Великие и ужасные методические материалы, или почему мы не читаем лекций вожатым

Все знают, как готовить вожатых. И те, кто продает путевки в лагерь, и те, кто учит студентов пединститутов любить детей за зарплату. Гордые кандидаты педагогических наук и скромные методисты учреждений дополнительного образования.

Рецепт блюда «вожатый» проверен веками. Исходные ингредиенты – студенты какого-нибудь вуза (лучше, конечно, педагогического, но за неимением и политех подходит, да что там – молочной промышленности тоже можно). Дальше возможны две рецептуры: если институт педагогический, произносится магическое слово «практика», студентам в качестве факультатива в течение весеннего семестра читают курс уникальных лекций под названием что-то вроде «основы организации детского отдыха и оздоровления», САНПИНы и всяческую пожарную безопасность, а также напоминают, что они будущие педагоги. И – вперед, к морю (как реальному Черному, так и романтическому «ребячьих глаз»). Если же студенты, готовясь стать технологами молочной промышленности, не прослушали в прошлом ценных лекций «основы возрастной психологии», «педагогика» и «медицина», их объединяют в спецгруппы под названием «педотряд», читают им (уже в течение года, не меньше) упущенные лекции и рассказывают об инструкциях по купанию. Впрочем, будущим педагогам об инструкциях тоже рассказывают. Разумеется, все вышеперечисленные сдают зачеты по множеству увлекательных тем.

Особо продвинутые организаторы подготовки вожатых идут дальше – они перед чтением лекций (или во время чтения) проводят «игры на знакомство» и «тренинг на сплочение». Часто для этого вожатых вывозят в какой-нибудь лагерь, пустующий в межсезонье, и устраивают инструктивный сбор. Заканчивается подготовка и у продвинутых, и у обычных одинаково – вожатых распределяют по сменам, они (после ознакомления со списками) наконец-то узнают, где и с кем им предстоит работать, получают футболки и/или галстуки и отправляются к морю. Есть и другой вариант – всем педотрядом в один лагерь, желательно на три-четыре смены.

Знакомо?

Давайте теперь рассмотрим совершенно невозможную, с точки зрения подготовки вожатых, задачу. Представьте: сотни квадратных километров покрытой снегами тундры, маленькие города и поселки, между которыми «белое безмолвие». И – ни одного пединститута! Да и вообще крупных вузов нет, все больше филиалы, а значит, нет и кандидатов педагогических наук! Студенты редкими вкраплениями вшиты в молодежную жизнь маленьких северных городов, значительная же часть выпускников школ уезжают учиться «на Землю», в большой город, считая себя при этом, как ни странно, северянами. Детских лагерей на заснеженных просторах тоже нет (ни одного!), но детей принято массово и организованно отправлять летом на отдых, обычно к теплому морю. Задача: подготовить для этих детей качественных земляков-вожатых. Почему земляков? Потому же, почему и качественных: северные дети во многом отличаются от сверстников «с Земли». Практика приобретения путевок со всеми комплектующими, включая программу, вожатых и физруков, не радовала наших детей, не радовала и серьезные государственные органы, ответственные за детский отдых. Надо было своих вожатых делать, а как?

…Простите за это лирическое вступление. Кратко: мы не претендуем на оригинальность, у нас просто не было другого выхода, надо было изобретать свое. Изобрели – и теперь не читаем вожатым лекций. Это долгая история – детским лагерям Ямала в 2007 году исполнится 10 лет. Мы по-прежнему покупаем путевки, но весь персонал (более 20 смен за лето) готовим и привозим в лагеря сами. И руководителей программ, и вожатых. Они называются «вожатые Ямала», у них есть свой сайт и свой «знак» – символ профессионализма, вручаемый после каждого лета. Кому и скольким – решает Содружество вожатых Ямала. Качества, необходимые для вручения знака, сформулированы самим содружеством (пожалуй, главные: «напарник, с которым хочется работать» и «у кого хочется быть в отряде ребенком»). Резонный вопрос – а как может вожатый выбирать достойных вручения знака из более чем 100 коллег, собравшихся для подведения итогов сезона, он ведь работал из них максимум с пятью - шестью?

Оставим пока за кадром технологический вопрос, как мы это делаем. Поговорим о результате.

§ Существует неформальное ценностное профессиональное сообщество молодежи, называющей себя вожатыми Ямала. По скромным оценкам – более 500 человек. Кроме того, есть армия старшеклассников, мечтающих таковыми стать.

§ Существует система общественного мнения («сарафанного радио»), четко транслирующая мнения товарищей о профессиональных и личных качествах каждого (и поэтому, в частности, выбор достойных знака – не проблема, вот уже второй год это действительно достойные люди).

§ Существует осознанная мотивация («основной инстинкт»), на которой выстроена вся кадровая работа с вожатыми Ямала. Это не деньги (вожатый у нас редко получает за смену заметно больше эквивалента 100 у.е.), это не только отдых у моря и (крамола!) не только любовь к детям. Да простят нас педагоги – мы, как технологи, не стали строить систему подготовки кадров на такой романтической почве.

Ребята стремятся быть вожатыми, прежде всего, для того, чтобы принадлежать к сообществу вожатых Ямала. Чтобы встречаться с друзьями, чтобы знакомиться с новыми товарищами, чтобы переписываться и приезжать на вожатские школы.

Поэтому мы (как технологи; теперь - как):

§ Не создаем постоянных педотрядов, а, наоборот, всячески поддерживаем стремление вожатых поработать в разных составах, в разных лагерях, с разными руководителями; иногда вожатый за сезон успевает на три разных смены, это, конечно, недешево, но если может работать и приглашают…

§ В конце апреля собираем «Слет вожатых Ямала», на котором формируем команды смен (своеобразное «ядро», ведь на слет собирается не более четверти всего состава этого сезона). На слете происходит много интересного, но, пожалуй, главное: ребят в команду приглашают руководители смен. Соответственно, кто-то может очень захотеть попасть на одну смену с другом, или к понравившемуся руководителю, или в любимый лагерь. И это хорошо!

§ В конце сентября собираем «Фестиваль вожатых Ямала», на котором анализируем достижения и проблемы, проживаем заново события и эмоции свершившегося лета, планируем следующие школы.

§ В феврале-апреле проводим много «Школ вожатых» - проектов не только образовательных, но и (главное) мотивирующих. Цель – помочь участникам захотеть быть вожатым Ямала.

§ На всех школах мы работаем с ребятами по формированию мотивации, коммуникативных и управленческих навыков – то, чего не может произойти на лекции (если не считать навыки пассивного слушания). Нам нужен активный, ответственный человек – мы и работаем с ним.

§ Мы помогаем ребятам осознавать свои ценности. Профессионализм, уважение товарищей, работоспособность, умение управлять собой, многофункциональность. Наконец, своеобразный ямальский патриотизм - москвичи, питерцы, смоляне и многие другие столь же радостно, как и северяне, кричат «Мы вожатые Ямала!». Для этого и придумали знак, а вовсе не для «награждения лучших». Впервые формулируя, ребята сказали: «Это не награда, а ответственность – к человеку с этим значком любой вожатый Ямала может обратиться за помощью, на него смотрят как на наше лицо».

§ Многие руководители смен – вчерашние вожатые, получившие опыт аниматорства, со-руководства, поработавшие в командах управления школ.

§ И, наконец: МЫ НЕ ЧИТАЕМ ЛЕКЦИЙ. Если человек уже сам захотел быть хорошим, востребованным руководителем и напарником, компетентным специалистом, – его не нужно сажать за парту. Мы печатаем маленькие, узконаправленные методички и выдаем их на школах, но это скорее символ – «вся нужная тебе информация где-то близко». Мы нарезаем все мыслимые инструкции и кучу другой полезной и бесполезной информации на CD и вручаем ребятам. Интернет, книги, общение с более опытными коллегами – кто ищет, тот найдет. И находят, судя по результатам.

§ Вожатым на Ямале быть модно!..

Так что же, лекции – это плохо? «Долой САНПИН, даешь тусовку?» Нет, конечно. Мы не ставили цели сделать самую лучшую систему подготовки и доказать всем, что лекции не нужны. Мы работаем так, как потребовала наша, ямальская, ситуация, и совершаем немало ошибок. Возможно, и эта статья – ошибка автора. Это всего лишь попытка рассказать, почему наши вожатые сами читают книжки, почему им вполне хватает пресловутой методлитературы и почему Содружество вожатых Ямала, существуя как виртуальная реальность, ежегодно обретает новых единомышленников и собирает старых друзей. Спасибо другу вожатых Ямала тренеру Анатолию Демишонкову за формулировку: «Лидер – это тот, кто создает мир, к которому хочется принадлежать». Мы создаем этот мир, и в него стремятся люди.


[1] Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 04-06-00222а).

[2] Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.111.

[3] Соколов Р. Социальное участие и социальное воспитание в контексте представлений о гражданском обществе// На стороне подростка. - №3. –2000-2001.– С.22-24

[4] Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины ХХ века: автореф.дисс… канд пед. наук. – Кострома: КГУ, 2002.– С.8.

[5] Особенно это заметно, когда работаешь в «Артеке», «Орленке» или «Океане». И ты вроде тот же, и возраст у твоих подопечных такой же, и лагерь не особенно изменился, а приезжают ребята и - ничего похожего на предыдущий отряд.

[6] Здесь идея Н.Б. Крыловой, даже, по-моему, она на кого-то ссылается.

[7] Ю.С. Мануйлов когда - то написал целую кандидатскую диссертацию на тему, как, всем вместе оборудуя окружающую среду, временному детскому коллективу сделаться значительно более сплоченным.

[8] Эти картины мы сформулировали на основе замечательной книги «Технология группы» (авторы В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский), эту идею мы развивали в наших собственных публикациях:

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Куприянов Б. В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. –2005. – № 12.

Куприянов Б.В. Модели социального воспитания//Вожатый века: ежеквартальный общественно-педагогический журнал.–2004.– № 3(14), осень


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: