Изданiе второе

СЕМЬЯ

ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТIАНИНА.

СБОРНИКЪ ПРОПОВЕДЕЙ, РАЗМЫШЛЕНIЙ, РАЗСКАЗОВЪ И СТИХОТВОРЕНIЙ

ИЗДАНIЕ ВТОРОЕ.

ЗНАЧИТЕЛЬНО ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ.

СОСТАВИЛЪ

священникъ А. РОЖДЕСТВЕНСКIЙ.

Изданiе Александро-Невскаго Общества трезвости, что при Воскресенской церкви. Общества распространенiя религiозно-нравственнаго просвещенiя въ духе Православной церкви.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Паровая Типографiя Н. В. Гаевскаго. Васильевскiй Островъ. 5 лин., № 54.

1902.

Можно-ли спастись, живя въ

мiру?

Пастыри Церкви нередко слышатъ отъ васъ, благочестивые слушатели, такой ответъ: „где ужъ намъ спастись, батюшка! вотъ какъ бы мы жили въ монастыре или въ пустыни какой, — другое дело. А тутъ иной разъ и хочешь помолиться, хочешь подумать о грехахъ, да некогда: либо на поле зовутъ, либо домашнiя дела надо справлять. Далеки мы, грешные, отъ спасенiя!—Трудно намъ спастись въ мiре!"

А я вамъ говорю, благочестивые слушатели, что и вы такъ же близки ко спасенiю, какъ и те, которые живутъ въ монастыряхъ и пустыняхъ. И вамъ есть возможность пещись о душе своей, какъ и темъ, которые всю жизнь свою посвятили на служенiе одному Богу. Ведь не дела житейскiя губятъ насъ, а злая наша воля: не место и санъ спасаютъ насъ, а вера и добрыя дела. Конечно, въ мiре больше соблазновъ и препятствiй ко спасенiю, нежели въ монастыряхъ и пустыняхъ; но чемъ труднее борьба, темъ славнее победа; чемъ опаснее подвигъ, темъ блистательнее венцы. Не трудно быть постникомъ при недостатке пищи и питiя, но славно воздержаться отъ объяденiя и пьянства, когда въ обилiи предлагается яствiе и питiе. Не мудрено быть нестяжательнымъ тому, кто не обремененъ семействомъ; но удивительно видеть безсребрен-

2 МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ.

ника, когда у него есть жена и дети. Не мы, дети, первые въ мiре, не мы будемъ и последнiе. А между темъ сколько мiрянъ, подобно вамъ, часто совершенно неграмотныхъ, спаслись и блаженствуютъ тамъ—въ обителяхъ Отца небеснаго. Мужайтесь, боритесь, не поддавайтесь соблазнамъ и искушешямъ мiра, поступайте по заповедямъ Господнимъ и—спасетесь.

Одинъ городской житель въ разговоре съ преподобнымъ Нифонтомъ, представляя разныя неудобства ко спасенiю, сказалъ, подобно какъ вы говорите пастырямъ, что тому, кто хочетъ спасти душу свою, надобно уйти въ монастырь или пустынь и сделаться монахомъ, а въ мiре де никакъ нельзя спастись. „Чадо!" — ответствовалъ ему преподобный: „место не спасетъ человека и не погубитъ, одни дела спасаютъ или губятъ. Нетъ пользы ни отъ святаго места, ни отъ святаго сана тому, кто не исполняетъ заповедей Господнихъ.

Саулъ жилъ посреди великолепiя царскаго, и—погибъ; Давидъ жилъ посреди того же великолепiя, и — принялъ венецъ. Лотъ жилъ посреди беззаконныхъ Содомлянъ, и—спасся; Iуда находился въ лике Апостоловъ, и—наследовалъ геенну. Кто говоритъ, что нельзя спастись съ женою и детьми, тотъ льститъ своему неразумiю и порокамъ. Авраамъ имелъ жену и детей, триста восемьдесятъ рабовъ и рабынь, множество золота и сребра; однако же это не воспрепятствовало ему прiобресть имя друга Божiя. Сколько спаслось служителей церкви и пустыннолюбцевъ! Сколько вельможъ и воиновъ! Сколько ремесленниковъ и землевладельцевъ! Сколько посреди шумныхъ столицъ и безмолвныхъ весей! Съ другой стороны, въ техъ же самыхъ санахъ и сословiяхъ, въ техъ же местахъ и въ то же время безчисленное множество людей погибло. Отъ царей до рабовъ есть чада царствiя небеснаго, и отъ царей до рабовъ есть чада погибели. Сынъ церкви Христовой! Не уклоняйся умомъ и сердцемъ твоимъ къ соблазнамъ мiра: на всякомъ месте обретается спасенiе Бога нашего, и

МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ. 3

на всякомъ месте можно исполнить Его святую волю. Господь прiемлетъ въ свои объятiя праведную душу равно— и, съ престола, и отъ сохи, изъ алтаря и съ поля брани. Итакъ.—живетъ ли кто въ мiре? да не отчаявается. Согрешитъ ли? покаянiемъ можетъ опять приблизиться къ Богу. Каждый исполняй дела своего званiя, въ которомъ Богъ поставилъ тебя. Будь благочестивъ и человеколюбивъ, и — спасешься. Напротивъ того, хотя бы кто и удалился въ безмолвную пустыню, а злыхъ делъ и злой воли своей не броситъ, тотъ неминуемо погибнетъ".

II.

Одинъ святой старецъ, славный добродетелями и даромъ чудотворенiя, по гласу небесному предпринялъ дальнее путешествiе, чтобы найти и увидеть двухъ человекъ, которые больше его угодили Богу. Кто же эти примерные люди? Две молодыя женщины, супруги двухъ братьевъ. Чемъ оне заслужили такую благодать, что Самъ Богъ представилъ ихъ въ примеръ святому и знаменитому пустыннику? Послушайте: оне пятнадцать летъ жили вместе и въ это время ни одного досаднаго слова другъ другу не сказали; своимъ мужьямъ были помощницами и утешенiемъ ихъ жизни; детей воспитывали въ благочестiи; съ рабами поступали кротко и ласково; подругъ имели такихъ же добродетельныхъ, какъ сами; большую часть вре­мени проводили дома и любили заниматься хозяйствомъ. Итакъ, семейныя добродетели сделали ихъ столько любез­ными Богу... Отними у нихъ эти добродетели—тогда оне не только въ очахъ Божiихъ, но и въ глазахъ благоразумнаго человека не будутъ иметь никакихъ достоинствъ.

Много находится людей, знаменитыхъ въ исторiи церкви, которые своимъ примеромъ подтверждаютъ эту истину. Чемъ прославилась Сарра, Ревекка и Рахиль, какъ не домашними добродетелями? Iосифъ въ доме Iакова былъ нежный и покорный сынъ, въ доме Египетскаго вельможи усердный и благочестивый слуга, въ темнице

4МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ.

добродетельный товарищъ и мудрый советникъ и утешитель несчастныхъ: за это после сделался спасителемъ Египта и благодетелемъ своего рода. Любви достойная Руфь, пожертвовавъ своимъ покоемъ, чтобы успокоить старость своей свекрови, получила въ награду не только знаменитаго супруга, но и славу—быть праматерью Iисуса Христа. Не удивляйтесь столь великому благоволенiю Божiю къ домашнимъ добродетелямъ и отнюдь не почитайте ихъ маловажными. Въ этомъ тесномъ кругу начинается исполненiе закона; тутъ полагается основанiе, безъ котораго и зданiе общественныхъ добродетелей не можетъ быть прочнымъ, потому что, если человекъ не исполняетъ семейныхъ обязанностей, то есть, не уважаетъ спокойствiя и пользы техъ лицъ, которыя соединены съ нимъ узами крови или другими родственными связями, то можно ли ожидать, чтобы онъ захотелъ исполнять обязанности къ темъ, которыхъ называетъ, хотя весьма несправедливо, чужими?

Домашнее общество есть изображенiе въ маломъ виде общества государственнаго. Те же добродетели составляютъ благоденствiе и те же пороки ведутъ за собою несчастье того и другого. Научившись быть полезными членами семейства, вы, безъ сомненiя, будете полезными членами отечества. Добродетельный супругъ, отецъ, сынъ приносятъ и въ общество добродетели изъ своихъ домовъ, равно какъ зараженные домашними пороками и въ общество приносятъ ихъ съ собою. Словомъ—наука повелевать, повиноваться, беречь взаимное спокойствiе дома — есть начальное основанiе науки общественнаго поведенiя и, могу сказать, науки государственной. Поэтому и Апостолъ Павелъ, изображая, каковъ долженъ быть правитель церкви, предписываетъ ему иметь все домашнiя добродетели; онъ долженъ быть „непороченъ, одной жены мужъ, трезвъ, целомудренъ, благочиненъ, честенъ, страннолюбивъ, учителенъ, не пьяница, не убiйца, не сварливъ, не корысто-любивъ, но тихъ, миролюбивъ, не сребролюбивъ, хорошо

МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ. 5

управляющiй домомъ своимъ, детей содержащiй въ послу-шанiи со всякою честностью; ибо кто не умеетъ управлять собственнымъ домомъ, тотъ будетъ ли пещись о Церкви Божiей?" (1 Тим. 3, 2, 5). Что здесь сказано о служенiи Церкви, то же должно сказать о служенiи отечеству: потому что везде требуются добрыя дела, которыя Богъ принимаетъ за истинное служенiе Себе. „Где двое или трое собраны во имя Мое, говорить Самъ Iисусъ Христосъ, тамъ Я посреди нихъ (Мф. 18, 20)". Вотъ почему семейства и дома первыхъ христiанъ были истинныя церкви и храмы Господни.

Изъ указанныхъ священныхъ примеровъ и наставленiй выходитъ следующая истина: есть общая стезя, по которой Богъ ведетъ всехъ христiанъ къ Царству Небесному: это — жизнь христiанская. Но этой общей стези каждая душа можетъ достигнуть не иначе, какъ по своему пути частному или особенному, который открытъ ей въ первоначальныхъ обязанностяхъ. Эти обязанности начинаются въ семействе; возвышаясь, переходятъ въ общественныя состоянiя; наконецъ, достигая своей цели, образуютъ истиннаго христiанина, совершеннаго человека, плодоносную ветвь Христову.

Итакъ, если и въ этой жизни, и за пределами ея желаете иметь благополучiе, то будьте благочестивы, то есть, во славу Божiю исполняйте обязанности, какiя, сообразно вашему возрасту или званiю, Господь возложилъ на васъ въ домашнемъ обществе. Это благочестiе столько же для васъ нужно, какъ чистый воздухъ для вашего дыханiя. Дышите, живите, наслаждайтесь вашимъ благочестiемъ. Самъ Начальникъ и Совершитель нашего спасенiя руководить насъ къ этому Своимъ примеромъ. Онъ исполнилъ все домашнiя обязанности къ Iосифу и Пречистой Своей Матери и былъ въ повиновенiи у нихъ. Апостолы и ихъ преемники, научая вновь устрояемыя церкви вере, любви и надежде, постоянно напоминали имъ о семейныхъ добродетеляхъ. Дети слова Божiя, первые

6 МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ.

христiане, съ благоговенiемъ исполняя ихъ наставленiя, это благое иго и легкое бремя принимали на себя съ радостью, чрезъ что и сами сделались святыми наставниками своего потомства. Теперь богоневестныя ихъ души блаженствуютъ въ царствъ Небесномъ и радуются ангельскою радостью, когда видятъ въ мiре людей, изъ домашняго общества составляющихъ Церковь Христову.

Не думайте, что добродетели первыхъ христiанъ для васъ не возможны. Человекъ и ныне таковъ же, каковъ былъ прежде, равно какъ и законъ всегда одинъ и тотъ же: следовательно, если первымъ христiанамъ не трудно было исполнять его, то, безъ сомненiя, не трудно и для васъ. Наслаждаясь семейнымъ счастьемъ, вы можете сохранить его, не отказываясь отъ благопрiобретенныхъ именiй. Милосердый Богъ, зная слабость вашу, далъ вамъ такой законъ, какой сообразенъ съ вашими силами. Прилепитесь къ нему всемъ сердцемъ, и вы лучше и легче его — не найдете. Одинъ древнiй святой отецъ разсказываетъ, что въ его время жилъ въ Цареграде молодой человекъ, возрастомъ не более двадцати летъ, именемъ Георгiй, который не постился много, не проводилъ ночей въ молитвахъ, не спалъ на голой земле, не носилъ власяницы и никогда не удалялся отъ мiра. Онъ жилъ посреди городскаго шума, служилъ при царскомъ дворе, былъ управителемъ у одного вельможи; и, однако же, былъ столько любезенъ Богу, что въ одно время удостоился небеснаго виденiя, какого редко удостоиваются и строжайшiе пустынножители. Вы спросите: за что нашелъ онъ у Господа такую благодать? Единственно за то, что этотъ благословенный юноша съ великимъ попеченiемъ старался сохранить свою совесть въ такой чистоте, чтобы она ни въ чемъ не обличала его, и съ радостью исполнялъ все доброе, что она повелевала ему. Изъ этого видимъ, что ни юность, ни мiръ, ни служба государственная, ни обязанности семейныя не препятствуютъ намъ быть святыми, потому что они не препятствуютъ намъ исполнять запо-

М0ЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ. 7

веди Господни, если мы имеемъ къ тому расположенiе добродетелей! Напротивъ, горесть окружающихъ насъ не причиняетъ ли мучительное состоянiе и нашимъ сердцамъ?

Особенно странно то, что, представляя въ извиненiе слабости человеческiя, извиняются ими более въ домашнихъ, нежели въ другихъ безпорядкахъ: какъ будто труднее исполнять то, что ближе къ нашему сердцу! Признаемся лучше въ недостатке у насъ расположенiя къ благочестiю. Общественныя преступленiя наказываетъ законъ граждан­скiй, или безславiе и укоризны света; а семейныя — какъ сокрытыя отъ блюстителей закона и отъ глазъ света—по большей части представляются своей совести и суду Божiю. Строгости законовъ и укоризнъ света человекъ боится, а о совести и Боге редко и думаетъ. Не стыдъ ли это душе христiанской!

Но положимъ, что человекъ вообще слабъ; однако, благодать Божiя всегда готова ему на помощь, Ангелъ Хранитель руководитъ, поддерживаетъ и сохраняетъ всякаго, кто съ детскимъ повиновенiемъ слову Божiю идетъ вследъ Его угодниковъ, въ каждомъ возрасте, полу и состоянiи снискавшихъ спасенiе. Святые поставлены намъ въ образъ веры и благочестiя: подражайте имъ, такъ какъ отъ этого зависитъ ваше счастье въ настоящей жизни и блаженство въ будущемъ веке. Подражайте имъ небоязненно, потому что, чемъ больше имеете предъ собою спасительныхъ примеровъ, темъ легче можете успеть въ подвигахъ благочестiя. Въ этомъ уверяетъ васъ Апостолъ Павелъ, когда, исчисливъ ветхозаветныхъ праведниковъ, говоритъ: „посему и мы, имея вокругъ себя такое облако свидетелей, свергнемъ съ себя всякое бремя и запинающiй насъ грехъ, и съ терпенiемъ будемъ проходить пред­лежащее намъ поприще благочестивой жизни".

Семья.

Что такое семейный крестъ?

Былъ прекрасный майскiй день. Мы позавтракали и вышли въ садъ. Солнце светило ярко и обдавало жаромъ. Въ саду все зазеленело, все цвело и красовалось; порхали и щебетали въ саду Божьи птички. Дети стали бегать по дорожкамъ, весело резвились и играли. Я и гостья уселись въ тенистой беседке. Это время я считалъ удобнымъ для беседы съ Олимпiадой Петровной (женою капитана, моего хорошаго знакомаго) о ея, повидимому, горькомъ и отчаянномъ положенiи: а она, какъ я виделъ, была спокойна и благодушна.

— Угодно вамъ, почтеннейшая моя Олимпiада Петровна, обратился я къ гостье, побеседовать теперь о васъ, о вашей жизни, о вашемъ существованiи?

— Чтожъ-жъ, хорошо, отвечала она спокойно. Согласна. Будемте беседовать.

— Вы, моя дорогая гостья, насказали мне о себе и о своей жизни въ полку столько худого, мало того, столько мрачнаго, что я, не скрою, ужаснулся. Жалованья, получаемаго мужемъ, не достаетъ вамъ на самое необходимое; вы болезненны и лечиться не на что; вы ропщете на Бога, вы раздражены, озлоблены; вы не дорожите жизнiю, готовы даже, страшно и подумать, посягнуть на свою жизнь. Словомъ, жизнь ваша въ вашихъ словахъ представляется цепью однихъ мученiй, однихъ страданiй.

— Да, такъ оно и есть, спокойно сказала гостья; это и действительно цепь страданiй и мученiй, — цепь, которую я ежедневно тяну.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 9

— Ужели въ вашей жизни только одно горькое, одно мрачное и есть, ужели и просвету нисколько нетъ?

— Не знаю, не вижу.

— Такъ я скажу вамъ: если взглянуть на вашу жизнь со всехъ сторонъ, взглянуть трезво, здраво,—то въ ней окажутся и светлыя стороны, и светлыхъ сторонъ окажется у васъ больше чемъ черныхъ, мрачныхъ.

— Светлыя стороны? удивленно спросила Олимпiада Петровна, поднявъ голову и обративъ на меня глаза. У насъ, въ нашей жизни светлыя стороны! Вотъ интересно видеть.

— Да светлыя стороны, и повторяю: светлыхъ сторонъ больше, несравненно больше, чемъ мрачныхъ.

— Укажите хоть одну, хотела бы я знать. Узнаю, увижу, буду вамъ весьма благодарна.

Я помолчалъ немного.

— Кто вашъ мужъ? обратился я къ своей гостье.

— Какъ, кто мужъ? съ удивленiемъ спросила Олимпiада Петровна,—что это спрашиваете, ведь вы знаете?

— Знаю и все-таки спрашиваю: кто вашъ мужъ и какое его положенiе въ баталiоне?

— Капитанъ и ротный командиръ, отвечала она, видимо не понимая, къ чему такой вопросъ.

— Хорошо. Капитанъ и командиръ роты; значитъ, онъ служитъ хорошо?

— Да, служитъ хорошо.

— Имеетъ ордена?

— Имеетъ; имеетъ даже Владимiра,

— Вотъ какъ, отлично! Получаетъ, конечно, жалованье по чину капитана ротнаго, и пользуется всеми преимуществами, соединенными съ званiемъ капитана и ротнаго?

— Все это такъ: жалованье, хотя незначительное, получаетъ, есть и некоторыя преимущества.

— Дело и это. Здоровъ мужъ вашъ?

— Да, здоровъ. Онъ можетъ похвалиться здоровьемъ, ни разу онъ не былъ серьезно боленъ.

10 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

— Отлично. Обратите теперь вниманiе на это: мужъ капитанъ и ротный командиръ, служить теперь отлично, имеетъ ордена, получаетъ по чину капитана и ротнаго жалованье и пользуется отличнымъ здоровьемъ. Не светлая ли это сторона вашей жизни? Подумайте-ка и скажите искренно?

— Что же тутъ особеннаго? Все такъ служатъ.

— Нетъ, тутъ есть особенное, важное для васъ есть. Мужъ могъ не такъ счастливо служить, могъ не быть капитаномъ, не заведывать ротой, могъ быть болезненнымъ... Не правда ли?

— Ну, могъ, неохотно произнесла Олимпiада Петровна.

— Мужъ — основа, опора вашей жизни. Теперь онъ и прекрасно служитъ, и жалованье по своему чину получаетъ все, и здоровъ. Не светлая ли это въ самомъ деле сторона въ вашей жизни? Сознайтесь, что такъ.

— Пожалуй, светлая.

— Не говорите: пожалуй—светлая, а скажите прямо: да, это хорошая, светлая сторона. Согласны вы съ этимъ?

— Согласна, правда, утвердительно произнесла собеседница и кивнула головой.

— Ну, вотъ и слава Богу! нашлась одна светлая сторона въ вашей жизни.

Я остановился и не много помолчалъ, обдумывая, что еще хорошее въ жизни можно теперь указать.

— Сколько летъ вы замужемъ? обратился я къ моей собеседнице съ вопросомъ.

— Въ феврале будущаго года будетъ семь летъ, отвечала она.

— Видите, уже семь летъ будетъ, какъ вы замужемъ. И я знаю, что вы счастливы въ семейной жизни. Мужъ васъ любитъ, вы мужа также; между вами взаимное уваженiе, взаимное доверiе, у васъ въ семье царствуетъ полное согласiе, советъ да любовь. Правда это?

— Правда, правда, произнесла гостья съ какимъ-то оживленiемъ. О, мой милый мужъ редкiй человекъ! Онъ

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 11

меня любитъ, и я его; мы вполне доверяемъ другъ другу, между нами действительно советъ, да ладъ, какъ говорится. Съ мужемъ я куда угодно, хоть на край света!

— Вотъ и еще светлая сторона вашей жизни.
Не такъ ли?

— Да, и я скажу, что это светлая сторона моей жизни. Кабы не мужъ редкихъ достоинствъ, прекрасный человекъ, жить бы нельзя, и я не знаю, что со мной сталось бы; мужъ призываетъ меня къ жизни, располагаетъ дорожить жизнiю. Хоть я и высказала грешную мысль — мысль отчаянiя; но это потому, что подъ-часъ тяжело, слишкомъ тяжело бываетъ. Думаю, однако, что мысль о муже не допустила бы исполнить эту отчаянную мысль.

— Видите, какъ хорошо вамъ, что мужъ у васъ такой отличный человекъ. Какая въ самомъ деле светлая сторона! можно сказать — даже завидная! Радуюсь, радуюсь этому.

— Да, мужъ мой редкiй, редкiй!.. И не удивительно, что мы такъ дружно живемъ: мы два года были знакомы до свадьбы, вели между собой задушевную переписку, коротко узнали другъ друга и оценили. А какая эта переписка интересная! Въ ней все такъ душевно, такъ сердечно!

Взглянулъ я мелькомъ на собеседницу. Отъ воспоминанiя, должно быть, о муже, отъ сознанiя, что мужъ такой хорошiй, такой редкiй мужъ и человекъ, на лице ея выражалось внутреннее довольство и благодушiе. Съ любовiю матери она поглядела на детей, игравшихъ подле нея около беседки на песке.

„Добрый знакъ, думаю себе, есть надежда совсемъ образумить и успокоить раздраженную и озлобленную".

— А дети ваши? заговорилъ я снова.

— Ну, о детяхъ не говорите, перебила меня собеседница: измучили они меня. Роды были каждый разъ ужасно тяжелы и трудны. Мальчикомъ я мучилась три дня, была уже безъ памяти, безъ сознанiя.

12ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

— И, однако, Господь помиловалъ: и вы остались живы, и дети.

— Осталась жива, да; но потомъ, какое мученiе растить ребенка! Кормилицы не на что было взять. Я сама
должна была кормить каждаго ребенка. Уходъ за ребенкомъ, чего стоитъ! На няньку нельзя положиться; сама я
должна была постоянно смотреть за ребенкомъ — тутъ, и
не доспишь, и не доешь. Въ это-то горячее, трудное время
я бывала нередко сама больна, — новое мученiе.

— Было все это, верю, было, и, однако, по милости Божiей, вы все выдержали, все вынесли, и сами, думаю, любуетесь на своихъ детокъ, радуетесь на нихъ, утешаетесь ими. Смотрите, смотрите, вонъ они бегаютъ, какiя здоровенькiя, краснощекенькiя.

— Теперь это такъ: дети, слава Богу, здоровы, спятъ и едятъ хорошо, играютъ и резвятся еще лучше. Теперь, правда, я утешаюсь, глядя на нихъ: они меня радуютъ.

— Да я о настоящемъ времени и говорю. И такъ, дорогая моя собеседница, вотъ вамъ и еще светлая сторона вашей жизни: милые резвуны — дети ваши. Правду я говорю? Они—ваша радость, ваше утешенiе, не светлую ли сторону составляютъ въ вашей семье?

— Можетъ быть это и такъ, какъ вы говорите.—Не можетъ быть, а действительно, безъ сомненiя такъ; мы ведь съ вами верующiе!

Произошло небольшое молчанiе. Собеседница моя за­думалась, какъ видно было по ея лицу.

— И такъ, дорогая моя собеседница, видите теперь, что у васъ лично есть светлыя стороны—въ томъ именно, что вы мать и имеете детей, въ нихъ ваше счастiе.

— Да, хорошо счастiе!... Подумайте, чего мне оно стоило! Здоровье мое разстроилось, видите, какая я стала.

— Действительно, противъ прежняго вы много изме­нились; вы не та, какою я васъ виделъ два года тому назадъ. Но это естественно. Въ болезняхъ будешь рождать детей. Это законъ жизни женщины. Давая жизнь новому

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 13

существу, мать и въ перiодъ беременности и во время родовъ мучится и страдаетъ; при родахъ муки бываютъ иногда смертныя. Присоедините къ этому уходъ за ребенкомъ; онъ—слабенькое существо; уходъ за нимъ долженъ быть самый тщательный; глазъ матери, можно сказать, ежечасно долженъ быть обращенъ на него. Сколько же тутъ требуется отъ матери труда, заботъ и попеченiй! Тутъ и безсонныя ночи, и постоянное сиденiе дома: мать должна постоянно отрываться отъ необходимыхъ делъ и занятiй; часто ей и поесть крикунъ не дастъ.

— Такъ, такъ, прибавила моя собеседница, это верно: не дастъ, не дастъ.

— И такъ нечего удивляться, если женщина, сделавшись матерью, изменяется въ самомъ здоровье, если она слабеетъ, подвергается темъ или другимъ болезнямъ. Не удивляюсь и вамъ, Олимпiада Петровна, не удивляюсь, что и вы переменились, что и ваше здоровье разстроено. Но одне ли болезни и скорби соединены съ рожденiемъ детей и уходомъ за ними? Вспомните слова Спасителя: «женщина, когда раждаетъ, терпитъ скорбь; потому что пришелъ часъ ея; но когда родитъ младенца, уже не помнитъ скорби отъ радости, потому что родился человекъ въ мiръ". (Iоан. 16, 21).

Такъ сказалъ Самъ Спаситель. Настрадавшись, на­терпевшись болезней и мукъ во время родовъ, женщина радуется несказанною радостiю, когда явится на светъ новое существо—плодъ ея чрева, забываетъ всё, что она вытерпела и перенесла; почему? Родился человекъ въ мiръ, вотъ почему. Родился человекъ въ мiръ: великiя слова! Вникните въ нихъ, углубитесь въ ихъ смыслъ. Въ младенце, вышедшемъ изъ утробы матери, является на светъ человекъ.

Человекъ! Представляете ли, сознаете ли ясно величiе и высоту человека? О, какъ великъ, какъ высокъ онъ среди другихъ существъ въ мiре! Человекъ,—это существо необычайное и удивительное. Онъ изъ двухъ, совершенно

14 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

противоположныхъ природъ; въ немъ — духъ и матерiя; эти противоположности соединены въ немъ въ чудное единство; тело его изъ земли, духъ же отъ Бога, есть дыханiе Божiе; по этой стороне своего бытiя человекъ — существо богоподобное. Его разумъ, свободная воля, чувство добра и стремленiе къ добру, его безсмертiе, по которому онъ будетъ жить вечно, все это божественныя свойства. Изъ всехъ земныхъ существъ человекъ одинъ обладаетъ даромъ слова, членораздельною речью. Онъ способенъ къ безконечному развитiю и усовершенствованiю въ знанiи, мудрости и добре. Онъ по самому сотворенiю призывается къ общенiю съ высочайшимъ Существомъ, Источникомъ жизни, света и добра, къ общенiю съ ангелами и святыми, и отсюда къ высочайшему блаженству, къ наслажденiю благами, „яже око не виде, и ухо не слыша", благами, которыя и на сердце человека не приходили, которыхъ онъ и вообразить и представить не можетъ. Человекъ Богу такъ любезенъ, такъ дорогъ, что для спасенiя его отъ нравственнаго зла, съ паденiемъ прародителей нашихъ, проникшаго въ его духовную природу, испортившаго ее и растлившаго, сходилъ на землю Самъ Сынъ Божiй и спасъ его; въ христiанстве находится богодарованныя, благодатныя средства, при помощи которыхъ человекъ можетъ очистить душу отъ греховъ, утвердиться и укрепиться въ добре; еще здесь, на земле, онъ входитъ въ живое общенiе съ Богомъ, душа его становится обителью Трiипостаснаго Божества, храмомъ Духа Святаго, а по разлученiи съ теломъ, возносится на небо, вступаетъ въ горнiй мiръ, въ блаженное жилище светоносныхъ духовъ, где и будетъ вечно наслаждаться неиз­реченною радостiю и веселiемъ. Вотъ что такое человекъ!

— Такъ ли я говорю? Да, конечно, это сами хорошо знаете.

— Знать-то знаю, отвечала моя собеседница съ оттенкомъ печали въ словахъ; да въ суете нашей и хлопотахъ объ этомъ никогда и не думается. Где ужъ намъ?

— Такъ вотъ какое существо въ младенце, являю-

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 15

щемся изъ утробы матерней на светъ Божiй, —въ этомъ слабенькомъ, безпомощномъ младенце! Понятны после этого слова Спасителя, что женщина забываетъ скорби и болезни, когда увидитъ своими глазами плодъ своего чрева: радость матери действительно безмерна: человекъ ведь родился! Человекъ — не животное земное, на время являющееся существо, а существо богоподобное, вечное!

— Да, правда это, правда, произнесла Олимпiада Петровна.

— Человекъ родился въ мiръ. — Обратите вниманiе на слова: въ мiръ. Въ нихъ также свой глубокiй смыслъ. Явился новый человекъ въ мiръ; онъ вступилъ въ человеческую семью; значитъ, человекомъ стало больше на свете, новымъ членомъ увеличился родъ человеческiй. Далее, мiръ чей? Божiй; въ мiре—Самъ Богъ; въ мiре царство Божiе; — мы, люди и по духовной своей природе и по искупленiю призваны въ это царство. Значитъ, человекъ, явившись на светъ, чтобы жить, чувствовать сладость бытiя, развиваться и усовершаться по всемъ сторонамъ своей духовно-телесной природы и главнымъ образомъ по стороне духовной, явился вместе съ темъ и для людей, и для Бога. Для людей: онъ будетъ полезнымъ членомъ общества, когда выростетъ и когда будетъ иметь то или другое занятiе. Тутъ, вы знаете, каждый, чемъ бы ни былъ, чтобы ни делалъ, занималъ бы хоть самое последнее место слуги, поденьщика, — необходимъ, приноситъ обществу свою долю пользы. Новый человекъ явился на светъ и для Бога, и это главное; чрезъ дверь крещенiя онъ вступилъ въ царство Божiе, въ церковь Христову, соделается участникомъ въ христiанскихъ таинствахъ и благодатныхъ дарахъ, наследникомъ обетованiй жизни вечной, и въ своей жизни, въ своихъ делахъ будетъ отражать совершенства Творца, проявлять славу Отца небеснаго. Вотъ что, моя почтеннейшая собеседница! И смотрите: мы входимъ ежедневно въ сношенiя съ другими и пользуемся ихъ услугами по разнымъ деламъ, въ раз-

16 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

ныхъ случаяхъ и обстоятельствахъ нашей жизни: физическая работа, советъ, участiе въ нашихъ радостяхъ и скорбяхъ, слово утешенiя—вотъ что мы получаемъ отъ нихъ. И какiе есть хорошiе люди! Честные, благонастроенные, со­чувствующiе, готовые къ услугамъ. Они Божiи: хорошiе христiане, усердные къ молитве, посещаютъ въ праздники храмъ Божiй, отъ трудовъ своихъ уделяютъ по силе ну­ждающимся. И нужно сказать по правде: на свете больше хорошихъ людей, чемъ худыхъ, а для меня лично и все хорошiе люди. Будь только самъ хорошъ, хорошо будетъ и отъ людей. Скажу вамъ изъ своей жизни. Росъ и жилъ я въ детстве въ деревне, среди простого народа, жилъ потомъ въ городахъ, жилъ въ столице, живу и теперь въ городе; приходилось потому встречаться и входить въ сношенiе съ людьми разныхъ слоевъ, разнаго званiя и состоянiя, и что же? Всюду и отъ всехъ встречалъ одно доброе слово, одно сердечное участiе, одну готовность къ услуге, а при невозможности услужить — извиненiе и совестливость. Такъ есть, есть хорошiе люди на свете! Вотъ, что значитъ — человекъ родился въ мiръ! Счастливы, о какъ счастливы родители, коихъ благословилъ Богъ чадами и помогъ выростить ихъ и воспитать. Мысль о детяхъ, теперь уже взрослыхъ, вступившихъ на поприще общественной деятельности, сознанiе, что мой сынъ, моя дочь работаютъ, трудятся, заслужили хорошее мненiе общества, пользуются уваженiемъ,—эта мысль, это сознанiе наполняютъ душу родителей несказанною радостiю. Радуется и утешается особенно мать. И знаете ли, какiя подъ-часъ у меня являются мысли, когда иду, напримеръ, по улице, захожу въ лавку, вижу плотника, съ топоромъ за поясомъ идущаго на работу или съ работы, водоноску, которая, переваливаясь со стороны на сторону, несетъ съ реки на плечахъ коромысло съ двумя ведрами воды. Знаете ли, говорю, о чемъ мои тутъ мысли и думы? Это все люди, братья мои, думается мне, хорошiе они: работаютъ, трудятся; у каждаго свое дело; люди честные, благонамерен-

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 17

ные, благонастроенные; хорошiе, хорошiе! Господь съ вами. Радуются верно на васъ родители ваши, если живы; радуется, конечно, мать, напутствуя васъ утромъ на дело своимъ материнскимъ благословенiемъ и благожеланiемъ и встречая потомъ на пороге дома васъ возвращающагося съ работы, съ занятiя, радостнымъ, сердечнымъ приветомъ, лаской материнской любви. Нетъ родителей въ живыхъ, оставили они васъ маленькими, не дождались видеть васъ взрослыми: такъ оттуда, изъ другого мiра съ небесной выси, глядятъ они на васъ, глядятъ, радуются и благословляютъ васъ. „Вы—наши чада кровныя, плоды нашей супружеской любви, нашихъ сердечныхъ молитвъ и благословенiя Божiя. Живите съ Богомъ, работайте, трудитесь, любите Бога, любите ближнихъ; помогайте имъ словомъ и деломъ. Господь съ вами!" Да и не одни родители почившiе глядятъ на васъ и васъ благословляютъ; радуются и благословляютъ васъ и деды, и прадеды ваши, ваши бабки и праматери!—Вотъ что мне думается порой, когда нахожусь среди людей. При взгляде на человека благонамереннаго, честно и добросовестно относящагося къ своимъ обязанностями мысль невольно переносится къ его родителямъ; невольно возстаетъ въ душе образъ его матери: ея болезни во время беременности и родовъ, ея труды и заботы при воспитанiи ребенка вознаграждены; ея материнскiя молитвы, материнское благословенiе—явились действенными; сынъ, уже взрослый, своею жизнiю, своимъ добрымъ поведенiемъ утешаетъ ее, радуетъ; она глядитъ—не наглядится на него. Да, счастливы родители, счастлива особенно мать! Мы и говоримъ обыкновенно: „у него мать, должно быть, хорошая женщина"; или: „вотъ счастливица мать, какiя у ней славныя дети! Вотъ-то она теперь на нихъ радуется и утешается!"

— Позвольте, позвольте, прервала меня моя собесед­ница, какъ же это? Ведь не у всехъ родителей дети выходятъ хорошiя. Встречаются худые сыновья и худыя дочери; сыновья гуляки, моты, картежники, распутные;

18 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

дочери, выданныя замужъ, неуживчивыя въ семье, тяготятся семьей, легкаго поведенiя…., тутъ какъ?

— Бываютъ, бываютъ такiе сыновья и дочери; надо сознаться: бываютъ непутевыя дочери, пропащiе сыновья. Ну, и что же? Не навсегда они остаются такими людьми худыми, какъ показываютъ это безчисленные примеры. Изменяющiяся обстоятельства жизни, жестокiе удары судьбы, болезни, пробудившаяся совесть— все это благотворно действуетъ на худыхъ людей: они приходятъ въ сознанiе, вразумляются, сами видятъ свое постыдное поведенiе, сами тяготятся своимъ состоянiемъ и—изменяютъ къ лучшему образъ жизни и поведенiя, исправляются.

Тутъ много значитъ влiянiе матери, если она находится въ живыхъ. Скорбитъ душой, болеетъ сердцемъ мать, когда ея сынъ худо себя ведетъ, грубъ, непочтителенъ; но она не бросаетъ свое детище, а старается образумить его и возвратить на путь добра; укоръ и обличенiе, материнская любовь и сердечное участiе, возбужденiе въ немъ чувства стыда и чести, напоминанiе о скорби родителей, особенно молитва,—все она употребляетъ, чтобы подействовать на сына или дочь; и часто случается, успеваетъ въ своихъ старанiяхъ: сынъ или дочь переменяются и начинаютъ вести лучшiй образъ жизни. Нетъ матери въ живыхъ: возстаетъ въ душе заблудшаго сына глубоко напечатленный въ ней образъ матери. Вотъ она, мать кроткая, любящая, нежная, печально на него смотритъ, и слышится ему въ глубине его существа: сынъ мой, что ты делаешь? до чего ты дошелъ; пробудись, образумься. Побойся Бога, побойся добрыхъ людей. Не увеличивай, не растравляй еще более ранъ моего сердца. Сынъ мой, сынъ мой! Слышится ему въ душе не одинъ разъ, пробуждается въ немъ совесть, начинаетъ его укорять: онъ чувствуетъ стыдъ; является въ немъ чувство раскаянiя и сожаленiя о томъ, что имъ допущено; вотъ явилась и решимость вести образъ жизни, какой ведутъ все хорошiе люди, и сынъ сталъ прежнимъ добропорядочнымъ челове-

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 19

комъ. Вотъ, Олимпiада Петровна, еще отличительная черта матери, — черта, которая съ своей стороны увеличиваетъ счастiе женщины-матери: мать является ангеломъ хранителемъ своихъ детей и при жизни, и по смерти. Не правда ли, черта яркая, утешительная для матери, благо­детельная для детей?

— Да, правда, если только любовь къ матери у детей
глубокая.

— Что вы? какой сынъ, какая дочь не любитъ своей родной матери искренно, сердечно, глубоко?

Произошло непродолжительное молчанiе, я взглянулъ на собеседницу, и на лице ея заметилъ выраженiе усталости.

— Ну, дорогая моя собеседница, кажется, вы устали, я ведь наговорилъ вамъ столько! Не оставить ли намъ нашей беседы на вечеръ? О светлыхъ сторонахъ вашей жизни ведь не все мной высказано, что я находилъ бы нужнымъ. Что вы на это скажите? Мы между темъ пообедаемъ, подкрепимся и отдохнемъ, а вечеромъ опять здесь же въ саду, въ этой беседке и докончимъ сегодняшнюю беседу.

— Да, пожалуй, ваша правда; я таки и устала. О серьезныхъ матерiяхъ мне не приходилось разсуждать; я все слушала и старалась напрягать вниманiе. Хорошо, отложимъ беседу до вечера.

Мы пообедали и отдохнули. Часовъ около 6-ти вышли въ садъ; вечеръ былъ превосходный. Уселись мы опять въ беседке.

— Ну, почтеннейшая моя гостья и собеседница, обратился я къ Олимпiаде Петровне; продолжимте нашу беседу. Въ этотъ разъ беседа будетъ непродолжительна.

— Хорошо, съ удовольствiемъ, сказала Олимпiада Петровна. Она была въ хорошемъ расположенiи духа.

— Мы говорили до сихъ поръ о обыкновенныхъ людяхъ. Теперь подниму взоръ вашъ выше. Вы знаете, что

20 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

среди людей являются по временамъ великiе деятели, из­бранники Божiи: ихъ посылаетъ Самъ Господь во благо человечества, для исполненiя Своихъ божественныхъ пред­начертанiй и плановъ, для прославленiя Своего Св. имени. Это — отцы и учители церкви, столпы св. веры, — под­вижники добродетели, въ плоти жившiе подобно безплотнымъ, — мудрые законодатели, — славные полководцы, — великiе мыслители и ученые,—благодетели человечества, защитники угнетенныхъ и обиженныхъ, утешители страждущихъ. Сойдетъ великiй деятель съ земного поприща, исторiя записываетъ имя и дела его на своихъ скрижаляхъ; потомки въ честь и память его воздвигаютъ величественные памятники. Отойдетъ въ другой мiръ славный деятель на поприще служенiя св. вере, мужъ, высокими подвигами любви, самоотверженiя, оказавшiй церкви Хри­стовой необыкновенныя услуги, просiявшiй нравственною чистотой и святостiю: церковь вносить его въ ликъ святыхъ, чтитъ память его, торжественно празднуя день кончины его и прославляя Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ. Счастливы родители, отъ коихъ происходятъ такiе великiе и благословенные плоды! Блаженна особенно мать, носившая благословенный плодъ во чреве своемъ, своими сосцами его питавшая, слезами заботъ и скорбей выростившая,—плодъ, сделавшiйся украшенiемъ человечества, славой св. церкви, о, какъ она блаженна! И ея имя остается въ исторiи, и ея память—становится священною для потомства. Были матери, которыя еще при своей жизни имели счастiе видеть сына своего прославившимся, на верху чести и всеобщаго уваженiя; при кончине ихъ славный сынъ, случалось, закрывалъ имъ глаза. Не буду представлять вамъ примеровъ; думаю, что некоторыхъ счастливицъ матерей вы знаете.

— Знаю, знаю несколько такихъ матерей, какъ-то восторженно произнесла собеседница,—какiя это счастливицы действительно! Изъ книгъ я любила и до сихъ поръ люблю читать книги и статьи, въ которыхъ говорится о

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 21

великихъ людяхъ, о выдающихся деятеляхъ. Тутъ меня всегда интересовали родители великаго лица, — кто они были и какiе были; особенно хотелось знать подробности о матери. И такъ я довольна бывала, когда находила достаточныя сведенiя о матери замечательнаго человека!

— Такъ, такъ, Олимпiада Петровна, мать — великое дело въ жизни.

— Да, но это матери великихъ людей.

— А почему вы знаете, что изъ вашихъ детей не выйдетъ замечательнаго общественнаго деятеля? Будущее отъ насъ скрыто. Чемъ вашимъ детямъ суждено быть въ жизни, это знаетъ одинъ всеведующiй Господь; будутъ ли они великими деятелями въ обществе, или только обыкновенными, это находится во власти и воле верховнаго Распорядителя нашей жизни и премудраго Раздаятеля дарованiй. Но если ваши дети, приготовленныя вами къ жизни, выйдутъ и обыкновенными, но честными и усердными деятелями въ жизни,—и того довольно, и это уже будетъ для васъ радость и счастiе. Счастiе и радость въ сознанiи, что эти хорошiе члены общества, эти полезные деятели — ваши, кровныя ваши дети, можетъ быть вамъ уже приходилось, а не приходилось, такъ придется встретить матерей, у которыхъ дети уже взрослыя: не нарадуются оне на сына или дочь, не налюбуются на нихъ, глядятъ — не наглядятся. Болезни и страданiя беременности и родовъ, заботы и скорби при воспитанiи детей, все, все забыто. Одно у нихъ на душе, одно въ сердцъ и на мысли: это мой сынъ, это моя дочь! Счастье такое и васъ ожидаетъ, почтеннейшая мать, и вы это счастье испытаете, если, Богъ дастъ, доживете до этого вожделеннаго для отца и матери времени.

— Не знаю, доживу ли, какъ-то грустно сказала Олимпiада Петровна.

— Положимся на волю Божiю. Что Господь дастъ, то и хорошо.

22 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

Я остановился и замолчалъ. Высказано было все, что я находилъ нужнымъ высказать о светлыхъ сторонахъ жизни моей собеседницы. Я решилъ кончить беседу.

— Ну, дорогая моя собеседница, пора кончить нашу беседу. Думается мне, высказано съ моей стороны все, что я считалъ нужнымъ высказать; не знаю только, нашли ли мои мысли доступъ къ вашему уму и сердцу, произвели ли благотворное действiе на васъ, убедили ли васъ, чего я отъ души желалъ, начиная съ вами беседу. Сведемъ теперь въ одно главныя мысли, посмотримъ на сущность нашей, сегодняшней беседы. Что же въ сумме, въ итоге — светлое и утешительное для васъ? Мужъ вашъ отлично служитъ: онъ уже капитанъ и ротный, и чрезъ полтора года будетъ подполковникомъ; онъ пользуется отличнымъ здоровьемъ; въ семейной жизни вы счастливы, какъ нельзя лучше; дети ваши здоровы, ростутъ и утешаютъ васъ; вы, наконецъ, счастливая мать. Вотъ выдающаяся стороны вашей жизни. Скажите по правде, по совести, положа руку на сердце: не светлыя ли это стороны? не радостныя ли? не утешительныя ли?

— Да, вижу и я, вижу ясно, что эти стороны моей жизни, какъ вы мне ихъ раскрыли, должна и я признать сторонами моей жизни хорошими, светлыми.

— Вотъ видите, что у васъ въ вашей жизни? Не должны ли же вы за нихъ, за эти хорошiя, светлыя стороны своей жизни благодарить Господа Бога? Не должны ли всей душой, всемъ сердцемъ и устами благословлять Всевышняго, устроившаго такъ хорошо вашу семейную жизнь, пославшаго вамъ такого редкаго мужа, давшаго вамъ счастiе быть матерью, благословившаго васъ детьми? А вы? Вы жалуетесь на свою судьбу, ропщете, вы забыли Господа, говорите: „перестала и молиться!" Что это вы? Какъ вамъ не грешно, какъ не совестно? Кайтесь, кайтесь предъ Богомъ, просите прощенiя у милосерднаго Отца нашего небеснаго,—и принимайтесь за благодарную молитву.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 23

При последнихъ словахъ улыбнулась, было, моя со­беседница, да тотчасъ же спохватилась, сделалась задумчива: несколько минутъ она сидела молча.

— Да, ваша правда, произнесла собеседница моя тономъ, въ которомъ слышались и сожалнiе, и раскаянiе, и досада. Я въ самомъ деле нечувствительна и неблагодарна предъ Богомъ. Хорошiя стороны моей жизни мне и не приходили въ голову, о нихъ я вовсе не думала. Устроилась счастливо моя жизнь: — что-жъ тутъ такого особеннаго? Встретился человекъ, которому я понравилась, нашелъ должно быть во мне черты, подходящая подъ его идеалъ жены; между нами съ первыхъ же минутъ знакомства образовалась симпатiя другъ къ другу, привязанность, после открылась любовь; ну, онъ и женился на мне, и стали мы жить въ любви и согласiи. Появленiе детей еще более укрепило нашу супружескую любовь. Съ этой стороны я счастливейшая поистине и действительно!

— А кто устроилъ такъ хорошо вашу жизнь? Конечно и вы, трезво глядя на вещи, здраво обсуждая обстоятельства своей жизни, скажете, что не люди тутъ действовали, не судьба, которой нетъ, помогла, или еще проще, не само собой такъ вышло, нетъ: Всевышнiй Господь—вотъ въ Комъ причина и источникъ вашего благословеннаго супружества, вашей счастливой семейной жизни! — Теперь кончимте нашу беседу. Нашлись и есть действительно въ вашей жизни хорошiя, светлыя стороны, и стороны вашей жизни главныя, основныя; и вы ихъ увидели и сами признали сторонами действительно светлыми. Мне это прiятно, утешительно. Благодарю васъ за то, что вы терпеливо слушали мою, можетъ быть и не совсемъ искусную, не вполне разсудительную речь.

Что вы, что вы! Я съ истиннымъ удовольствiемъ слушала васъ, съ полнымъ интересомъ: ведь речь эта близка мне, меня касалась; къ моей пользе, къ моему благу все было направлено. Благодарю васъ.

24 СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ.

Семейная жизнь.

(Беседы пастыря).

I.

Въ настоящiй день обращаю слово мое къ вамъ, христiанскiе супруги, мужи и жены, отцы и матери семействъ, и намеренъ побеседовать съ вами о вашихъ обязанностяхъ.

Чтобы лучше объяснить вамъ эти важныя и священныя обязанности, я скажу вамъ сперва о самомъ начале и назначенiи семейной жизни. И такъ, откуда ведетъ свое начало семейная жизнь? Союзъ супружескiй, союзъ мужа съ женою, а отсюда — и семейная жизнь, установлены и освящены самимъ Господомъ Богомъ еще въ раю. „И сотвори Богъ человека, сказано въ слове Божiемъ, по образу Божiю сотвори его, мужа и жену сотвори ихъ: и благослови ихъ Богъ, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю" (Быт. 1, 27, 28). Когда пришелъ на землю Сынъ Божiй, Господь нашъ Iисусъ Христосъ, то и Онъ подтвердилъ законъ супружества, повторивъ слова, которыя также сказалъ Богъ въ раю, когда создалъ жену первому человеку и установлялъ законъ супружества: „оставитъ человекъ отца своего и матерь, и прилепится къ жене своей, и будутъ двое —одна плоть". Чтобы дать людямъ понять, какъ достоинъ почтенiя союзъ брачный, Онъ самъ благоволилъ быть съ пречистою Матерiю своею и учениками на браке въ Кане галилейской, какъ то читается, если помните, въ св. евангелiи при венчанiи. Но будучи установленъ Богомъ еще въ раю, подтвержденный Христомъ Спасителемъ, брачный союзъ получилъ въ Христовой церкви еще особенное, высшее освященiе, какъ то объяснили св. апостолы и ученики Христовы. Такъ св. Павелъ, повторивъ слова Спасителя о брачномъ союзе, что въ немъ двое — мужъ и жена—будутъ одна плоть, прибавляетъ: тайна сiя велика: я говорю по отношенiю ко Христу и къ церкви. Заметьте, братiе: тайна сiя велика! учитъ слово Божiе.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. 25

Вотъ почему бракъ и почитается таинствомъ въ ряду семи св. таинствъ, установленныхъ въ церкви по преданiю апостоловъ, которыхъ училъ Господь, просвещалъ Духъ Святый. Но какая это тайна, во имя которой освящается су­пружескiй союзъ въ таинстве брака? Припомните слова апостола: тайна сiявелика: я говорю по отношенiю ко Христу и церкви. Между Христомъ и церковiю, т. е. верующими, есть таинственный, теснейшiй союзъ, по кото­рому церковь называется теломъ Христовымъ, а Христосъ главою этого тела. Потому-то церковь должна жить одною жизнiю со Христомъ, Который и пребываетъ съ нею не­разлучно, просвещаетъ Своимъ ученiемъ, согреваетъ и освящаетъ Своею благодатiю, управляетъ духомъ Своимъ. И кто изъ членовъ церкви или верующихъ прилепится къ Гос­поду, живущему въ церкви своей, тотъ есть единъ духъ съ Господомъ. Такой теснейшiй и таинственный союзъ Господа съ церковiю и всякою христiанскою душою основанъ на любви, по которой Господь кровiю Своею прiобрелъ Себе церковь, т. е. верующихъ въ Него, чтобы, очистивъ, просветивъ, освятивъ ихъ, соединить съ Собою въ вечной, всеблаженной жизни на небе. Вотъ почему Онъ называется небеснымъ женихомъ, а церковь и всякая христiанская душа—невестою Его. Въ знаменiе, во образъ такого-то таинственнаго союза Христа съ церковiю и освящается супружескiй союзъ въ таинстве брака!

Изъ этого можете, братiе, видеть, какое высокое значенiе, достоинство, святость дается въ христiанстве брачному союзу.

То союзъ не только — внешнiй, телесный, но прежде всего—духовный: союзъ двухъ сердецъ, душъ, составившихъ какъ бы одну душу, одну жизнь, одно существо. И вотъ что значатъ слова: будутъ двое — одна плоть, т. е., какъ одно существо, какъ бы одно лице. Для чего такой союзъ? Для того, чтобы чрезъ такое соединенiе двухъ душъ, двухъ жизней въ одну жизнь, общая эта жизнь была полнее, богаче, лучше, чтобы то, что есть лучшаго въ муже, со-

26 семейная жизнь.

общалось жене, а что—лучшаго въ жене усвоялось мужу, словомъ, чтобы, живя въ тесномъ и неразрывномъ союзе, супруги темъ успешнее трудились для своего усовершенiя духовнаго, счастiя на земле и спасенiя на небе. Этому-то учитъ и слово Божiе, когда говоритъ, что мужъ можетъ святиться, спасаться чрезъ жену, а жена — чрезъ мужа. Вотъ—та высокая цель, которая прежде всего освящается для супружескаго союза въ таинстве брака! Вместе съ темъ освящается и другая цель этого союза — благословенное рожденiе и христiанское воспитанiе детей для умноженiя царства Божiя, т. е. общества верующихъ во Христа и спасающихся чрезъ Него.

Теперь, если вы поняли, братiе, высокое и священное значенiе супружескаго союза, то вамъ уже не трудно уразуметь и важныя обязанности христiанскихъ супруговъ. Первая обязанность это — взаимная любовь. Она должна быть самымъ началомъ, основой супружескаго союза. Изъ нея должно выходить и свободное согласiе жениха и невесты на вступленiе въ этотъ союзъ. Объ этомъ согласiи и спрашиваетъ церковь при венчанiи. Вотъ почему не хорошо делаютъ те родители, которые, иногда устраиваютъ женитьбы своихъ детей противъ ихъ воли, даже безъ спросу у нихъ. „Поживется — слюбится", — говорятъ при этомъ. Бываетъ и такъ, но очень не редко бываетъ и наоборотъ. Но служа основою согласiя на супружество, любовь еще крепче должна быть въ самой уже супружеской жизни. Съ летами она должна не слабеть, а рости, крепнуть, постоянно одушевлять супруговъ, ихъ взаимный союзъ, подобно тому, какъ любовь составляетъ основу союза Христа съ церковiю!

Св. ап. Павелъ такъ учитъ объ этомъ: „Мужья, говоритъ онъ, любите своихъ женъ, какъ и Христосъ возлюбилъ церковь, и Самого Себя предалъ за нее. Мужья должны любить своихъ женъ такъ, какъ свои тела: любящiй свою жену любитъ себя самого".

семейная жизнь. 27

Вотъ такою должна быть любовь мужа къ жене и такова же должна быть и любовь жены къ мужу, такъ чтобы они двое были, какъ одна плоть, одна душа, одно тело, жили душа въ душу, думали какъ бы однимъ общимъ умомъ, чувствовали однимъ сердцемъ, действовали одною волею, жили одною жизнiю.

При такой любви и такомъ тесномъ единенiи между супругами, очевидно, жизнь ихъ можетъ быть всегда сча­стливою не въ довольстве только, но и въ нужде, бедности. Где—миръ и любовь, тамъ нетъ уже места ни ссорамъ, ни обидамъ, ни поношешямъ и укоризнамъ и другимъ непрiятностямъ, тамъ и малый кусокъ хлеба, разделяемый любовiю, заменяетъ сытную трапезу, тамъ и слезы, растворяемыя взаимнымъ сердечнымъ участiемъ,. кажутся сладкими, тамъ и самые недостатки въ той или другой стороне покрываются взаимною снисходительностiю и исправляются взаимнымъ содействiемъ, советомъ, просьбою. Вернымъ выраженiемъ сердечности взаимныхъ отношенiй между супругами служитъ супружеская верность, неизменная до смерти и чуждая не только делъ, но и мыслей непозволительныхъ. Она необходимо предполагается искреннею, нелицемерною, крепкою, какъ смерть, любовiю, служитъ печатiю, венцомъ этой любви, и заграждаетъ входъ въ жилище любящей другъ друга четы всякимъ подозренiямъ, ревности и другимъ, противнымъ чистой и святой любви и нарушающимъ семейное счастiе и спокойствiе, порокамъ.

Храня взаимную любовь, верность, христiанскiе су­пруги обязываются заботиться другъ о друге, какъ бы каждый изъ нихъ заботился о себе самомъ,—обязываются помогать другу другу во всехъ трудахъ и попеченiяхъ житейскихъ, не разделяя трудовъ и заботъ на мои и твои,— обязываются утешать другъ друга въ горести и несчастiи, сорадоваться другъ другу въ счастiи, подавать другъ другу советы, другъ друга предостерегать, и, что всего важнее, обязываются утверждать другъ друга въ истине и добро-

28 СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ.

детели, молиться не только другъ за друга, но и другъ съ другомъ и, такъ сказать, общими силами содевать свое спасенiе.

Кромъ исчисленныхъ общихъ обязанностей, есть у хри-стiанскихъ супруговъ и другiя обязанности—частныя, изъ коихъ одне более относятся къ мужу, а другiя къ жене. Какiя это обязанности? Мужъ есть глава жены, говоритъ св. ап. Павелъ, какъ и Христосъ—глава церкви, и вместе Спаситель тела. Отсюда, какъ глава управляетъ теломъ, печется объ немъ, бережетъ его, защищаетъ его и проч., такъ точно и мужъ есть главный распорядитель и упра­витель въ доме, и его первейшая обязанность —беречь, хранить и защищать свою жену, какъ свое собственное тело; его прямой долгъ — трудами своими доставлять содержанiе какъ ей, такъ и всему семейству. Съ такою сердечною заботливостью о жене не совместна никакая грубость, суровость, въ которой можетъ вызвать мужа перевесъ въ немъ силы предъ женою. Къ сожаленiю, бываютъ у насъ примеры такой суровости, бываютъ даже побои женамъ отъ мужей, особенно подъ пьяную руку. Это со­вершенно не по-христiански. Это—тяжкiй грехъ противъ природы и противъ заповеди Божiей, изреченной въ слове Божiемъ такъ: мужья, любите женъ вашихъ и не будьте къ нимъ суровы! (Колос. 1, 19). Когда ты поднялъ руку на жену, то вспомни, что это—все равно, что на себя под­нимаешь: если ты этого не чувствуешь, то ты—самый же-стокiй, безчувственный человекъ! Но бойся, чтобъ не привела тебя въ чувство карающая рука Божiя! И мало того, что мужъ не долженъ оскорблять, угнетать свою жену, онъ обязанъ еще быть уважительнымъ, внимательнымъ къ ней, именно потому, что она слабее его, но, подобно ему, живетъ для высокой цели. Не отъ себя говорю это, а изъ слова Божiя, которое учитъ: мужья! обращайтесь благоразумно съ женами, какъ съ сосудомъ слабейшимъ, и оказывайте имъ честь, какъ сонаследницамъ животворной благодати (Петр. 3, 7).

семейная жизнь. 29

Какiя же особенныя обязанности жены предъ мужемъ? Жены! своимъ мужамъ повинуйтесь, какъ Господу, потому что мужъ есть глава жены, говоритъ тотъ же св. апостолъ. Отсюда особенная обязанность жены состоитъ въ повиновенiи своему мужу. Св. Апостолъ присовокупляетъ даже, что „жена да боится своего мужа". (Ефес. 5, 33). Но христiанскiе супруги не должны здесь думать, что жена должна повиноваться мужу, бояться его, трепетать предъ нимъ, какъ раба, какъ подданная, какъ невольница. Такъ было только у народовъ поганыхъ, неверныхъ, или язычниковъ. У насъ, христiанъ, повиновенiе жены мужу должно быть не рабское, порождаемое страхомъ немилости мужа, какъ господина, а свободное, сердечное, порождаемое любовiю къ мужу, какъ наилучшему другу жизни. Каждая добрая жена непременно сознаетъ, что она безъ мужа — слабое творенiе, что мужъ — ея защита и опора, что онъ всегда—опытнее и предусмотрительнее ея; вследствiе сего она всемъ сердцемъ вверяется его руководству, охотно слушаетъ его благiе советы, съ любовiю повинуется его добрымъ распоряженiямъ и приказанiямъ; она старается угождать ему и постоянно носитъ въ душе опасенiе, по­жалуй, скажемъ, страхъ, какъ бы не оскорбить чемъ нибудь своего любимаго друга, самаго надежнаго руководителя, покровителя и защитника. Такою покорностiю, кротостiю, вообще добрымъ нравомъ, примерною жизнiю, жена можетъ сделать пользы, добра себе, мужу, всей семье гораздо более, чемъ, напр., упрямствомъ, ворчливостiю, хитростiю. Кроткимъ, добрымъ нравомъ, житiемъ жена можетъ переделать худо на добро, исправить мужа. Это также заверяетъ намъ слово Божiе. Известно, что когда при апостолахъ только что основалась вера, церковь Христова между неверными, то часто случалось, что въ одной семье мужъ оставался еще невернымъ, а жена уже сделалась христiанкой. И вотъ такимъ-то женамъ, у которыхъ мужья еще упорно отвергали слово веры, св. апостолъ Петръ говоритъ: „вы, жены, повинуйтесь своимъ

30 СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ.

мужьямъ, дабы те изъ нихъ, которые не покоряются слову, житiемъ женъ своихъ безъ слова прiобретаемы были, когда увидятъ ваше чистое и богобоязненное житiе."И всегда много было и бываетъ примеровъ, что старанiемъ доброй, кроткой, терпеливой и разумной жены мужъ отставалъ отъ дурныхъ нравовъ, навыковъ, напр., пьянства, мотовства, драчливости, распущенности, делался порядочнее, умереннее, набожнее и т.п. Если же тебе, супруга, нетъ надобности исправлять мужа, то чемъ онъ достойнее, темъ более старайся быть достойною его, подражать, особенно же быть помощницею ему. Этотъ главный долгъ указанъ самимъ Богомъ предъ созданiемъ жены первому человеку. Не добро быти человеку единому, сказалъ Богъ, сотворимъ ему помощника по нему. „Потому-то долгъ каждой жены—помогать мужу въ его трудахъ и заботахъ, смотреть за домашнимъ хозяйствомъ и постоянно заботиться о томъ, чтобы искреннею любовiю и нежною внимательностiю къ мужу услаждать его домашнюю жизнь такъ, чтобы онъ въ ласкахъ и внимательности къ себе со стороны подруги своей жизни находилъ успокоенiе отъ своихъ трудовъ и забывалъ тяжесть ихъ.

Но, любя другъ друга, заботясь другъ о друге, трудясь и, такъ сказать, живя другъ для друга, не забывайте, христiанскiе супруги, что более всего должны вы любить Бога, жить для Бога и своего спасенiя. Есть опасность, что среди обыденныхъ семейныхъ заботъ, попеченiй вы можете забывать о Боге. Объ этой опасности напоминаетъ и слово Божiе, когда указывая превосходство жизни девственной, посвященной Богу, предъ жизнiю супружеской, говоритъ: „неженатый заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу; а женатый заботится о мiрскомъ, какъ угодить жене... Незамужняя заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу, чтобы быть святою и теломъ, и духомъ; а замужняя заботится о мiрскомъ, какъ угодить мужу". Но постарайтесь, христiанскiе супруги, удалить такую опасность. Это возможно. Можно и живя въ супружестве

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. 31

достигнуть такой же и даже высшей праведности, какъ и живя въ девстве, въ строгихъ подвигахъ отшельничества. Великому подвижнику Макарiю, спасавшемуся въ пустыне, однажды было открыто, что неподалеку отъ него есть въ мiре две жены, праведностiю—выше его. Святой пошелъ искать ихъ и, нашедши ихъ въ одномъ доме, спросилъ: „въ чемъ ваша праведность, какiя дела ваши?»—„Какiя же у насъ дела особенныя! сказали оне. Мы живемъ съ мужьями, какъ и всякiя жены". Старецъ упрашивалъ ихъ еще сказать что-либо о своей жизни, и оне сказали: вышли замужъ въ одинъ домъ за родныхъ братьевъ, и съ техъ поръ вотъ пятьдесятъ летъ живемъ вместе и не сказали одна другой ни одного злого или сквернаго слова, никогда не ссорились, а всегда жили и живемъ мирно. Хотели было мы оставить мужей и посвятить себя одному Богу, но мужья не захотели отпустить насъ, мы повиновались имъ и дали обетъ, чтобы, и въ мiре оставаясь, не говорить никакого худого слова мiрского". Заметьте, жены и мужья, что семейныя обязанности, заботы не помешаютъ вамъ, если только захотите быть людьми благочестивыми, пра­ведными, быть въ числе угодниковъ Божiихъ. Въ житiяхъ святыхъ есть множество примеровъ святыхъ Божiихъ, жившихъ въ мiре, христiанскихъ мужей и женъ. Тамъ же видимъ много примеровъ и на то, какъ христiанскiе супруги помогали другъ другу упражняться въ добрыхъ делахъ, поддерживали, поощряли другъ друга въ подвигахъ благочестiя, молитвы, покаянiя, самоисправленiя, въ делахъ милосердiя, благотворенiя и другихъ, словомъ—общими силами соделывали свое спасенiе. Чемъ живее была взаимная любовь ихъ, темъ шире и сильнее была общая любовь ихъ къ небесному жениху каждой христiанской души—Господу Iисусу Христу!

32 семейная жизнь.

II.

Помните ли, други мои, прошлую беседу мою? Я го-ворилъ о томъ, кто установилъ семейный союзъ и какое значенiе имеетъ этотъ, освященный Богомъ союзъ. Затемъ говорилъ я и о томъ, какiя обязанности христiанскихъ супруговъ—мужей и женъ. Но когда Господь Богъ благословилъ, или благословитъ, супруговъ детьми, прi-умножилъ семью ихъ, то здесь возникаютъ новыя обязанности. Это—обязанности родителей къ детямъ. Объ нихъ-то буду теперь беседовать и обращаю слова мои къ вамъ, христiанскiе отцы и матери!

Чувствуете ли вы, христiанскiе отцы и матери, высокую честь свою, ту именно честь, что вы — отцы и матери? Самъ Богъ любитъ называться Отцомъ нашимъ, самъ Сынъ Божiй благоволилъ иметь Матерь, благословенную въ женахъ, Деву Марiю! Если чувствуете это, то поймите и священный долгъ вашъ, или те обязанности, какiя лежатъ на васъ по отношенiю къ детямъ. Какiя это обязанности? Укажу на главныя и кратко.

Первая это — любовь къ детямъ. Но нужно ли еще учить васъ ей? Не самая ли природа даетъ эту любовь родителямъ? И звери несмысленные—и те любятъ и жалеютъ своихъ детенышей? Не сама ли природа, или лучше Богъ, все мудро устроившiй въ природе, устроилъ и то, что любовь родительская постоянно оживляется, возбуждается, награждается тою утехою, радостiю, какая сама собою возникаетъ въ сердце отца и матери при взгляде на детей, при ласканiи ихъ? Не Онъ ли устроилъ, что дети-малютки, неимеющiя, кажется, ничего, чемъ бы могли нравиться, привлекаютъ сердца родителей однимъ своимъ взглядомъ, ласками, своимъ детскимъ языкомъ или лепетомъ, который и безъ словъ говорить нежнее, трогательнее языка людей взрослыхъ? Такъ! не любить детей родителямъ неестественно! И если бы нашлись отцы, матери, не любящiе своего дитяти, то ихъ можно бы на-

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. 33

звать безчеловечными, худшими на этотъ разъ, самыхъ дикарей и зверей!

Итакъ, я надеюсь, что вамъ, почтенные отцы и матери, мне нечего напоминать о любви къ детямъ. Но вотъ о чемъ, быть можетъ, следуетъ напомнить, если не всемъ, то некоторымъ изъ васъ. Бываетъ, что однихъ детей любятъ больше, другихъ меньше. Это нехорошо, несправедливо! Пусть, напримеръ, одно твое дитя красивее, дороднее, умнее, бойчее другого. Утешайся первымъ, но люби равно и последняго. Разве и оно не также — твое дитя? Разве оно виновато въ своихъ недостаткахъ? Не темъ ли более ты долженъ жалеть его, что оно — съ недостатками, чтобы своею любовiю ободрить его, какъ бы вознаградить за его недостатки? При томъ, кто знаетъ, что еще будетъ изъ каждаго изъ твоихъ детей? Слово Божiе учитъ, что часто последнiе бываютъ первыми и первые последними. Но твое дитя, скажешь, злонравно, непослушно, лениво, распущено? Темъ больше, отвечу я, ты жалей его, а отнюдь не ненавидь. Кто знаетъ, можетъ быть и оно, какъ тотъ блудный сынъ, одумается, исправится. Твоя любовь вернее злости исправитъ его; если для исправленiя ты долженъ наказывать его, то и это делай отъ любви, а не отъ злости. Но тутъ я уже перехожу ко второй обязанности родительской.

Эта вторая обязанность есть попеченiе о детяхъ. Та же природа, которая вложила въ сердце родителей любовь къ дътямъ, внушаетъ имъ и заботиться о детяхъ. Взгляните на малое дитя. Оно слабо, безпомощно, неразумно, не можетъ само прокормиться, прожить, сказать о своей нужде, боли. А сколько разъ оно бываетъ въ опасности обрезаться, обжечься, искалечиться, убиться! Какъ тутъ не поверить, что детей хранитъ некая высшая сила! А Спаситель нашъ учитъ, что есть у нихъ ангелы — хранители, которые всегда видятъ лице Отца небеснаго. Но уповая на Бога и ангела хранителя, христiанскiе отцы и матери, заботьтесь и сами о детяхъ. Съ вами Отецъ не-

34 семейная жизнь.

бесный раздаляетъ попеченiе свое о вашихъ детяхъ и некогда потребуетъ отъ васъ отчета въ немъ.

Но въ чемъ должно состоять попеченiе о детяхъ?

Прежде всего — въ христiанскомъ воспитанiи ихъ. Дети ваши чрезъ крещенiе возрождены духовно, усыновлены Богу, стали наследниками царствiя небеснаго. Имейте же всегда въ памяти это высшее назначенiе детей, назначенiе каждаго человека. Объ немъ-то говоритъ и Спаситель. Самъ Онъ, Сынъ Божiй благоволилъ быть Сыномъ человеческимъ и былъ младенцемъ. Любилъ онъ детей и приближалъ ихъ къ себе. Когда среди народа приводили къ Нему детей, а окружавшiе Его не допускали ихъ, то Онъ сказалъ: пустите детей и не препятствуйте имъ приходить ко Мне; ибо таковыхъ есть царствiе небесное. Старайтесь же, отцы и матери, воспитать детей прежде всего для царствiя небеснаго. Съ раннихъ летъ вселяйте въ нихъ любовь къ Богу и ближнимъ, учите молиться, веруя, что Господь принимаетъ себе хвалу и изъ устъ младенцевъ и ссущихъ, наставляйте на всякую душеспа­сительную истину, всякое добро. Такъ всегда поступали древнiе, свято-чтимые христiане, напримеръ, тъ, которые жили во времена гоненiй, когда язычники мучили и убивали христiанъ за веру: „Сынъ мой! говорила одна мать своему сыну, не считай твоихъ годовъ, но съ самыхъ юныхъ годовъ начни въ сердце своемъ носить истиннаго Бога. Ни что въ свете не достойно столь горячей любви, какъ Богъ; ты скоро увидишь, что для Него оставляешь, и что въ Немъ прiобретаешь". Или еще примеръ. „Отъ кого ты узналъ, что Богъ — одинъ?" спросилъ языческiй судья христiанскаго отрока. Тотъ отвечалъ: „Этому научила меня мать, а мать мою научилъ Духъ Святый и научилъ ее для того, чтобы она меня научила. Когда я качался еще въ колыбели и сосалъ ея грудь, тогда еще научился веровать во Христа". Вотъ почему дети тогдашнихъ христiанъ были такъ тверды въ вере, такъ мужественны и сильны духомъ, что нередко вместе или вследъ за отцами, мате-

___________________ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. _______ 35

рями переносили все страданiя и даже умирали за Христа.

Но, воспитывая своихъ детей для царствiя Божiя, для жизни небесной, старайтесь воспитывать ихъ и для земной жизни, заботьтесь о земномъ счастiи ихъ. Что для этого нужно? И для этого весьма много будетъ значить то, если вы воспитаете детей вашихъ по христiански. Спаситель говоритъ: ищите прежде царствiя Божiя и правды его, и все сiе, т.е. все прочее, что необходимо для жизни, приложится вамъ. А святой апостолъ Павелъ учитъ, что благочестiе на все полезно, ибо ему принадлежитъ обетованiе настоящей и будущей жизни. Такъ, братiе, если дети ваши, при вашихъ старанiяхъ, выйдутъ добрыми христiанами, то это будетъ самымъ надежнымъ залогомъ и земного счастья ихъ. Почему? Потому что, во-первыхъ, добраго христiанина и Богъ благословить добромъ, во-вторыхъ, добрый христiанинъ будетъ и добрымъ семьяниномъ, усерднымъ слугою, честнымъ человекомъ и т. д.,— словомъ онъ будетъ веренъ своимъ обязанностямъ, потому и покоенъ совестiю: а такой человекъ всегда счастливее другихъ. Если онъ и не будетъ иметь многаго, то сумеетъ быть довольнымъ немногимъ, а потому и счастливымъ. Если и постигнутъ его беды и скорби; то онъ перенесетъ ихъ благодушнее, тверже другихъ, находя облегченiе въ надежде на Бога и блаженную вечность.

Но, помня все это, отцы и матери, отнюдь не прене­брегайте и обыкновенными средствами къ счастiю вашихъ детей. Какiя это средства?

Первое — это забота о здоровьи вашихъ детей. Здоровье есть драгоценнейшее благо жизни. — Что человекъ безъ здоровья? Помните же, особенно матери, что отъ детства часто зависитъ здоровье на всю жизнь. А для здоровья нужны: хорошая своевременная пища, чистота и опрятность, упражненiе силъ работой, но не чрезмерной, не надрывающей молодыхъ сил


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: