Методы факторного статистического анализа показателей прибыли и рентабельности

Ведущее место в изучении прибыли от реализации продукции (работ, услуг) отводится факторному анализу. Рассмотрим влияние средних цен реализации, себестоимости единицы продукции, объема и структуры реализованной продукции на динамику прибыли от реализации.

Роль каждого из этих факторов определяется с помощью индексного метода. Используем для этого общепринятые обозначения:

- цена за единицу продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

- количество продукции;

- себестоимость единицы продукции.

Абсолютный размер прибыли по нескольким видам продукции можно выразить как разность между выручкой от реализации () и затратами на производство ().

Абсолютный прирост прибыли можно представить следующим образом:

() – ()

Прирост прибыли за счет изменения средних цен реализации находится как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода и объемом реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по ценам базисного периода:

Прирост прибыли в результате изменения себестоимости продукции – это разность между объемом реализованной в отчетном периоде продукции, пересчитанной по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции:

Влияние изменения объема реализованной продукции на прибыль устанавливается сравнением прибыли базисного периода и прибыли от фактически реализованной продукции, пересчитанной по цене и себестоимости базисного периода:

() – ()

Прирост прибыли в результате изменения объема реализации и структурных сдвигов рассчитывают следующим образом:

,

где

— выручка от реализации продукции (работ, услуг), скорректированная на НДС и акцизы;

— затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Влияние себестоимости проявляется через показатель затрат на производство и реализацию продукции. Сравнивая затраты на фактически реализованную в текущем периоде продукцию при базисных и фактических уровнях себестоимости, определяют, на какую сумму уменьшаются (увеличиваются) затраты и соответственно увеличивается (уменьшается) прибыль за счет данного фактора:

Для того чтобы определить влияние изменения объема реализованной продукции, необходимо сначала определить индекс физического объема реализованной продукции:

Действие четвертого фактора — структуры реализованной продукции — можно определить как остаточную величину балансовым методом:

Обратимся теперь к показателям рентабельности. Они характеризуют относительную доходность (прибыльность) той или иной дея­тельности, измеряемую в процентах к текущим затратам на производство или к затратам капитала. Различают следующие показатели рентабельности:

общая рентабельность определяется делением величины балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств. По экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует величину прибыли в расчете на 100 руб., вложенных в основные производственные фонды, нематериальные активы и материальные оборотные средства. На динамику этого показателя, характеризующего эффективность авансированных затрат, оказывает влияние изменение уровня фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств;

рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости (или к издержкам обращения в торговых организациях). Этот показатель характеризует прибыль, приходящуюся на 100 руб. текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

С использованием прежних обозначений рентабельность продукции может быть выражена следующим образом:

Изменения в уровне рентабельности продукции происходят под влиянием изменений структуры реализованной продукции, себестоимости продукции и цен на реализуемую продукцию. Абсолютное изменение рентабельности продукции за счет каждого фактора может быть исчислено на основе следующих формул: влияние изменений в структуре реализованной продукции:

влияние изменения себестоимости продукции:

влияние изменения цен на реализованную продукцию:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: