такого рода. В результате общество сталкивается с такой острой проблемой, как работа в детских оздоровительных лагерях категории случайных людей, далеких от педагогики.

Безусловно, тенденция роста интереса к проблеме подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей наметилась. Однако, несмотря на существующий интерес к разделу «Педагогика каникул» вообще и летняя педагогическая практика в частности, проблема подготовки студентов к воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях остается не проработанной. На данный момент в теории вопроса не отражена стройная система подготовки. На уровне практики она представляет собой существование «авторских школ», оформленных в виде проектов и не имеющих серьезной теоретической основы (в виде учебных планов, учебно-методических комплексов, методических пособий и т.д.). Уровень подготовки студентов и качество их работы отследить достаточно сложно, т.к. не разработана система анализа (как неотъемлемая часть процесса подготовки), а система работы со студентами в условиях лагеря требует доработки (в том числе в вузах, где сохранена летняя педагогическая практика). Необходимо проявить особое внимание к вопросу сотрудничества с администрацией детских оздоровительных лагерей в процессе подготовки кадров. На данный момент главный заказчик специалистов в сфере летней педагогики - администрация лагерей – является партнером в деле подготовки кадров в единичных случаях, чаще всего студентам не оказывается нужная, педагогически обоснованная помощь непосредственно в работе, не говоря о каком-либо участии в их подготовке.

Возникает необходимость определения путей подготовки студентов к воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях и центрах. Некоторые вузы решают эту задачу через включение в учебные планы курса по подготовке к летней педагогической практике, но сталкиваются с проблемой недостаточности отведенного учебного времени на подготовку. Деятельность студенческого педагогического отряда вуза может отчасти решить данную проблему, но такой подход влечет временный и стихийный характер подготовки, т.к. занятия часто разрабатывают и ведут сами студенты. Доступным и профессиональным способом подготовки студентов к воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях и центрах является создание учебного курса в условиях высшего дополнительного образования. Данный способ подготовки открывает возможности качественного и долговременного сотрудничества со студентом в процессе его профессионального становления, основанного на добровольных началах.

В данной статье представлен совместный опыт работы института дополнительных творческих педагогических профессий Челябинского государственного педагогического университета и ДОЛ «Уральская березка» в деле подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей. Сегодня можно говорить о создании системы, которая представляет собой двухступенчатый процесс подготовки вожатых, старших вожатых, руководителей образовательных программ в детских оздоровительных лагерях и центрах, методистов. Учебный план подготовки вожатого (специальность «организатор досуга в детских оздоровительных лагерях и центрах») включает в себя одногодичный курс, состоящий из 176 часов (аудиторные занятия и три двухдневных инструктивных сбора). В рамках университетских занятий студенты получают необходимую теоретическую подготовку и ряд практических навыков. Основной акцент при обучении делается на проживании будущими вожатыми всех тех моментов, которые впоследствии будут использованы в работе с ребятами в ДОЛ. Содержание курса аудиторных занятий предполагает обучение слушателей по следующим направлениям: особенности формирования временного детского объединения и организация отрядной работы в ДОЛ, планирование и анализ деятельности, организация кружковой деятельности в ДОЛ, особенности работы с родителями и др. Основное практическое обучение происходит во время инструктивных сборов: на первых сборах (проводятся на начальном этапе – вторая половина февраля) студент получает представление о работе вожатого через участие в сборах и знакомство с жизнью в лагере; на вторых сборах (в середине подготовки – конец марта) отрабатываются знания, полученные на занятиях, а также проводится ряд мастер-классов в рамках лагеря; третьи инструктивные сборы – это проверочный этап, на котором слушатели ставятся в позицию организаторов процесса. В результате успешного окончания обучения (всего 176 часов) и прохождения практики в детском оздоровительном лагере слушатель получает сертификат, подтверждающий квалификацию «организатор досуга в детских оздоровительных лагерях и центрах» (вожатый). Студент, успешно окончивший первый год обучения в школе вожатого, имеет возможность обучаться на следующей ступени. Второй год обучения включает курс, рассчитанный на 198 часов (аудиторные и индивидуальные занятия, инструктивные сборы), по результатам которого слушатель, успешно окончивший курс обучения и прошедший практику в качестве соруководителя смены, старшего вожатого, руководителя образовательной программы, методиста в детском оздоровительном лагере, получает сертификат, подтверждающий квалификацию «руководитель образовательной программы в детских оздоровительных лагерях и центрах, методист».

Таким образом, данный опыт преодолевает обозначенный выше ряд трудностей и выступает подходящей рабочей формой подготовки кадров, главными положительными сторонами которой являются:

  1. Достаточное количество учебных часов для подготовки кадров для работы в ДОЛ.
  2. Наличие перспектив образовательного роста в сфере детского отдыха (двухступенчатая схема подготовки).
  3. Участие в подготовке кадров потенциальных работодателей (базовой площадкой для подготовки вожатых является ДОК «Уральская березка», в процесс подготовки включаются лагеря, с которыми заключён договор о сотрудничестве)
  4. Сопровождение будущих вожатых не только в процессе обучения, но и непосредственно в работе с детьми, обеспечение методической и психологической поддержки.
  5. Документ об окончании курса подготовки, подтверждающий наличие квалификации.
  6. Место работы по результатам курса обучения, комфортные условия, юридическая и экономическая защищенность слушателей.

Курс подготовки к воспитательной работе в детском оздоровительном лагере в рамках высшего дополнительного образования, летняя практика студентов в лагере являются эффективными инструментами формирования мотивации к будущей педагогической деятельности, а также служат примером нового подхода к подготовке кадров, так как к ней подключены все участники летней оздоровительной кампании. Высшее дополнительное образование способствует повышению профессионального уровня будущих педагогов, тем самым, определяя их уникальное место в индустрии детского отдыха, и решению ряда проблем, существующих сегодня в данной сфере.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: