Билет №8. Вопрос 2. Уровни взаимодействия профсоюзов и объединений работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления

ФЗ «Об общественных объединениях» - от 19 мая 1995г. – является базовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) - ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях».

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях» определяет понятия и статус учредителей, членов и участников общественных объединений.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Важнейшей гарантией свободы объединения является соблюдение принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Право на объединение, гарантированное ст.30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация; - общественное движение; - общественный фонд;

- общественное учреждение; - орган общественной самодеятельности.

Самостоятельным видом общественных объединений, требующим отдельной регламентации в силу своей значимости, являются политические общественные объединения. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 ФЗ «Об общественных объединениях»).

В зависимости от территориальной сферы деятельности можно говорить о таких видах общественных объединений как общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Билет №8. Вопрос 2. Уровни взаимодействия профсоюзов и объединений работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления.

Уровни СП Виды соглашений Органы Название соглашений
1)Федеральный Общефедеральные (межотраслевые) Отраслевые (отрасли) Генеральное соглашение между Правительством РФ, Общероссийским объединением Профсоюзов и Объединением работодателей
2)Межрегиональный Межрегиональные и межотраслевые Межотраслевые Межрегиональное отраслевое
3)Региональный Отраслевые и межотраслевые Отраслевые (отрасль) Региональное отраслевое
4)Территориальный Отраслевое территориальное Отрасль, территория Территориальное межотраслевое
5)Локальный Предприятие, организация, первичное отраслевое 2-х стороннее отраслевое Коллективный договор (соглашение)

В соответствии со статьёй 45 ТК РФ предусмотрены следующие органы:

· на федеральном уровне – трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений представлена из равного количества представителей 3-сторон социального партнёрства (гос-во, объед. общероссийских профсоюзов и объедин. работодателей). На данный уровень отношений выносятся вопросы или неразрешенные проблемы, связанные с социально-трудовыми и экономическими отношениями. Данная трехсторонняя комиссия работает и на региональном уровне в том же представительстве, как и на федеральном уровне.

· территориальный уровень представлен работой 2-хсторонних комиссий из представительства органов исполнительной власти и объединения отраслевых общероссийских профсоюзов. Как правило, возглавляют эти комиссии на федеральном уровне – координатор – представитель органа исполнительной власти и два со-координатора – представители от объединений профсоюзов и от объединений работодателей. По обсуждению, вносим. на комиссию вопросов, составляется протокол, и в результативной части этого протокола формируются рекомендации. Как правило, эти рекомендации представлены для органа исполнит. власти. Все решения, проходящие через протоколы всех уровней комиссий – носят рекомендательный характер для гос. органов власти. В случае недостижения консенсуса по тем или иным вопросам, составл. доп-но к протоколу «протокол разногласий».

· отраслевое региональное соглашение – используется на территориальном уровне (отрасль, муниципальный район, объединение работодателей – все отраслевые). Состоит как правило из 5-6 разделов, которые обеспечивают для участников соц-ого партнёрства след. соц. нормы:

Раздел ОРС – обеспечивает экономические условия работы организации отрасли. Все три стороны принимают на себя трехсторонние обязательства, направленные на разработку и формирование предложений в органы исп. и законодат. власти по созданию благоприятных экономических условий для стабилизации и устойчивого развития отрасли.

Раздел ОРС – обязательства работодателей. Они должны участвовать в разработке и реализации отраслевых программ, принимать конкретные меры по улучшению экономич., финансовых состояний организаций и увеличению произв-ва продукции, товаров и услуг, необходимых для населения, а также постоянное повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; обеспечение своевременных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, особенно в пенсиооные фонды и фонды соц. страхов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: